Д. К. Ахтырский, преподаватель кафедры истории отечественной философии Российского Государственного Гуманитарного Университета

 

Владимир Соловьев и Даниил Андреев: пророчества об Антихристе и современность

 

1

 

Антихрист - емкий смыслообраз, множеством нитей вплетенный в ткань христианской традиции, христианского предания. Рождается он практически в одно время с возникновением христианства как явления мировой истории. Этому, если можно выразиться по-соловьевски, "живому лицу" уделяется немалое внимание в христианской среде и сегодня - в богословских трудах, в церковных и печатных проповедях, в размышлениях и беседах. Наконец, образ антихриста - предмет интуиций, прозрений и видений мистически одаренных людей.

 

Однако же, восприятие этого образа в наши дни двойственно. Впервые употребляя слово "антихрист" в своем трактате "Роза Мира", Даниил Андреев говорит: "Антихрист! Введением этого понятия в круг настоящей концепции я отпугну больше читающих, чем, может быть, отпугнул всем рядом предшествующих глав. Понятие это дискредитировано многократно: и плоским, мелким, вульгаризированным содержанием, влагавшимся в него, и злоупотреблениями тех, кто своих политических врагов провозглашал слугой антихриста, и неоправдавшимися прорицаниями тех, кто в чертах давно уже промчавшихся исторических эпох уже усматривал черты наступающего антихристова царства" (2, 118).

 

2

 

Видимо, первоначально, во времена апостолов, слово "антихрист" широко употреблялось во множественном числе. Это подтверждается, в частности, текстом первого послания апостола Иоанна: "Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время" (1-е от Ин. 2. 20). По его же словам, антихрист есть человек, утверждающий, что имеет от Бога знание, имевший, возможно, общение с христианской общиной, но не признающий Иисуса Мессией  и Единородным Сыном Божиим (1-е от Ин. 2. 19, 22).

 

Постепенно слово "антихрист" перестает употребляться в этом значении. Значение этого слова становится единственным: это человек, посланник дьявола и исполняющий его волю, который, согласно многим пророчествам, явится в будущем и на некоторое время распространит свою власть на все человечество. Однако же он и его хозяин потерпят поражение в борьбе с силами Господа. Антихристово царство распространится на земле непосредственно перед Вторым Пришествием Иисуса Христа.

 

Апокалиптическая настроенность христианской общины была особенно сильна в первые века после Христа. Она вызывалась, с одной стороны, словами Самого Христа о том, что "не прейдет род сей", как Он явится снова; а с другой стороны, безумствами римских императоров типа Нерона и суровыми гонениями на христиан.

 

Положение кардинальным образом изменилось в IV веке, с принятием императором Константином христианства и обретением христианской церковью статуса государственной религии, когда из гонимых христиане превратились (конечно, не все) в гонителей. Напряженность ожидания "конца истории" ослабевает, усиливаясь во времена раздоров, смут, войн, эпидемий и прочих негативных "форс-мажорных обстоятельств".

 

Однако в христианской среде появляется и иное видение исторического процесса, оптимистическая футурология. В Средние века появляется идея Третьего Завета, Завета Святого Духа, установления Царства Божьего на земле еще до Второго Пришествия, до воцарения антихриста. Появляются надежды, что антихрист не придет вовсе.

 

Такое видение будущего получает сильнейший толчок в Новое время, с рождением идеи общественного прогресса. Эта идея захватывает не только атеистически настроенных людей, но и верующих. Не ставя под сомнение авторитет апостола Иоанна, они заявляют, что пророчество - это не точное предсказание, а предостережение в духе Ветхого Завета, призыв к покаянию. Человечество способно найти в себе силы "подготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его".

 

Многие люди, считающие себя христианами, перестают признавать существование персонификации мирового зла - дьявола, преисподней, демонических сил.

 

3

 

Однако же оптимистический взгляд на будущее человечества оказался серьезнейшим образом поколеблен. Для начала - кровавой и трагической французской революцией, многих и многих заставившей разочароваться в идеалах эпохи Просвещения. В XIX веке сомнение в правильности пути, избранном европейским человечеством, концептуализировалось. Возьмем одну лишь Россию - некое преддверие апокалиптической тревоги можно наблюдать, к примеру, у таких несхожих между собой мыслителей, как Киреевский и Герцен. В Достоевском же эта тревога сильна почти как у раскольников петровских времен.

 

В двадцатом же веке человечество пережило две мировые войны. Население многих стран попало под пресс жестких диктатур небывалого типа. Человечество осознало, что оно своими руками может себя уничтожить. Как материально, так и духовно.

 

В этих условиях в России появляется две новых интерпретации христианского предания об антихристе. Что характерно, источник этой интерпретации - не народные секты и пророки. Это интеллигенция. С апокалиптическим провозвестием к миру обращаются крупнейший русский философ-поэт Владимир Соловьев и поэт-философ Даниил Андреев, оба - мистики-визионеры.

 

Жили и творили Соловьев и Андреев в совершенно различных условиях. Один - в царской России, другой - в России советской. Во времена Соловьева православие являлось государственной религией, во времена же Андреева идеологией властей был атеистический марксизм-ленинизм. Свободно высказывать свои мысли в печати не могли ни тот, ни другой. Однако гонения на Соловьева ограничились запретами на чтение публичных лекций и публикацию в России некоторых произведений, Андреев же при жизни не опубликовал ни одной строчки, роман же "Странники ночи" привел Андреева на 10 лет во Владимирский централ. В отличие от Соловьева, Андреев был свидетелем двух мировых войн, знал, что такое гитлеризм и сталинизм.

 

Сравнение концепций Андреева и Соловьева в целом - тема для отдельного масштабного исследования. Скажу лишь, что лишь, что Соловьев и Андреев, возможно, самые яркие представители русской софиологической традиции. Соловьев фактически открыл эту проблематику в русской мысли, Андреев же сказал последнее на сегодняшний день самостоятельное и значимое слово.

 

4

 

Как ни странно в своих повестях об антихристе Соловьев и Андреев фактически меняются местами. Соловьев, всегда облекавший свои прозрения в строго рационалистическую форму (за исключением софийной темы), в заключительной части "Трех разговоров" становится литератором. Андреев же, говоря о завершающих фазах мировой истории, куда более философичен.

 

Действительно, "Краткая повесть об антихристе" в наследии Соловьева стоит особняком. Как-либо прокомментировать сказанное в "повести" Соловьев не захотел, не смог, или же просто не успел.

 

Проследим кратко эволюцию взглядов Соловьева на проблему мирового зла.

 

В юности Соловьев проходит стадию радикального материализма и неверия во что-либо, лежащее за пределами мира, воспринимаемого нашими органами чувств. Когда же материализм был преодолен, у Соловьева начала формироваться монистическая философская доктрина - "философия всеединства".

 

По всей видимости, логически согласованной доктрины, способной непротиворечивым образом адекватно описать универсум, в человеческой культуре не существует и на данном этапе эволюции человеческого сознания существовать не может. Мышление неизбежно останавливается перед неразрешимыми логически антиномиями. Одна из них - антиномия свободы и детерминизма. Соловьев эту антиномию смазывает. Можно сделать вывод, что для свободы в "мегасистеме" Соловьева места не остается. В "Оправдании добра" же проводится мысль о том, что в добре свободы нет, свобода может быть лишь во зле, в предпочтении зла добру. Существование же личности, подобной Творцу, и потому могущей являться носителем принципа свободы, Соловьев отрицает в "Теоретической философии", говоря, что личность есть лишь подпорка для действия божественной силы. Однако же принцип "образа и подобия" парадоксальным образом работает и в этом случае - свобода и в Боге уступает место необходимости. Фактически Бог у Соловьева не является свободным Творцом, но обусловленным безличным эманатором.

 

В такой системе для злого начала не остается места. Пришлось бы признать зло необходимым агентом добра, "силой, которая вечно хочет зла, но вечно совершает благо". Оправдание добра обернулось бы оправданием зла. Зло в духе неоплатонизма оказывается просто недостатком блага. Естественно, при таком видении мира отсутствуют и персонификации зла, к чему Соловьев непременно пришел бы - с его-то идеей "идеи-лица", "живой идеи", "конкретной идеи". Соловьев последовательно отрицает существование дьявола, нечистой силы и ада - они не вмещаются в его концепцию всеединства. По всей видимости, так продолжалось бы и дальше, если бы Соловьев не был одаренным мистиком-визионером. В последние годы жизни он неоднократно имел видения нечистой силы в различных обличьях. Имеющий внутренние основания доверять своему мистическому опыту, Соловьев изменяет свои воззрения на проблему зла, однако успевает изложить свое новое понимание лишь в "Краткой повести".

 

В ней фигурирует не только Антихрист. Появляется и дьявол, хотя и не называемый этим словом. "Перед ним обрисовалась какая-то светящаяся фосфорическим туманным сиянием фигура, и из нее два глаза нестерпимым острым блеском пронизывали его душу" (1, 466). Неясно даже, что это было: действительное ли явление сущности, противостоящей Богу, или же галлюцинация доведенного своей гордыней до состояния помешательства человека.

 

Отсутствие комментариев самого Соловьева понятно. Как он мог бы объяснить явление Антихриста? Это потребовало бы создания новой философии истории. Более того, потребовало бы кардинального пересмотра всей метафизической системы. Соловьев же чувствовал, что на такой титанический труд времени у него не остается.

 

5

 

Эволюция взглядов Андреева нам практически неизвестна. Единственное написанное им не-художественное произведение - "Роза Мира". Роман "Странники ночи" погиб на Лубянке. Масштабные поэтические ансамбли - "Русские боги" и "Железная мистерия" - написаны почти в то же время, что и "Роза Мира". Анализ более ранних поэтических произведений не дает возможности составить целостное представление о взглядах Андреева на многие проблемы, в том числе и на проблему зла. Что же касается "Розы Мира", то противостояние мировому злу является сквозной ее темой. Один из первых подразделов книги носит название "Происхождение зла". "В незапамятной глубине времен некий дух, один из величайших, называемый нами Люцифером или Денницей, выражая неотъемлемо присущую каждой монаде свободу выбора, отступил от своего Творца ради создания другой вселенной по собственному замыслу. К нему примкнуло множество других монад, больших и малых" (2, 46).

 

Центральные темы Андреева - свобода, любовь и творчество. Заложенные в каждом живом существе, эти потенции и есть "образ и подобие Божие". Однако они могут быть реализованы различным способом. Свобода позволяет выбирать любые пути. Любовь может быть направлена исключительно на себя. Творить же человек может во имя свое, во имя самоутверждения, противопоставления себя остальному миру.

 

Цель демонических сил, отвергнувших любовь как божественный принцип - захват Вселенной. Власть они пытаются осуществлять с помощью противоречивого принципа насилия, в силу чего неизбежна их борьба не только с Богом, но и между собой. Союзы, в которые они организуются - лишь временные. Каждый из демонов мечтает о единоличной власти во Вселенной. Способ поддержания сил - впивание энергии страдания живых существ, а также излучений, сопутствующих негативным их состояниям, таким, как похоть, алчность и т.д.

 

Бог творит только монады - высшие "я" живых существ. Все существующее в мире - творчество самих монад, в том числе и вторичные мировые законы (помимо принципов свободы, любви и творчества). Законы нашей планеты, ставшей одной из арен борьбы провиденциальных и демонических сил есть некая равнодействующая этой борьбы. Прежде всего это касается законов биологического мира - таких, как смерть и взаимопожирание. Планета есть многоуровневое тело - система связанных друг с другом пространств (миров, реальностей, в терминологии Андреева - "слоев") с разным числом пространственных и временных координат, заполненных материальностью различного типа, населенных различными живыми существами. Цель демонов - поработить все живые существа планеты и заставить их страдать. Цель светлых сил - объединяться в свободе и любви ради просветления всего и вся и творчества во имя Господне.

 

Силы Света и Тьмы на нашей планете представлены двумя полюсами - Планетарным Логосом, личностной манифестацией второй ипостаси Троицы, Бога-Сына, Логоса Вселенной для нашей планеты; и планетарным демоном. Человечество - предмет их борьбы, одно из ключевых звеньев в мистерии нашей планеты.

 

Ключевыми моментами истории человечества являются два пришествия в наш "слой" Планетарного Логоса. Одно уже было, - в лице Иисуса Христа - второе воспоследует. Второе Пришествие Христа вместе с просветленными всех культур человечества станет, в частности, преображением нашего мира, в результате которого обитающее в нем человечество станет Богочеловечеством. Однако Второе Пришествие, в силу активности демонических сил и подверженности людей их влиянию, будет предварено явлением антихриста и превращением человечества в дьяволочеловечество.

 

Многие силы, действовавшие в человечестве на протяжении последней тысячи лет и действующие сегодня, суть орудия подготовки демоническими силами явления антихриста, человека с дарованиями огромного масштаба, потребными для объединения человечества под своей властью и демонизации подавляющего большинства человеческих сознаний. Такой силой ранее была папская иерократия. XX век стал ареной борьбы трех идеологий, инспирированных темными силами. Это гитлеровский фашизм, сталинский большевизм и космополитический американизм. В ходе этой борьбы мог быть выявлен сильнейший, под чьей властью мир и объединится - и будет готов для воцарения антихриста.

 

6

 

Прежде, чем обратиться к современному положению вещей в мире и с позиций человека, живущего в начале XXI века, взглянуть на детали пророчеств-предупреждений Соловьева и Андреева, стоит сказать несколько вводных слов. Первое: анализ будет по необходимости кратким, соответствующим формату конференций. Второе. Ценность этого анализа не универсальна, так как в силу разности мировоззрений для одних эти предупреждения - не более, чем бред полусумасшедшего фанатика, для других - ересь, для третьих же они исполнены трагического смысла.

 

7

 

Попробуем, исходя из взглядов наших мыслителей, предположить, какие именно реалии и тенденции современного мира они бы сочли знаками приближающегося пришествия Антихриста.

 

Первое и абсолютно необходимое условие для воцарения Антихриста - объединение мира на бездуховной основе. Основным проводником бездуховной идеологии, навязывающим ее человечеству, в политической сфере являются Соединенные Штаты Америки. В мире действуют и другие негативные силы, такие, как радикальный исламизм, но их мощь не идет в сравнение с мощью - экономической и военной - Соединенных Штатов. В мире идет процесс глобализации - унификации политических и экономических систем, происходит формирование глобального рынка. Торжеству рынка способствует распространение рыночной идеологии. Ее принцип - уничтожение ценностей ради господства цен. Две двигательных силы - стремление к успеху и неограниченное потребление.

 

Процесс глобализации может идти разными путями. Правильный путь - формирование общечеловеческой культуры без потери своеобразия всех существующих культур, взаимообогащение, соборное творчество всех народов мира. Сегодня же происходит, напротив, ликвидация своеобразия, унификация, выхолащивание содержания культурного наследия.

 

Мы живем в постдемократическую эпоху. При формальном сохранении демократических институтов власть в большинстве ведущих странах мира фактически перешла в руки международной олигархии, контролирующей мировую финансовую сферу и самые влиятельные СМИ. Возможности этой никем не избранной силы огромны, цели неясны, способности же ее контролировать с помощью СМИ общественное мнение поразительны.

 

Национальные культуры народов, одухотворенные великими религиозно-мистическими традициями, уступают место безликой и плоской "массовой культуре". Массовая культура является средством втягивания отдельных людей и целых народов в процесс профанаторской глобализации в силу своей примитивности, доступности, способности играть на низших человеческих страстях.

 

С начала прошлого века распространяются представления, согласно которым сексуальность является базовой энергией человека, а все явления культуры - лишь трансформации этой базовой энергетики, а потому вторичны. Для огромного числа людей стремление к сексуальному удовлетворению становится основной жизненной мотивацией.

 

В глубочайшем кризисе находится не только мировое искусство, но и мировая наука. Гуманитарные науки попали в маргинальную сферу, за исключением ученых, обслуживающих интересы политических и экономических структур, прежде всего политологов и социологов. Прочие же науки становятся прикладными, так как силы, финансирующие науку, заинтересованы только в том, чтобы новые изобретения могли быть использованы для производства товаров потребления.

 

Экологические проблемы. Об этом нечего и говорить.

 

Этим процессам могли бы противостоять, например, традиционные религиозные конфессии. Однако одни из них настолько косны и инертны, что не способны оперативно реагировать на изменения в мире, другие вступают на радикальный фундаменталистский путь силового противоборства с новым мировым порядком, третьи же изначально лишены чувства истории, а потому не считают нужным обращать внимание на перемены в мире сансары.

 

8

 

Объединение мира у Соловьева происходит в жанре "войны цивилизаций" Хантингтона. Мир пытаются захватить объединившиеся на основе "панмонголизма" китайцы и японцы. Они захватывают Европу, однако европейцы находят в себе силы преодолеть внутренние разногласия и сбросить иноземное иго. Антихрист, придя к власти в Соединенных Штатах Европы, становится - с помощью универсальной всепримиряющей доктрины (содержание которой Соловьев не раскрывает) и военной силы - императором земного шара. Следует заметить, что Соловьев - последовательный европоцентрист. Восток для него - это исламский мир. Индийская и китайская традиции Соловьеву фактически неизвестны. Тем не менее, Китай для него - олицетворение безликой агрессивной бездуховной силы. Власти Антихриста с наибольшей легкостью покоряются именно народы Азии, прельщенные чудесами мага Аполлония.  У Андреева же народы Азии, напротив, сопротивляются Антихристу, в силу многих причин, наиболее упорно. Другой же фактор объединения мира - деятельность могущественных масонских организаций, за которыми стоят мировые финансы.

 

Однако же основа объединения мира, по Соловьеву, вполне благая. Торжество европейской культуры над безликим противником. Распространение некой всепримиряющей доктрины, беспримерной в истории, единственный порок которой - молчание о Христе. Распространение же безверия Соловьев не считает негативным изменением - просто у людей отпадает необходимость быть номинальными членами той или иной конфессий.

 

Поскольку никаких серьезных изменений в человечестве, помимо его объединения, не происходит, следует признать: Соловьев полагал, что современное ему общество уже готово к приходу Антихриста, что дополнительных изменений не требуется. По его мнению, историческая драма уже сыграна: хотя эпилог и может быть растянут на пять актов, сути дела это не меняет.

 

Откровенно говоря, история, рассказанная Соловьевым, напоминает современные голливудские блокбастеры типа "Омен". Антихрист является чем-то внешним для человечества. Он - только проверка, экзамен: отрекутся ли христиане от Христа, признают ли Антихриста воплощением Божества или устоят.

 

9

 

Андреев же далек от соловьевского детерминизма. Предшествующими ходом развития событий на нашей планете предопределены лишь приход антихриста, которое не удастся предотвратить, и Второе Пришествие Христа. Все прочее вариативно. Впереди у человечества - ряд ветвящихся дилемм. В "Розе Мира" Андреев рассматривает лишь одну из вероятностей, наиболее желательную для человечества. Однако же указывает, что вероятность именно такого хода развития событий невелика. Он описывает ситуацию, в которой светлые силы до прихода Антихриста одерживают временную победу. Человечество объединяется на светлой основе. Все его силы направляются на развитие лучших сторон человеческой натуры. Происходит синтез религии, искусства и науки. Общий язык между собой находят представители разных религиозных традиций. Обновленное христианство объединяет под своим началом все "религии правой руки". Однако со временем неизжитые в человечестве корни зла прорастут. Останется невыкорчеванной жажда власти и стремление к ничем не контролируемой сексуальной свободе. Эти чувства и будет эксплуатировать Антихрист, который соединит в себе показную праведность и гениальность научную, художественную и политическую, благодаря чему и придет к власти над человечеством.

 

К сожалению, история Антихриста в изложении Андреева известна хуже, чем та же история в изложении Соловьева. Она содержит слишком много важных деталей, чтобы просто адекватно пересказать ее, а не то что прокомментировать.

 

Суть же заключается в следующем. Человечество, для того, чтобы стать дьяволочеловечеством, должно пройти через ряд трансформаций, частью предшествующих воцарению Антихриста, частью - долженствующих произойти уже под его непосредственным руководством.

 

Андреев в конце пятидесятых годов предрек разрушение Варшавского договора и победу США в холодной войне. Именно в 50-е годы, согласно прозрению Андреева, происходит перенос демонической санкции на объединение мира с Советского Союза на Соединенные Штаты. Если светлые силы не сумеют этому воспрепятствовать, то объединение мира произойдет на основе "космополитического американизма". Сущность его Андреев фактически не описывает, но очевидно, что имеются в виду именно те черты современного глобального общества, которые были упомянуты мной выше.

 

Некоторые из пророчеств Андреева, которые он делает в отношении XXI-XXII веков, сбываются уже сейчас. Это касается развития некоторых направлений искусства, так называемой сексуальной революции, уничтожения природы и многих других реалий современной жизни. При сохранении сущенствующих тенденций, уже через полвека человечество будет готово к тому, чтобы принять Антихриста.

 

Однако что же в этой ситуации делать? Не является ли лучшим способом действия добровольная изоляция, уход в пустыню и подготовка в посте и молитве к грядущим испытаниям?

 

Согласно взглядам Андреева, конструктивная социальная деятельность оправдана всегда. Даже перед лицом темной эпохи, которая с неизбежностью наступит. Приход Антихриста можно постараться отсрочить, а за это время подготовиться должным образом к его приходу. Объединенное на светлой духовной основе человечество усилит Христово воинство. Мы - соработники Христа. Количество духовных жертв Антихриста окажется сокращено, а Второе Пришествие приближено. Облегчатся, по словам Андреева, и задачи "второго эона" - задачи вызволения из преисподней душ, совращенных Антихристом (Андреев, в конечном счете, - сторонник концепции апокатастазиса).

 

10

 

Объединяет Соловьева и Андреева призыв к бдительности, к духовной зоркости. Ценность соловьевского прозрения прежде всего в том, что он делает первый, а потому самый важный шаг. Предупреждение звучит из уст мыслителя, исповедующего открытость и универсализм, чуждого ксенофобии, конфессиональной замкнутости, вовсе не склонного в каждой новой черте изменяющегося мира видеть знамение антихриста. Андреев же, по сути, конкретизирует изначальный посыл Соловьева. Наше же дело - невзирая на исторические условия бескомпромиссно следовать своим идеалам, памятуя об опасностях угрожающих человечеству, и противостоять злу в свободе, любви и творчестве во имя Господне.

Hosted by uCoz