Д. Ахтырский

 

Проблема Начала и Конца.

 

Проблема Начала и Конца (именно с больших букв) относится к числу так называемых "предельных" проблем. Предельные проблемы - это проблемы, имеющие неопосредованное отношение ко всей реальности в целом. А стало быть, эти проблемы содержат в себе отсылки ко всем прочим проблемам, могущим в пределах этой реальности ставиться. То есть - ко всем проблемам в принципе.

 

Можно сомневаться в бытии (и сверхбытии) Бога, души, мира как целое. Можно считать человеческое "Я" пучком восприятий (Юм). Можно рассматривать мир как серию феноменов. Однако же во внутреннем мире мы имеем последовательность состояний сознания, а во внешнем - последовательность наблюдаемых феноменов. Свойство реальности представать перед нашим сознанием как последовательность состояний и событий - или же, напротив, свойство нашего сознания представлять реальность в форме такой последовательности можно назвать временем. Наше сознание склонно к вычленению в общем потоке переживаний и восприятий неких устойчивых образований. Многие из этих образований появляются и исчезают. День начинается - день заканчивается. Человеку становится грустно - но через какое-то время грусть проходит. Мы живем среди начал и концов, рождений и угасаний, появлений и исчезновений. И не относимся к этим появлениям и исчезновениям безразлично.

 

В определенный момент своей жизни человек узнает о том, что смертны его близкие, смертен он сам, смертны практически все люди. Эта информация заставляет человека испытывать целую гамму интенсивных переживаний самого противоречивого свойства. У человека рождается множество вопросов, связанных с конечностью человеческого существования в этом мире. Угасает ли сознание вместе со смертью тела? Является ли смерть абсолютным концом субъективного существования, или же она есть переход в новую форму, в новое бытие? Если смерть - финал, то какой смысл заключен в человеческом существовании? Если же смерть - трансформация, то какая судьба ожидает человеческое "Я" в иных мирах и пространствах, в инобытии? Зависит ли посмертная судьба от жизни здесь, а если зависит, то как именно? Встречусь ли я после смерти снова с существами, которые были мне дороги в этой жизни?

 

Но я - органическая часть человечества. Человечество как целое проходит свой жизненный путь, который зовется историей. Человек смертен - смертно ли человечество? Что ждет его в будущем? Оно бесследно исчезнет, как случайное для Вселенной образование? Или же найдет для себя наиболее приемлемую форму существования, прекратив путь трансформаций (версия "конца истории" по Фукуяме)? Или же трансформации еще грядут? А если так, то эволюционными они будут или катастрофическими, подобными телесной смерти для бессмертного человеческого сознания?

 

Доказательных ответов на эти вопросы не существует. Существуют надежды, опасения, догадки, вера, интуитивные прозрения, личный мистический опыт, достоверность которого может быть оспорена человеком, не пережившим такого опыта.

 

Даже физикам известно, что ожидания экспериментатора влияют на ход эксперимента (в физике элементарных частиц). Путь познания неотделим от определенных ожиданий. Принимаемая нами иерархия ценностей во многом определяет собою путь нашего познания и его результаты. И ангел, и демон многознающи, но знание их разное, оно получено на разных дорогах, вдохновлялись они разными идеалами. Знание всегда прагматично - оно призвано помочь человеку продвинуться на пути к его идеалу. Несовпадение идеалов влечет за собой несовпадение методов познания и результатов познания. Мир, познаваемый людьми с различными идеалами - не есть один и тот же мир.

 

Как не существует двух одинаковых людей, так не существует и двух одинаковых путей познания. Однако эти индивидуальные пути можно сгруппировать по тем или иным признакам. Так формируются экзистенциальные партии. И эта партийность отображается во всей целости человеческой жизни, а следовательно, и в разнообразных человеческих "проектах" - так называемой "философии", так называемой "религии", так называемом "искусстве", так называемой "науке".

 

Человеческое сознание (на другом языке - душа) бессмертно. Существует Высшее начало, чья суть - любовь. Мир и человеческая душа в частности - творение, порождение или эманация этого высшего начала. Мы - образ и подобие этого начала (Бога). Этот образ в нас замутнен и нуждается в прояснении тем или иным методом. Прояснение заключается в преодолении низших черт человеческого "я" - эгоизма, зависти, злобы и т.д. Человек ответственен за своих ближних - за свою семью, своих друзей, свой народ, за человечество, за планету Земля и все на ней существующее, за всю Вселенную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz