Елизавета Парфёнова

 

1) Чернобыль, поколение

2) Круги общения, деятельность, развлечения, увлечения, работа

3) Искусство, культура

4) Информация, СМИ, интернет, новости

5) Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

6) Философия, религия, мистика, природа

7) Наука, образование, школа

8) История, политика, государство, общество, идеология

9) Семейные ценности, любовь, межполовые отношения

 

 

1. Чернобыль, поколение

С возрастом, чем старше становишься, и формируется личность, какие-то личные черты характера и род занятий, деятельности, ощущение поколения теряется. О поколении, наверное, следует начинать говорить с воспоминаний из детства, возраста до десяти, может быть, до пятнадцати лет, т.к. есть некоторые общие воспоминания для этого круга людей. От того, что показывали в то время по телевизору, радость узнавания: "Я смотрел эти мультики (Чип и Дейл, например), сериалы и передачи, и ты это видел, а у тех, кто младше или старше, было другое", до каких-то увлечений, игр и одежды: у нас были популярны фишки, собирать альбомы со стикерами, одно время все носили черные джинсы с белой прострочкой и кофты ярких кислотных цветов. Я бы сказала, что общее для этого поколения – жизнь в постперестроечное время. Лет шесть мне было, когда всё это началось – 92й – 93й год. Судя по тому, что я помню, во всех семьях моих одноклассников случился крах, и люди выбирались по-разному: им приходилось менять место работы, брать подработки, в общем, бедность очень сильно ударила по ним в это время, причём жестокая. Можно сказать, в моем детстве не было той относительной стабильности, при которой ребенок чувствует защищенность и "всемогущество" родителей, как в детстве Маши и Аси, и даже в твоем детстве – тоже была стабильность, когда еще не было такого сильного западного влияния, был чистый совок, закрытый мир. Примерно об этой общности я думаю, когда говорю о поколении.

А дальше я чувствую только разрозненность. Чем меньше я вовлечена в какие-то общие социальные институты, такие как школа, детский сад, чем дальше я от этого – когда люди одного возраста из абсолютно разных семей случайно оказываются вместе, не связанные никакими общими интересами, чем более узок мой путь, тем сильнее я чувствую своё отличие, отстраненность от них. Есть, конечно, люди со схожими интересами, в чем-то близкие мне по духу, но это уже совершенно не зависит от того, когда они родились, и это совершенно не зависит ни от возраста, ни от поколения.

 

2. Круги общения, деятельность, развлечения, увлечения, работа

Школу и детский сад даже брать не хочется – общение со случайными людьми . Сейчас с одноклассниками я почти не общаюсь, из моей школы у меня среди друзей только Иветта Воронова, дитя Чернобыля, которая в Турции вышла замуж… На выпускном все рыдали, предавались ностальгии по школьным годам, а мы с Иветтой чокались и говорили: "Ура, мы наконец-то закончили школу, и больше никогда мы не будем учиться в таком ужасном месте как школа". Вообще, абсолютно не жалела, что школу окончила, наоборот, была дико счастлива.

 Первое – это музыкалка. Детей обычно отдают заниматься в какие-нибудь кружки, на факультативные занятия. Обычно это зависит от способностей (которые разглядели в них родители) и интересов. И тут возникает своя среда, свои шутки, свой мир. Вот я училась в музыкалке, даже в двух. Нельзя сказать, что это сообщество близких друг другу людей, но, по крайней мере, есть одно общее увлечение – занятия музыкой, обучение игре на инструментах, пение, и связанная с этим совместная деятельность. Я, так же как и мои младшие кузины сейчас, ездила, например, на гастроли, где возникает своя мифология: вот поехали тридцать человек с хором петь в Испанию – это уже целая история, воспоминания на долгое время. Но музыкалка - всего лишь первый опыт общения по занятиям. Не могу сказать, что я чувствовала полную вовлеченность в жизнь этого сообщества. Я была не очень старательной ученицей, хотя и способной, по словам преподавателей. Музыкалка очень скоро превратилась для меня в неприятную обязаловку с жестким расписанием занятий, приходилось ее прогуливать, а потом выслушивать выговоры преподавателей – так я быстро стала аутсайдером, недовольным деспотизмом учителей.

В возрасте лет тринадцати-четырнадцати я познакомилась с интернетом, с интернет-средой и с явлением "пойнтовки", когда встречаются люди, общающиеся на определенном чате или форуме. Добрый Филипп установил у меня дома интернет, незадолго до этого Фленжер собрал маме компьютер, ну и, собственно, я Филиппу говорю: "Ну вот, мы в интернете, и чо? Чо набираем?" Сначала, первое, что мы сделали - мы забили мне почту на mail.ru. Почту забили. А дальше? Филипп говорит: "Ну попробуй, я не знаю, - говорит, - что обычно в интернете делают – чатятся, например". Я: "Да, - говорю, - а как набрать, в конце концов, эту страницу?" Филипп говорит: "Ну, набери chat.ru". Ну я и набрала chat.ru. Я вообще не знала, что буду делать в этом интернете, но знала, что это крутая вещь. В первую очередь меня, как подростка, интересовало общение, умение налаживать контакты. Тогда же я завела себе аську.

В чате нашла я первого своего бой-френда, ровно на 6 с половиной лет старше меня. Происходили всякие сетевые интриги, например, с Мишей Блэйдраннером я тоже очень забавно познакомилась в этом чате. То есть я с ним даже не в чате познакомилась. Одна добрая девушка, которая там тусовалась под ником Алёнка2000, общалась в аське с моим будущим бойфрендом. Она жила во Владивостоке, их разделяли многие километры, все были бедными студентами, естественно, денег на билет не было, и встреча их просто не представлялась возможной. Но девушке все равно не нравилось, что мы с ним общаемся, и она дала своему ещё одному интернет-другу номер моей аськи со словами: "Это прекрасная девушка, вы с ней отлично друг другу будете подходить". В общем, через какое-то время мне в аську стучит какой-то чувак, знакомится, мы с ним стали эпизодически общаться. А он -  весь из себя страдалец, "юноша бледный со взором горящим", депрессивный чел, длинноволосый (как раз в моем вкусе), грустный и прекрасный – романтический идеал. В долгих телефонных разговорах я утешала его: "Ты что, жизнь так чудесна! Ты еще найдешь свою любовь и станешь счастливым!", а он мне отвечал: "Нет, ты меня не понимаешь". В итоге мы с ним встретились, и потом, естественно, мой ужасный бойфренд об этом узнал, а он был чел крайне ревнивый, все время устраивал разборки, выяснения отношений. Его бесило, что я вообще могу общаться с какими-то молодыми людьми кроме него. Произошли ссоры, целая история бурного расставания. И в итоге, как только мы разошлись, получилось, что и в чате мне общаться уже не было смысла, да и не интересно, всё. Потому что большинство старожилов чата, которые там постоянно тусовались, были его друзьями-знакомыми, а с ними мне тоже после этого общаться уже не хотелось никак, и я от этой тусовки отдалилась.

Существует ли это сейчас? Я бы сказала, что той чатрушной тусовки, что была в 2000-2001 году, уже нет. Возможно, те люди изредка между собой и общаются, потому что тогда подружились, но, в чаты все время приходят новые люди, происходит постоянная ротация контингента чаттеров, и каждый год образуется своя тусовка из новоприбывших, которым все это в новинку. Им интересно, у них задор, они приходят туда, чтобы найти новых друзей из любого конца света, устраивают пойнтовки в разных городах, потом это надоедает, поскольку занятие это совершенно бессмысленное, единственный интерес – просто упражняться в умении болтать и веселить друг друга, а кроме этого у людей почти нет ничего общего. В конце концов кто-то находит друг друга, друзей, и достаточно быстро отклеивается. Сейчас эта система не исчезла, но она уже не популярна, а была на пике популярности как раз в то время, когда я туда попала. Тогда форумов и ЖЖ еще не было, только чаты и были. Зато сейчас на примере одного сайта можно проследить эволюцию сайтов интернет-общения. Вот был chat.ru, а был ещё такой chat.com.ru, из которого потом впоследствии вырос форум kamrad.ru, а из kamrad.ru, вырос сайт дневников journals.ru, т.е. делали это все одни и те же люди. Чаты сейчас популярны только для тех, кто вот никогда в интернете не был. Ещё есть такая тема -  ИРК, это когда специальную прогу себе ставишь, чат-клиент, и в ней создаешь свои чат-каналы для общения, либо находишь каналы на интересующую тебя тему (В., например, сидел на канале Nirvana, и какое-то время был его модератором). Но ИРК вообще всегда жил своей сумеречной жизнью, это скорее для программистов таких, как брат Н.

Потом я попала в тусовку на черном ходу. Был десятый класс, нас переформировали, мы оказались в одном классе с А.И., который был хорош собой, к тому же музыкант, и тем  был привлекателен для моих подруг. А я как раз была одна, в глубокой депрессии после расставания с ревнивым бойфрендом, и поехала в Питер, бухала там с тобой и Филиппом, до беспамятства, что, правда, взбодрило меня и вернуло здоровую жажду жизни, после чего я и попала в эту тусовку. Меня, как особу незаинтересованною и потому бесстрашную, подруги (сами-то они трусили) часто просили позвонить ребятам, которые им нравились, пригласить погулять. Я же, разочарованная в людях, после болезненного разрыва, исполнилась глубокого презрения  и равнодушия к людям, так что мне было всё равно с кем общаться и проводить время, лишь бы заполнить образовавшуюся пустоту внутри и кучу свободного времени. Так я звонила А.И. от лица подружек, и скучала потом с ними за компанию на какой-нибудь детской площадке, пока они налаживали свои неумелые межполовые клммуникации. Это была стандартная тусовка старшеклассников-"неформалов", полюбивших непопсовую музыку и научившихся худо-бедно петь её под гитару во дворе. Сначала они играют песенки Цоя и Арии, потом начинают сочинять и играть что-то своё, покупать дешевые электрухи, эволюция тусовки около молодежной группы, вокруг которой крутятся ее друзья-собутыльники и молодые фанаты. Общие интересы - алкоголь, сигареты и рок.

Потом настала пора университета. Чем дольше в университете учишься, тем с большим количеством людей начинаешь общаться, причем не внутри отдельных групп, а в рамках целого курса, складываются общие легенды и мифы студенчества. Здесь своя тусовка людей с общими учебными интересами. Среди студентов есть и ботаны, для которых учеба в университете - основной жизненный интерес, и кроме этого с ними не о чем разговаривать, есть полные распиздяи, случайные люди, как и везде. Моя компания – нечто среднее. Одновременно это и девчачье общение, и общие интересы: это, в первую очередь университет, во вторую очередь общее определенное адекватное отношение к учёбе, когда люди, стремящиеся к познанию и умственному развитию, предаются этому занятию без фанатизма, понимая, что в каким-то смысле это не является делом всей их жизни, но дает им ценный опыт и знания. Начали общаться мы не сразу, в конце 2-го курса, на почве общих проблем с учебой, многие из которых возникли из-за неоправданных ожиданий и разочарований в университетском образовании. Т.е. такое общение повзрослевших и вполне цельных личностей, эдакая взрослая дружба и одновременно светское общение.

Следующее – общение по увлечениям. Для меня это могла бы быть - фототусовка. Но я в ней активное участие не принимаю. Я так понимаю, сайт Фотосайт был первым и самым популярным ресурсом в этой сфере, но я со своими фотографиями попала туда уже на спаде его популярности. Там, видимо, была своя тусовка молодых и начинающих авторов, сейчас они все стали гуру этого сайта, уважаемые авторы, а тогда для них это было в новинку,  у них были свои встречи, пойнтовки. Потом сайт, естественно, раскрутился, стал популярным, теперь на встречи приходят уже либо совсем лишние люди, либо начинающие фотографы, находящиеся на более низком уровне развития мастерства, и старожилам с ними неинтересно. Те старые крутые перцы уже не ходят на эти тусовки, а на тусовки ходят, ну я не знаю кто – ламеры. Даже Ростокин уже не ходит. А кроме старых перцев есть ещё такой косяк молодых авторов, моего возраста и даже младше, со своими тоже заморочками, и эта вся молодежь чаще всего вообще очень пафосно себя позиционирует, что "вот, мы на тусовки не ходим, нам всё это не надо", ну и правильно делают, собственно, я такого же мнения, я никогда ни на какую фототусовку не пойду, я могу, например, познакомиться с каким-то автором через интернет, если мне интересно, что он делает, или ему интересно то, что делаю я. Например, так я познакомилась с Арв в Питере, мы с ней до этого в аське общались, в ЖЖ друг друга комментировали, а потом встретились в Питере, когда я туда приезжала. Так же мы сдружились с Эл или там, Тяпкой…ну Тяпка, конечно, смешной человек. Меня разжалобили какие-то записи в её ЖЖ, описывающие трагедии личной жизни, я ей написала в аську что-то ободряющее – так мы с ней и начали общаться. С Катей Белкиной я общалась, поскольку у нас общие художественные интересы – мы подвизаемся в жанре комп-арта. При этом в рамках любителей одного жанра на сайтах часто происходят серьезные расколы, своя иерархия: например, лубочный компарт отдельно, те, которые уже гуру в этом деле, они отдельно. Сложная система.

Еще круги общения – это друзья семьи и родствеников. Это друзья отвязной молодости моей мамы и ее сестры – неформалы 80-х-90-х – хиппи, олдовые музыканты – Малыш, Боров, Сталкер. Ну и твои знакомые, друзья, с которыми я стала общаться, пока взрослела – Филипп и его друзья, Митька и его тусовка, Элвис, Шурик. Все это по сути либо те же неформалы, меломаны и музыканты, только другого поколения, уже взрослые, либо бывшие студенты филологического и философского факультетов, ныне кандидаты наук и преподаватели лучших гуманитарных вузов страны. 

Меня лично не сильно коснулась молодежная субкультура, например, рокерская, а потом и готическая тусовка, к которой принадлежали мои друзья. На периферии этой культуры я побывала, с характерными представителями знакома, но никогда у меня не было полной вовлечённости и отдачи какому-либо движению, поскольку мне не близка сама идея фанатства, кумиров. Т.е. мне может нравиться музыка, но при этом я буду совершенно равнодушна ко всяким встречам совершенно незнакомых людей, единственным общим интересом которых является нездоровая любовь к какой-нибудь группе, к одежде характерного для этого музыкального направления стиля (готы, рокеры, эмо).

К музыкальной суб-культуре сейчас я тоже имею довольно опосредованное отношение. С нойзовой тусовкой я знакома через тебя и Гошу, вы выступаете, я хожу на концерты, фотографирую, и в каком-то смысле в курсе событий, но не могу сказать, что я в этой тусовке. То же самое с трансерской тусовкой, где тусуются мои питерские друзья. Мне, например, не близка поэзия оупен-эйров. Я предпочитаю более интимное, камерное времяпрепровождение в кругу близких людей. Хотя я была на Space of Joy, мы там стояли рядом с нойз-сценой и это было круто – круглые сутки отборнейший нойзец нонстопом, а тот же транс, который играл на основном танцполе, меня особо не впирает, тем более, если выступают не светила транса. Интересно было бы послушать лучших представителей, звезд, а к малоизвестным чувакам я равнодушна, играет однообразный музон всю ночь одно и то же, дыбц-дыбц-дыбц-дыбц, меня он не напрягает, конечно, но особо и не радует. Одного Space of Joy, мне хватило, второй год туда я бы не поехала только ради самого фестиваля, возможно, поехала бы на другой оупен, в другое время, если бы там выступали бы мои друзья, и вдруг был расклад исключительный - хорошая тусовка собралась ехать, двух зайцев убить одним разом: провести время с друзьями и при этом ещё послушать хороший музон, но безотносительно к самой суб-культуре. Сама я ни к какой из них не принадлежу, ибо мои музыкальные пристрастия весьма разнообразны. Моя музыкальная библиотека насчитывает почти 500Гб музыки почти всех возможных стилей и направлений, способной передать и озвучить любое мое настроение.

 

3. Искусство, культура

В детстве мне всегда нравилось рисовать, как и любому ребёнку, к тому же - у меня это получалось хорошо. При этом и музыкальные способности были, поэтому меня просто запихнули в музыкалку (папа музыкальный мастер, дядя пианист – у ребенка должен быть талант). С рисованием и визуальными видами искусства было сложнее, всё получалось само собой, по наитию, а специально в эту сторону я не развивалась, не занималась с преподавателем или в художественном кружке, хотя мне это всегда было ближе. В школьные годы я рисовала лишь в качестве хобби, но когда думала, куда поступать, это был один из вариантов выбора профессии (ведь заниматься нужно тем, что нравится) - может быть, стоит поступить на дизайнера, или архитектора. Но без диплома художки, без специального образования это казалось непосильной задачей, бабушки-дедушки, способные оказать финансовое содействие при поступлении в вуз (оплатить курсы или преподавателей), не считали идею с занятиями рисованием серьезной. Все это рождало подростковую беззащитность и неуверенность в своих силах. В чём вообще можно быть уверенным в шестнадцать-семнадцать лет, мне до сих пор не очень понятно. То есть, есть, конечно, люди целеустремленные с детства, которые знают свою цель и к ней прут, но, думаю, это во многом зависит от воспитания, от заинтересованности родителей и их способности поощрить и оказать ребенку поддержку. Я же период самоопределения переживала в одиночестве, самостоятельно, и уверенность пришла позже, когда я училась в университете.

Когда я уже училась на 2-м курсе, мне подвернулась возможность подработать в археологии фотографом, и я подумала - "о как это круто!", у меня отлично получается, и почувствовала вдруг, что это, собственно, то, чем я хотела бы заниматься. Что к своей мечте о рисовании и вообще о занятиях визуальными видами искусства можно подойти и с этой стороны, тем более, что сфера деятельности так широка, что и спектр выбора средств весьма разнообразен. Не обязательно фотографировать только на плёнку, как некоторые узкопрофильные спецы, или рисовать исключительно маслом. Мне всегда интересно было всё это совмещать, синтезировать, использовать разные техники. Например, мне сейчас хочется поснимать на пленку, увлекает сам процесс, получился хороший кадр, можно оставить как есть, но вдруг появилось настроение потворить за компом и отредактировать кадр до неузнаваемости, или нарисовать графичную плоскую черно-белую картинку ручкой, а потом разукрасить ее на компьютере и сделать объемной. То есть все средства и инструменты, которые есть в моем арсенале, можно использовать – такие правила игры. Конечно я ощущаю недостаток специализированного художественного образования, хочется быть всесторонне развитой, обучаться новым техникам, чтобы иметь больше возможности для реализации художественных замыслов. Но я знаю, в этом деле мне открыты любые горизонты, и я могу научиться всему, что мне необходимо, главное – желание.

Творчество, способность созидать – это основной человеческий дар, способность, полученная человеком от Творца. В этом смысле я понимаю божественную природу человеческого происхождения: человек - творец как и Бог, его создавший. Поэтому искусство, в моем понимании,  это материальное изображение духовного-божественного, невыразимых иррациональные чувств и ощущений, способ приближения к истине не прагматической, а именно метафизической. Латинское слово "ars" значит и искусство и занятие, и ремесло и науку, раньше эти понятия не разделялись и означали одно – созидание. Созидая, человек познает мир, себя и природу вещей и славит Создателя. Поэтому мне близки и гуманитарные науки, история, и, собственно, конкретные виды искусства. Но больше всего мне интересно, что происходит в данный момент, современное состояние человеческой мысли и то, как это выражается, через искусство – литературу, живопись, фотографию. Очевидно, что нужно прежде всего ознакомиться с тем, что было раньше, знать историю народов и искусств, для хоть какого-то понимания того, чем жило человечество, как менялись его приоритеты и мнения, чтоб понять, что нас ждет в будущем. Но удручает огромное количество людей с законсервированными, шаблонными взглядами, которые им не принадлежат, неспособными самостоятельно рассуждать, мыслить, да в общем-то и не стремятся, создается ощущение, что смысл жизни для многих – это непрекращающееся стяжание материальных благ ради самих материальных благ. Есть ряд прекрасных стереотипов: например, "Пушкин наше всё", или то, что принято считать классикой, список литературы, въевшийся со школьных времен в голову. Сплошные слоганы и цитаты, которыми люди мыслят, в принципе, в этом не разбираясь, издают какие-то восторженные звуки, но в чем дело и что происходит, как нужно к этому относиться и познавать творения искусства, они совсем не соображают и высказать ничего не могут. Естественно, и я не могу похвастаться выдающимися знаниями во всех областях, но всё впереди: литература, картины, музеи…

Я бы выделила всё, что связано именно с визуальным искусством, в одну группу. Можно, конечно, отдельно выделить кино как пример характерного современного вида искусства, основанного на синтезе в первую очередь: здесь и динамический визуальный ряд,  и музыка - саундтрэк, и литературная деятельность – работа сценариста,  и актерское мастерство – театр. Получается, что хорошее кино сделать очень сложно, обязательно что-нибудь подкачает, то саундтрек, то актеры, то вообще основная идея, смысл. В общем, люди, которые этим занимаются, они очень сильно, по-моему, парятся. Еще новомодное явление синтетическое – инсталляции, очень интересно посмотреть, как на фоне авангардного видеоряда лениво извиваются непонятные загогулины, подсвеченные голубым, в огромном аквариуме под умиротворяющую музыку, главное пришить к этому всему грамотный концепт.

Как я отношусь к театру? К классическому театру, к актёрской игре на сцене отношусь абсолютно равнодушно, так же как и к балету. Для меня это в каком-то смысле устаревшие формы искусств. Бывала я на постановках Островского и Чехова в Малом, но это классика, и интересна она, потому что ты читал источник, и наблюдаешь, как оживает замысел автора на сцене, но я ощущаю это как нечто отстраненное, анахроническое очень такое. С современными постановками я знакома мало – бывала только на постановках театра Васильева, интересно конечно, но странно. Всё объять невозможно и времени ходить в театр, к сожалению, у меня нет.

Архитектура, дизайн интерьеров и ландшафтов мне интересны как квинтэссенция красоты и удобства. Когда жилище выглядит одновременно как произведение искусства, воплощение гармоничного стиля, и при этом крайне функционально, продуманно, грамотно используется площадь помещения, свет. Я не запоминаю имен современных архитекторов и дизайнеров, хотя часто любуюсь фотографиями их зданий и интерьеров в журналах. Гениальные творения архитектуры и интерьера для меня - это сказочный дом-музей Дали и невероятные, напоминающие огромные песочные замки здания Антонио Гауди в Барселоне.

Ближе всего мне визуальное, музыкальное, и  литературное творчество, все что связано со словом, звуком и картинкой.

Примеры? Я не могу сказать, что у меня есть какие-то кумиры, ко всем авторам я отношусь спокойно. Ну, например, из известностей - мастера постановочной рекламной фотографии - Эллен фон Унверт, Давид Лашапель, фотоссесии для Dolce & Gabbana – поражает полная срежессированность и продуманность кадров. Конечно хороших авторов в различных жанрах много, я честно сохраняю себе подборки понравившихся мне их выдающихся фотографий в папочки с именами авторов, но запомнить такое количество имен просто нереально. В первую очередь интересны мне сами фото, а не авторство.

В музыке мне даже проще выделить имена любимых исполнителей, чем в фотографии, отчасти потому, что я сама на этом поле творю, и гляжу на чужие фотографии как критик – если фото не идеально, то недостатки сами бросаются в глаза. Есть много хороших современных русских авторов, но не могу сказать, что среди них есть звезды мирового масштаба, которые бы так творили, что можно было бы только ахать и охать молча, и не к чему придраться, а так – все стараются, все что-то делают, все что-то придумывают, но все ошибаются. Собственно, все занимаются делом…

Любимое кино? Другое кино - так это, наверное, называется. Из режиссеров, мне нравится Терри Гильям, тематикой, странной психоделической сказочностью, с которой он изображает обыденную реальность. Очень люблю фильмы-сказки Тима Бёртона и его творческий тандем с Джонни Деппом, просто праздник для глаз. Медитативные немногословные черно-белые фильмы Джармуша – Мертвец, Вне закона, Более странно чем в раю. Фильмы Кустурицы – Аризона Дрим, Черная Кошка Белый Кот. Сложно судить по режиссерам, потому что один раз он снимет отличный фильм, а другой раз - невнятный бред, так что любишь фильм, понятно, а не режиссёра. Из любимых фильмов - Апокалипсис сегодня Копполы, Девять жизней Томаса Катца тоже, кстати, про апокалипсис. Принцесса и воин, красивый немецкий фильм, хотя мне, наверное, скорее актриса эта нравится, Франка Потенте.

В режиссерах  главное - стиль, который он оттачивает от фильма к фильму, у хорошего режиссера обычно все фильмы неплохие, то есть, есть, конечно, послабже, но тут главное, что человек в какой-то определенной манере работает, и она тебе нравится.

Итак, современность меня интересует во всех видах искусства, мне интересно, что сейчас родится и что будет после, что будет характеризовать эту современную культуру через сколько-то лет, какие объекты искусства, что вообще считалось и считается критериями оценки, что является искусством, а что нет. Вот как Арт-Москва - это ж вообще какой-то полный до-сви-дос!, приходишь на выставку, а там люди рисуют маслом банку из-под сгущенки, вешают её на стену, размером вот с это окно, и считается, что это объект современно искусства. Какие цели ставит перед собой художник сейчас? Популяризация прекрасного? Или наоборот трэш и эпатаж, вызов холеным эстетам и гурманам?  Социальная пропаганда? Что тогда важнее – духовная ценность искусства или материальная? Для меня, творчество – это способ духовного роста, в первую очередь, а то, что сейчас популярно, во всех этих арт ли около арт- тусовках – это то, что приносит бабки, продается, и, зачастую, в действительности художественной ценности не несет, так быть не должно. Чувствую в этом всё время какой-то полный абсурд.

 

4. Информация, СМИ, интернет, новости

Новости, в моем понимании – это обновления в каких-то важных сферах. С одной стороны, новости – это всё, что происходит в мире, нечто важное сразу для больших масс людей, государства, чаще всего это внутренняя и внешняя политика, словом, то, что по телевизору зовется "новости". И, одновременно, подразделение на новостные сферы: новости культуры, спорта, правда той же, канонизированной культуры. Телевизор я не смотрю, у меня дома его даже нет, зато есть 4 компьютера. Почти любая информация из телевизора - это ненужная и неинтересная мне информация. Ну и само название "средства массовой информации" наводит на мысли: что это за информация, насколько она адекватна действительному положению дел, и кому это интересно, кто выбирает, что показывать телезрителям.

Огромное количество развлекательных программ – это не ценная информация, а замусоривание мозгов: ток-шоу, реалити-шоу, сериалы. Кто-то решил, что какой-то группе людей это должно понравится, благодаря соц-опросам, маркетинговым исследованиям, значит можно повысить рейтинг канала за счет количества просмотров и, главное, заработать на этом. Вместо того, чтоб заниматься делом - народ тратит впустую время, вместо того, чтоб самостоятельно думать, напрягать извилины – смотрит эту жвачку для мозгов, заполняющую пустоту в голове. Многие слушают телевизионное бубнение фоном, наверное, так они не чувствуют себя одинокими. Масса людей отвлекается от важных занятий, чтобы тупеть. У мамы моей все время телевизор включён, пока она на кухне крутится – так и говорит: "чтоб мозги после работы  расслабить".

Для поиска информации я в первую очередь пользуюсь интернетом. В принципе в интернете можно достаточно быстро найти всё, что тебе нужно в данный момент, источник цитаты, например, или адрес ближайшей оптики - это удобно, но с другой стороны, такая огромная помойка, что, пока ищешь - просматриваешь все равно намного больше, чем тебе нужно. Другой минус – сложно найти какую-нибудь действительно ценную информацию, редкость, статью или книгу. Тогда приходится идти в библиотеку. То есть получается, что Интернет ориентирован на попс. То, что популярно, актуально, и, особенно, что связано с материальным или удовольствиями - деньги, товары, услуги: покупка холодильника, например, или рецепт борща - там есть. Чем неактуальнее, тем труднее найти. То есть самые посещаемые сайты в интернете, это -  жопау, или что-то в этом духе, то есть понятно, что людей интересует, Фабрика звезд - 25, конечно же. Но в интернете ты хотя бы сам выбираешь, что смотреть, можешь подписаться на новостные рассылки в интересных именно тебе сферах – фото-новости, афиша выставок, концертов любимой музыки.

Но действительно важные мне новости чаще всего передаются устно. Либо они передаются так, что об этом уже невозможно не узнать, т.е. если, случилось нечто реально серьёзное – катастрофа – одиннадцатое сентября, например, то эта новость разлетается мгновенно. В Москве электричество вырубилось – об этом сразу все говорят, в панике звонят родители и друзья, узнать, жив ли ты еще вообще. Вот она, новость, она сама приходит, и уже не нужно об этом писать на каком-то сраном сайте.

Хотелось бы, конечно, чтобы была какая-то универсальная лично для меня библиотека, удобный информационный портал, где нет ничего лишнего, но это нереально, потому что информация может понадобиться любая, и универсальности в этом деле вообще не добиться никогда и никому.

Радио я не слушаю, для меня оно тот же телевизор, только с популярной музыкой, которую я не слушаю, так что, кроме интернета, СМИ меня почти не касаются.

 

5. Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

Отношение к массовой культуре - то, о чем в начале мы говорили: чем старше становишься, тем больше формируются интересы, лично я с возрастом от массовой культуры совсем открепилась. Круг общения сузился, и всё меньше вокруг меня случайных людей, с которыми у вас нет ничего общего, кроме каких-то обязанностей в социальном институте, тех, кто интересуется собственно этой массовой культурой и может с тобой поделиться знанием о ней. Откровенную попсу, например, я не слушаю, это не музыка. Я слушаю музыку, которая мне нравится, имеет художественную ценность. Конечно, это тоже своего рода популярная музыка, будь она совсем непопулярной, мы бы ее просто не смогли бы найти. То же самое с фильмами, например. Спортом я не интересуюсь, как и телевидением (про него я сказала в СМИ) – это сплошной интертэймент.

Модой интересуюсь, всё-таки я девочка. Но мода – это же понятие широкое, мода может быть на всё что угодно…

Мода – это нечто самое популярное в определенный отрезок времени в большом кругу людей, самое популярное занятие, музыка, например. Чем больше народу любит или интересуется именно этим  - тем больше масштаб моды. Мода в одежде или музыке 60-х, 70-х, 80-х например. Одно время среди молодежи было модно слушать джаз, а сейчас рок, например. Быть модным – значит быть в струе, следить за переменами стилей, за тем что актуально. Гламур – модное сейчас словечко. Вообще, этот термин чем-то таким неприятным, дурно пахнущим, отдает – "блеск", значит, опять деньги. Говорят, если дерьмо приснится – это к деньгам. Такие ассоциации у меня с гламуром. Можно на тему гламура пошутить, пообсуждать в кругу подруг во время светской болтовни, можно как-то всю эту массовую культуру оценивать со стороны, от нечего делать, но для того, чтобы к этому как-то относиться, разбираться в этом, нужно быть в этой тусовке. В молодежной массовой культуре важно быть модно одетым, ходить в модные клубы, т.е. опять же массовая мода - мода на ценности материальные, те же товары и услуги.

Следить за модой в одежде - большая заморочка, по-моему, модные вещи всегда самые дорогие, нужно много времени на чтение модных журналов, отслеживание модных тенденций, время на походы по магазинам, и много денег, перемена мод происходит быстро – одежда – это бизнес в первую очередь, то что будет модно в новом сезоне, придумывает маленькая кучка модельеров. Чтобы убедить людей, что это модно и продать товар – нужна реклама – опять же СМИ: телевидение, море глянцевых журналов живут за счет денег рекламодателей. А рекламодатели, продавцы - за счет денег потребителей. А потребитель это, получается, я, точнее я  - только потребитель и кошелек с деньгами для всей этой системы. То есть, чтоб быть модным, нужно сразу настроиться вести какой-то своеобразный образ жизни, связанный с вещами. Это, в свою очередь, значит, что нужно себя в какие-то рамки, очень сомнительные, загнать, стать ограниченным, и сразу много лишних дел появится в жизни – бесполезная трата времени. Основной вопрос: зачем всё это нужно, для чего я вообще живу, неужели, чтоб только потреблять материальные ценности, заниматься подобной мелочной херней? Сразу задумываешься о праве выбора, воле. Ведь хочется быть свободным в своих решениях, независимым от моды и рекламы. Главное, чтоб мне доставляло удовольствие, то, чем я занимаюсь, чтобы в гармонии с самим собой пребывать в первую очередь.

Конечно мне не все равно, что происходит в мире, в обществе, чем интересуется молодежь (тут от массовой культуры никуда не денешься), но это не любопытство, не желание следовать или не следовать тенденциям. Мне важна философская составляющая происходящего, смысл исторических процессов, экзистенциальная суть явлений: к чему движется вообще наша цивилизация, общество массового потребления, где мы сейчас, на горе или на краю колодца? Вряд ли на горе.

 

6. Философия, религия, мистика, природа

Искусство я рассматриваю как способ познания мира, расширения границ сознания. Философия и религия – это тоже способы познания мира. Если наука – это рациональный подход к познанию мира, то здесь наоборот – иррациональный, уходящий корнями в древность, к первоначальному, первобытному пониманию мира, к первым религиозным языческим воззрениям. Первые религиозные представления – это попытка людей описать необъяснимые явления природы: гром, молнию, причину наступления ночи, или смены времен года. Олицетворение природы, ощущение её живым существом, обладающим душой, характером, волей, по-моему, так поэтично и красиво, гораздо интереснее, чем бездушные атомы и молекулы научного представления.

Древние люди творили сказки, слагали песни и мифы, рождали метафоры – так появлялось искусство. Первые памятники архитектуры – это храмы, культовые сооружения. Философия – это в широком смысле – наука о человеке, из которой проистекли все гуманитарные и естественные науки. В узком смысле философия – это картина мира, представления о мироустройстве, о природе человека, сознания, идей, субстанции. Т.о. существуют различные философские представления, варианты системы мироустройства – философские концепции Канта, Сократа, Платона. И религия, и мистика, и философия, это всё учения о законах мироустройства, неких тайнах бытия, которые можно объяснить с позиций либо веры, либо предположения, но отсутствует точное знание об этом, это нельзя доказать опытным путем. Т.е. самые главные онтологические вопросы – о существовании Бога, что есть истина, в чем смысл существования. Наука отвечает на эти вопросы отрицательно – не существует того, что нельзя проверить эмпирически, доказать теоремой, т.е. с позиции науки – Бога нет, и вообще нет необъяснимого.

Я иррациональное не отрицаю, наоборот, каждый день своей жизни убеждаюсь в существовании высших сферы сознания. Ведь столько всего не доступно человеческому пониманию.

Моя философия – в тот момент, когда на тебя снисходит истина, все сомнения отступают, и ты вдруг понимаешь: вот так и есть, и никак по-другому. Но подобные моменты - это скорее редкое исключение, чем правило – их можно назвать инсайт, озарение, которое наступает в момент глубоких переживаний, психоделических опытов.

Религиозные воззрения разнообразны, иногда они совпадают с моим, но частично. Я бы сказала, что разные религии по-разному подходят к одним и тем же вопросам. Наиболее древние религии – политиестические - восточные религии, индуизм, который по сути возник уже во времена переселения народов и дробления арийских племен, мне кажутся более продвинутыми, складываются ощущение, что там во всё врубились уже очень давно, у них свой особенный менталитет, по-другому устроено сознание, ценности другие. Верят в переселение душ, карму и сансару – оттого так спокойно относятся к жизни и смерти – ведь этот бренный мир всего лишь иллюзия. 

Христианская культура и религия более молодая, в догматике ощущается некая наивность, словно она специально ориентирована на людей, которые находятся на совсем нулевом уровне человеческого духовного развития и познания, ничего кроме атеизма до этого не знали. Если человек только начал чувствовать, что существует сфера иррационального, начал задаваться вопросами онтологического характера, тогда христианство для него может быть хорошей опорой и своеобразным переходным этапом к дальнейшему познанию в этой сфере, для меня христианство, наверное, в каком-то смысле уже пройденный этап. Естественно, когда начинаешь обращаться к работам выдающихся христианских мыслителей, понимаешь, что они очень многое понимали в мироустройстве. Но сама идея церкви как посредника между богом и человеком мне не близка. Конечно, любой храм любой религии в моем понимании – святое место. Но главное – не прилежное исполнение обрядов и догм, а, в первую очередь, настоящая вера в душе, истинное чувство. Часто самые важные онтологические понятия для людей становятся общим местом, считаются ценностями в соответствии с привычкой, воспитанием, общепринятой моралью, заученной, не благодаря опыту личного переживания. Слово "любовь", например, так затаскали во всех мыслимых контекстах, что его высокий духовный смысл истерся, все говорят об этом, знают, что это "самое главное в жизни", но мало кто действительно испытывал это чувство, и знает вообще, о чём он говорит в действительности.

Мистика – это нечто необъяснимое, за границами рационального объяснения, четких религиозных или философских концепций. Хрестоматийные примеры, например, мать вдруг почувствовала что-то неладное, когда за три тыщи километров от нее сын вдруг попал в аварию, а у неё в этот момент дома сердце кольнуло, и она поняла что с ним что-то не то, или наличие каких-то паранормальных способностей – чтение мыслей. Кто-то не даёт этому никакого объяснения, просто говорит: "Да, мистика!", кто-то начинает в этом направлении работать дальше, пытается раскрывать и развивать эту область сознания, экспериментировать с психоделиками. Многие мои знакомые так дораскрывались, что вскрыли себе мозг и изрядно повредили рассудок.

Я считаю, к мистике надо с осторожностью относиться, потому что люди слишком самонадеянны в подобных экспериментах с сознанием, им изменяет чувство меры, особенно в приёме наркотиков, считают, что всё дозволено, и всё время, конечно, борщат. Здесь я скорее соглашусь с мнением моей подруги: если человеку должно что-то узнать, и он готов к этому, то он это узнает и в трезвом уме. Намеренные попытки ввести себя в состояние врубов чаще всего опасны и ни к чему хорошему не приводят.

Моя философия, что бог/мировая душа/всеобщее сознание присутствует во всём, во всех объектах и мирах вселенной, и человеческого мира в том числе. На свете существует очень много всякого рода уровней сущностей, как человеческие сущности, так и сущности определенной нации, самосознание языка, ментальность - всё это очень сложные взаимосвязанные системы, вложенные друг в друга. Ну и природа, естественно, всё живое, но не одушевлённое, на самом деле тоже одушевленное. В деревне Нижний Сатис в Мордовии, где мы отдыхаем летом, вдали от города чувствуется, как природа дышит, словно она живая. Наш прекрасный огромный дуб около дома, такой персонаж, что рядом с ним находясь, сразу чувствуешь какую-то неимоверную и очень древнюю силу, мощь, пришедшую из тех незапамятных времен, когда доисторические атланты строили этот мир и ворочали горы. Природа – это прекрасно, естественно, какое может быть отношение! Как и всё живое.

 

7. Наука, образование, школа

Образование у меня гуманитарное: я учусь на филологическом факультете, занимаюсь языком, литературой – т.е. тем, что связано со способом человеческого мышления, его взглядами. Одновременно занимаюсь фотографией, рисунком, то есть визуальным искусством. При этом склад ума у меня достаточно логичный: даже когда я занимаюсь литературой, для меня важно, чтоб вырисовывалась некая система, выстраивалась структура, я нахожу какие-то связи между явлениями. Вспоминая опять же о моей личной философии: в моменты осознания истины и иррациональное начинает в нормальные системы складываться, связи находятся везде. Просто то, что можно увидеть и доказать, привести пример видимый (собственно, научный метод познания), оно наиболее очевидно, и поэтому проще из этого сделать систему, чем найти связь между совершенно абстрактными понятиями.

Школа, учит как раз научному способу познания. Начальная школа - некие прикладные знания, необходимые для жизни в социуме – тебя учат читать, писать, считать, чтоб ты мог самостоятельно себя обслуживать. Дальше уже идёт обучение литературе, то есть знакомство с культурной традицией национальной, чтобы быть в курсе и в контексте. Тут же и история. История и история культуры, литература настолько взаимосвязаны, что границы между ними очень прозрачны. Литература – это и сами тексты и история литературы, литературныме памятники – носители истории народа.

Грубо говоря, в школе выстраивается система ценностей какая-то. Тебя специально знакомят с лучшими произведениями литературы, чтоб ты мог научиться сравнивать, выделять критерии художественной ценности, качества, учат, что плохо, а что хорошо. На тему качества, кстати, есть хорошая книга Пирсига Дзен или искусство по уходу за мотоциклом.

Точные науки мне в школе хорошо давались, но не могу сказать, что длинные уравнения алгебры мне пригождаются на практике. Точные науки – воплощенный идеал научного метода – вот теорема и вот доказательство, всё должно быть доказуемо, но, с другой стороны, занятия науками – это тоже творчество, где очевиден результат опытов. Химия и физика – ученый выясняет принципы, а потом создаёт с их помощью что-то новое, изобретает новый механизм, машину, лекарство, выводит более выносливую породу собак, более плодовитый и сладкий сорт яблок. Теории работают на практике, вон, деда Юра юбилей тут отпраздновал, ядерную бомбу изобрел – работает хорошо. Другое дело, с какими целями развивают отрасль науки – с мирными или военными, для кого наука, для человека или для государства?

Наука – это система знаний в какой-то области, четкая структура. Даже в университете, на филологическом факультете, казалось бы "бег литературного процесса", "язык – живой постоянно меняющийся динамичный организм", но… Какая там свобода творчества, какие передовые и новаторские подходы и методы!? У нас на кафедре СОВРЕМЕННОЙ русской литературы преподают как в восемнадцатом веке. Очень жесткий консерватизм. Пятьдесят лет мусолят одни и те же школы, направления, жанры, сплошной формализм и теория литературы. Теория, форма мне интересна как эстетическая и художественная ценность, "ой, ну как он это друг с другом соединил, ой какое слово подобрал, так метко", но если при помощи формы достигается нужный результат. Мне же в литературном произведении важна гармония формы и содержания, как глубокий философский подтекст отражается в способе построения произведения, как все художественные средства гармонично отвечают авторскому замыслу. Любопытно проследить ход авторских мыслей и способ мышления, уровень духовного развития. Ведь то, что он пишет, характеризует его: возможно в процессе создания, пока автор творит, пишет, он сам меняется, что-то узнаёт, т.е. творчество как процесс познания. В первую очередь мысль мне интересна мысль, идея. На кафедре литературы двадцатого века такая ситуация: занялась я, например, постмодернизмом, Пелевиным, чтоб изучить его философию, мировоззренческую концепцию, а специалисты по постмодернизму занимаются поиском цитат, аллюзий и витиеватых метафор. Пелевина, например, разбирали лишь одно занятие, потому что у него ничего такого суперинтересного с точки зрения языковых изысков нету. Круто вообще. Меня это поразило. Многие застряли в рамках своих консервативных представлений и литературных предпочтений, не очень открыты каким-то новым взглядам и точкам зрения – пытаешься впихнуть свою курсовую работу, где последний абзац на страницу о самом главном, по сути дела, выстрадан ночами тяжких дум, а тебе пишут в курсовой работе прямо: "А вот последний абзац я совсем не понял"... Тут, конечно, начисто мозг вышибает.

Должен быть, конечно, какой-то базовый уровень образования, общий контекст, чтобы коммуникация происходила. Бедное человечество, чем больше знаний, информации, чем больше средств коммуникации, тем больше с этой самой коммуникацией проблем, разобщенность, разъединение. У меня такое создаётся впечатление, что от ясности сознания человечество уже давно ушло, видимо, только в начале времен, когда оно ещё зарождалось, всё было в порядке. Чем больше дивайсов было изобретено, тем больше люди теряли суть происходящего, что они должны делать и зачем они живут, ну явно не для того, чтоб изобрести компьютер и стать абсолютно беспомощным, если он сломается... Ну и наука, собственно, старается на поприще работы в топку ада – технический прогресс.

 

8. История, политика, государство, общество, идеология

В принципе я не интересуюсь политикой, государственной деятельностью. Для меня история – это история культуры нации, разных типов национального мышления, развития языка. Вот, например, индо-европейская языковая группа и угро-финская языковая группы, были когда-то праязыками, которые потом раздробились на множество диалектов, которые в свою очередь оформились в отдельные языки, и раздробились еще на множество диалектов - всё это кардинально разные типы мышления и разное восприятие мира, действительности. Все это языковое дробление – разобщенность, которая усилилась по ходу истории. Вероятно, раньше люди лучше понимали друг друга. Интересна история вглубь – как люди раньше жили и мыслили, и вообще, конечно, неплохо было бы знать, что было в начале времен, но, к сожалению, пока что историческая наука ничего нам об этом сказать не может, она может только строить гипотезы. Это наука такая, гуманитарная. Никакой точности.

Почему меня волнует начало? Потому что знания о начале мира могут пролить свет на то, что будет в конце. А конец, кажется, более близок. Судьба человечества видится мне, в общем, уже скоро решённой. Государство, государственные границы, разные системы законодательств - феномен ещё большего разделения людей, раздробленности. Есть разные государственные формы правления, монархия, или республика, но разницы по сути в них я не вижу. Откуда вообще произошло государство? Князья – это военачальники в первобытных племенах. Т.е. сама система государственная предназначена для войны, ничего хорошего. Политику можно рассматривать как понятие, не в контексте государства, а вообще, как способ отношения между людьми: с одной стороны политика должна связывать, но, как мы видим, в контексте государства она только ещё больше разъединяет. К чему ведет это историческое раздробление наций, непонятно. Единственное, что, возможно, и спасёт человечество, это, скорее, объединение обратно.

С идеологией проблемы у европейского общества. И чем моложе, мне кажется, общество, тем проблемы более серьёзные, чем моложе культура, тем меньше она разработала за это время, достигла и познала. Идеология – это система общественных ценностей, так я понимаю. И какие же ценности у современного европейского человека, как расставлены жизненные приоритеты? Капиталистическая идеология - увеличение материального благосостояния и статуса в первую очередь, и СМИ активно это идеологию продвигают. Я подобной общественной идеологии не придерживаюсь, у меня скорее своя собственная философия, мировоззрение. Есть, конечно, разные политические партии, проповедующие либеральную или нацистскую идеологию, но я далека от политики.

Что я думаю про социум? Я уже сказала о своём отношении к государству и к обществу: общество очень сильно раздроблено, то есть сейчас происходит такой процесс, называющийся глобализацией. Я думаю объединение, глобальные коммуникации, обмен культурными кодами - это хорошо. Но с точки зрения международной политики очевидно, что подобное объединение возможно только когда 2 каких-нибудь самых влиятельных государства поделят сферы влияния на Земле, а потом начнут долгую войну как обычно, прольются реки крови, и кому-то таким путем достанется власть. Моей философии война противоречит. Я считаю, что только благодаря любви человечество сможет достичь гармонии, просветления и мира. Мне очень удивительно было смотреть альбом Лето любви, с фотографиями с хипповых фестивалей 60-х годов, потому что меня очень сильно вставил факт, что вдруг одновременно такое огромное количество людей попало под эту волну всеобщего экстаза, произошел одновременный очень большой и сильный вруб. Это меня очень сильно поразило, я подумала, о, боже мой, неужели действительно был этот момент в жизни большого количества людей, когда у них случился синхронно такой глубокий вруб, потому что обычно такие откровения - это личные переживания каждого человека. Да и вообще обычно никаких врубов не происходит, и, в общем, творятся дела небогоугодные. Всё, что связано с обществом, государством и политикой – очень меркантильные, приземлённые вопросы и проблемы, мне чуждые, потому что это всегда связано с какими-то неприятными вещами, мелкие дрязги за какие-то там якобы ценности материальные, капитал, земля, вода, ресурсы, все это проблемы того же уровня, что семейные ссоры, только очень в глобальном масштабе, естественно, это в сто раз хуже.

 

9. Семейные ценности, любовь, межполовые отношения

Семья – это очень важно, человек приходит в этот мир один, и семья – это единственные люди, которые у него в начале жизни есть. Человек еще не приобрел себе никаких связей, а эти люди даны ему от рождения, достались по умолчанию, с их помощью он начинает в этом мире обучаться, ориентироваться, они помогают ему познавать, объясняют ему самые простые правила поведения в этом мире.

Но семьи бывают разные, как и все люди, тут можно говорить о правильном/неправильном воспитании, о том, как нужно воспитывать человека, который только что родился и пришёл в этот мир, что ему нужно объяснять об этом мире – об этом можно распространяться очень долго… Скажу про свою семью, наша семья, семья П., не очень простая - люди все с очень сильными характерами и ярко выраженными личностями. У В. в этом смысле попроще, его родители - такие простые люди, провинциального архаичного уклада. И именно в этой простоте больше всего человечности и любви, потому что у меня все слишком сложные, требующие особого подхода, и когда родился в такой семье, за всеми этими интригами и дипломатическими хитростями трудно разглядеть семейные ценности. Одновременно семья, вероятно, самое большое в жизни испытание, это первый контекст, в который тебя поставили в жизни, и тебе из этого контекста никуда не деться. В истории культуры и человечества с самых древних времён разрыв с семьёй – это поступок серьезный, рискованный, требующий много сил и нервов, чтоб порвать и дальше как-то в этой жизни жить успешно и самостоятельно, без поддержки. И, думаю, подобное сильно скажется потом на карме…

Семейные отношения – испытание длиной во всю жизнь, умение их строить, лавировать, когда люди совсем тоже все разные, исходя не из общих интеллектуальных интересов или мировоззрения, а из одного единственного общего интереса, что вы все родственники и вроде как близкие люди. Лучше всё-таки общности достигать с родными, с миром во всём всегда. Разобщённость, как я всё говорю в своём интервью, это плохо. Семья в узком смысле – это мать, отец и дети. В более широком - семья как клан, родственники, бабушки-дедушки, кузины и кузены. То есть семьёй у нас считается даже по закону ребёнок до восемнадцати лет и его родители.

Ну и от разобщённости мы переходим к любви и межполовым отношениям. Кстати, был у меня такой вруб, что семья, она ещё больше разобщает, потому что, если люди в родственных связях друг с другом находятся, есть некоторые стереотипы семейного уклада, того, какие отношения должны быть между детьми и родителями. И из-за этого уровень искренности часто исчезает, эта возрастная, в первую очередь, проблема, что я старше, ты младше, между родственниками стоит особо остро, трудно преодолеть родственные связи, чтобы просто общаться как равные личности, находить общие интересы. Если вы становитесь не просто родственниками, а еще и друзьями – это крайне ценно, большое достижение. Родственные связи – это некая дополнительная система отношений между людьми, которая их разграничивает.

Межполовые отношения. По поводу пола существует очень много стереотипов, так же как и по поводу того, как семья должна быть устроена. Пожалуй, вся сфера семейных ценностей и межполовых отношений, любви наиболее всего наполнена стереотипами. Она оказывается наиболее бытовой, поскольку быт очень тесно связан с этой сферой, совместное проживание, уклад, традиции, хотя, казалось бы, должна быть наиболее высокой. Все разлады происходят на фоне быта.

Стереотипы на тему пола: у всех баб есть женская логика, все бабы гадины, все мужики козлы, "ты мужчина, меня никогда не поймёшь, у нас с тобой разный способ мышления". Чаще всего конфликт возникает, когда дело доходит до реального контакта, секса. До этого момента, пока общаются между собой как люди, личности, всё в порядке. Конечно, существуют инстинкты, которые людьми управляют в плане выбора партнеров, но проблема сексуальности, мне кажется, сильно раздута до огромного мифа, люди больше думают об этом, чем оно есть на самом деле.

Есть, конечно, основные человеческие истины, с детства проповедуемые, что предназначение женщины – материнство, а мужчина должен защищать и оберегать семью. Далее в этой области сильно постарался дедушка Фрейд, люди вырастают с огромным количеством сексуальных комплексов и стереотипов, и все объясняют конечно же через секс, все человеческие стремления и вообще тягу к жизни, и человек выглядит эдаким усложненным говорящим животным. Это верно в каком-то смысле, но не стоит впадать в крайности. Главное – быть людьми, не забывать о наличии еще и духовных стремлений.

Я не могу говорить отдельно о любви, потому что пара, любовь между мужчиной и женщиной – это, конечно, не совсем то, что любовь дочери к матери. Но это одного порядка вещи. Если сущность любви ясна, то это разные её грани, и проявления. В идеале – это высокая любовь между мужчиной и женщиной, когда они являются двумя половинами целого, могут выйти на такой уровень отношений, когда происходит полное единение душ, становятся Абсолютом, одной сущностью. А что на самом деле эта тема окутана мифами, люди все как будто бы знают об этом, предполагают, всё время об этом говорят, но пока сам не почувствуешь – не поймёшь, что это такое.

 

Hosted by uCoz