Иван Степанов

 

1) Чернобыль, поколение

2) Круги общения, деятельность, развлечения, увлечения, работа

3) Искусство, культура

4) Информация, СМИ, интернет, новости

5) Философия, религия, мистика, природа

6) Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

7) Наука, образование, школа

8) История, политика, государство, общество, идеология

9) Семейные ценности, любовь, межполовые отношения

 

1. Чернобыль, поколение

Сама авария – не могу сказать, что сказалась на нас. Я слышал от кого-то, что вот – была такая авария, по телевизору показывали какое-то время, модная тема была, но чтобы это меня очень сильно впечатлило, шокировало или родило во мне какие-то серьёзные мысли... Не сказалось никак. Возникало просто такое впечатление мифического места – Чернобыль, другой мирок теперь стал, вот там взрыв, без всякой подоплёки, без отношения к политике, это символ – ядерная энергия и всё такое, но об этом так говорил бы какой-нибудь гринписовец. У меня такого не было. Разве что – некое место, Чернобыль, такая зона запретная, рисовалась таким закрытым местом, если туда попал, там как фильм Сталкер. В какое-то такое ты место попадаешь, и там просто ужас какой-то. Но не более того. Не думаю, что лично на мне сказалась чернобыльская авария, по крайней мере, не думаю, что как-то она повлияла на общность с моими сверстниками.

А по поводу общности со сверстниками... Мне кажется, больше общности даже – учишься в школе, учишься в институте, работаешь вместе, или занимаешься музыкой вместе, в тусе какой-то, или бухаешь вместе с кем-то – это гораздо большая общность, чем поколение. Я не чувствую, что если сидят два человека передо мной, одному двадцать два года, второму тридцать, допустим, или сорок лет, ничего общего, кроме того, что ему двадцать два года, и он рос в то же время, когда и я, и у нас одновременно проходили все эти этапы ключевые, в принципе, если они проходили у нас раздельно, не вместе, и мы с ним не были знакомы, то у меня с ним, в принципе, ничего не связывает заранее.

Не вижу я какой-то общности, такой как поколение. Не вижу, может, просто не могу выразить. Потому что часто боишься за других в тех же жизненных моментах, которые у тебя самого произошли, либо которых ты сам боялся – отношения с людьми, любовь. Пытаешься уберечь тех, кто моложе тебя – когда вдруг возникает разговор с ребёнком, который начинает созревать, на тему отношений с мальчиками. Или тусы – когда видишь, что у ребёнка уже появляются знакомые, начинаешь предостерегать по своему опыту. И не просто так об этом разговариваешь с человеком, потому что у тебя всё это было и на тебе это серьёзно сказалось, а именно потому, что всё очень похоже было и в твоей жизни.

Я не вижу какой-то особой связи между людьми, если они родились в одно время. Не думаю, что политика и всё, что было вокруг, всё, что могло быть общего, культура, музыка и так далее, такие вещи важные, не думаю, что они как-то влияли на то, что что-то есть у нас общее. Потому что, если все слушали Аллу Пугачёву, допустим, когда она была популярна, или кто был популярен в девяностые годы, это ещё не значит, что Пугачёва нас сильно объединяет, и вообще сложно представить себе обстоятельство, которое бы объединяло. Ничего из того, что приходит в голову, не могло повлиять серьёзно.

Очень сходным образом происходили многие вещи, отношения. Когда я начал бухать и тусить, мои родители в Москве были, и была квартирка. Я там начал тусы приводить, девчонок, чуваков всяких. Сначала, в восьмом классе, просто встретиться, попить разведенную тоником водочку, похихикать и разойтись. Всё это интересно, медленные танцы, поцелуи с девочками, появляется какой-то вдруг мальчик, который, оказывается, с этой девочкой встречается, уже какая-то напряжённость возникает. Потом появляется мальчик, который забирает девочку, которая пришла сюда сама по себе, и всё это в моей квартире происходит, и я это уже не контролирую. Появляются какие-то люди, очень сомнительные, девочки начинают ебаться, девятый класс, и жёстко, как обычно, это всё происходит.

Рассказ моего знакомого: "Лежим мы с ней вместе, начинаю лезть к ней в трусы, и тут она плачет, пьяная, ничо сделать не может, но плачет". А девушка эта в каком-то смысле моя любовь, которой я об этом не говорил, и ничего у нас с ней нет, просто я к ней хорошо отношусь, пригласил в гости, познакомил с этими чуваками, и вот во что это перерастает. И у неё такое отношение ко всем этим моментам – личные отношения с людьми, – очень схожее со мной, но все ведут себя по-разному. Каждый может говорить: "Я хороший человек и достоин тоже хорошего человека", но ведут-то себя все по-разному, зачастую не очень достойно.

Это уже не совсем на тему поколения. А на тему поколения резюмированно можно сказать, что я не вижу между людьми какой-то связи под названием "поколение".

Кстати, у меня есть друг, Руслан Купасинов, который родился прямо в утро взрыва Чернобыля. Кстати, очень смешной чувак, особенно сейчас он очень клёвый, всё время с панками тусовался. Познакомил меня с каким-то панком, я ещё в школе учился в восьмом классе, был примерным отличником, познакомил меня с панком – ходит весь проколотый, выглядел – просто жесть для сельского города, для провинции, жил где-то в подвале в Смоленске, прямо реальный панк, настоящий, и общался я какое-то время с этим панком.

И вот Руслик – тоже какие-то волосы себе отрастил, у него пышные были, вверх стояли, и вот с такой шевелюрой в восьмом классе ходил, все ржали над ним, а он очень любил бурчать. Когда ржут над школьником, он либо становится изгоем, лох такой, а этот стал такой ворчун, ни фига не изгой, чувак – крутой такой авторитет, но все всегда над ним ржут.  Какие-то смешные темы реально выдавал, смешно очень всегда одевался, типа крутая типа кожаная типа косуха – придёт в какой-то такой обрезанной курточке лаковой, и сидит в ней прямо на уроке, типа крутой такой чувак, но смешно очень было. И всё время погрузиться любил. Клёвый чел. А сейчас он пошёл работать на какой-то хлопчато-бумажный комбинат следить за каким-то аппаратом-станком, работает, слушает Король и Шут, я с ним общался и сказал, что мне не очень нравится Король и Шут, обиделся. Я ему на следующий день звоню, говорю: "Здорово, Руслик, что, погуляем?" – "Нет, у меня времени нет". Очень обидело его это. И вообще клёвый чувак, конечно. Вот его бы проинтервьюировать.

 

2. Круги общения, деятельность, развлечения, увлечения, работа

Люди, с которыми я хотел бы общаться, это дорогие для меня люди, они начинают работать, учатся, вот есть, например, у меня девушка знакомая, всегда мне с ней очень хотелось общаться, и получается у нас это делать, но дружбы тесной никогда почему-то не возникало. И вот она начала работать в Сбербанке, и забавно - возникает поглощение, человеку не нравится работать, он не любит этого делать, ему даже, в принципе, не приходится этого делать, потому что он живёт с мамой, или у него нет денежного вопроса, он может, в принципе, не работать, если он не хочет и не любит этого делать. Но он работает. Он идёт, причём как-то жёстко, устаёт очень сильно, на работе говорит, что "я превращаюсь в овощ, у меня ничего не происходит, я общаюсь только со своими сотрудниками в соответствующей форме". Но он работает всё равно, и становится овощем, и уже просто начинаешь встречаться с человеком, и пытаешься его вытащить куда-то потусить, чтоб он забил на эту работу, просто как-то разнообразить его жизнь, на концерт хотя бы куда-то вытащить, или просто пообщаться как-то, и всё меньше и меньше таких моментов получается.

Откуда-то эта тема, что нужно работать, "работай, зарабатывай деньги", это очень сильно связывает людей, которые так работают. Потом они берут кредиты на автомобили, которые им не нужны и на которых они не ездят, но нужно это сделать. И очень забавное у них получается общение, сейчас я у себя на работе это чувствую, микромирок, в котором очень легко выстроить хорошие отношения, тёплый коллектив и так далее. "У меня нет друзей, у меня нет близких людей", но очень легко, когда ты работаешь с полным погружением. Тебе нравится, что ты делаешь, но ты говоришь, что тебя это достало. И очень легко с этими сотрудниками выстроить клёвые отношения, флиртовать, всё на мази, чётко получается, потому что в шесть часов ты уходишь с работы к своим собственным проблемам.

Очень связывает алкоголь, конечно. Когда вместе бухаешь. Причём, когда нравится это делать, собираешься с людьми, и получилось бухнуть хорошо, или ты добился, чего ты хочешь, уединился с какой-то девушкой, или ты офигенно пообщался, или просто поиграл на гитарке и заработал дешёвую славу у пьяненьких людей, и тебе это, естественно, нравится. И возникает желание с ними и дальше общаться, причём именно в этом ключе, то есть, когда встречаешься, именно так же бухнуть, это даже более связывающий элемент, чем наркотики.

Потому что люди, которые употребляют вместе наркотики, они всё равно так или иначе общаются уже без этого. Либо это всё быстро заканчивается. То есть вместе торчали какое-то время, сначала была сильная эмпатия к этому человеку, потом злоба. Или потому что просто у вас разные состояния. И просто не о чем общаться. Тогда вы общались, и каждый свои мысли интерпретировал как что-то услышанное от собеседника, но когда всё это заканчивается, то, в принципе, вам так же не о чем общаться.

Мне кажется, алкоголь – это такая точка, из-за которой стремятся друг к другу люди. Но, естественно, это тоже происходит определённым образом, потому что обычно начинают всплывать негативные моменты. Какие-то потребности организма – поебаться, выпить очень много, больше, чем ты можешь. По мне, это происходит потому, что очень сильно разгоняет эмоциональность. Ты очень эмоционален, когда бухой, и даже ради этого очень хочется пить, потому что именно тогда тебя очень легко расстрогать, ты очень легко злишься, нет этой параллельности, что человек сидит со мной, общается, но мне это не интересно, в принципе. Даже если говорить на тему гитар, я могу начать с ним гнать, но только чтоб показать, что я в этом гуру. А здесь ты можешь очень легко встрять в разговор, тебя это очень заинтересует, хотя эта тема тебя не касается, у тебя есть своё мнение, ты его выражаешь чётко, и оно вообще откуда-то берётся.

Музыкальные тусовки – тоже очень интересная тема, потому что ты в шесть часов уходишь с работы, и приходишь в клуб, где ты прослушиваешь музыку. Это тоже разное – прослушивать и заниматься, потому что часто, если ты прослушиваешь музыку в каком-то месте, ты идёшь не прослушивать музыку, а просто в это место. По крайней мере, большинство музыки, которую слушают мои сверстники, это именно такая музыка. Это клёво, бит колбасит, drumnbass, обычно это обсуждение: "Вот, мы пришли, хороший музон играет, теперь давайте развлекаться". Скорее развлечение и это всё. Общаешься с людьми не из-за того, что вас связывает музыка. А из-за того, что тебе нужно колесо, и тебе охота его съесть, но не с кем.

А занятия музыкой рождают положительные, довольно правильные чувства к человеку, с которым ты занимаешься музыкой. Не знаю, почему, но обычно это хороший ориентир. Обычно ты добрый, у тебя не может возникнуть что-то, чего стоит бояться человеку. Тусовки, которые объединены музыкой, на мой взгляд, это очень гармонично подобранные люди. Да, ты не просто так общаешься с чуваком, если ты в этой тусе и занимаешься тем же. Да, вы вместе играете и выступаете, это важно, но важно оказывается и не только это. Обычно люди всегда собираются очень гармонично подобранные, и очень классно общаются вместе. Например, туса со Сталкером. Люди все очень разные, и многие мне так бы не понравились никогда, но сам удивляешься, потому что ты с ними вежлив, интеллигенция, музыканты, которые, естественно, бухают, и там какая-то жесть, и "что на пьяных интеллигентов этих смотреть" – такой мысли не возникает, но почему-то есть такое ощущение, что это именно интеллигенция. Если ты занимаешься музыкой, ты общаешься с интеллигенцией. И сам так же к себе относишься, и какие-то вещи не позволяешь себе делать. Даже если ссоришься с кем-то, орёшь: "Ты что там, блядь, играешь!", всё равно это просто юмор.

Самая приятная связующая тема для меня – это музыкальная тусовка. И очень бы хотелось, чтобы именно это меня с людьми и связывало. Но тут работают какие-то другие силы – почему я так и не собрал группу, хотя мне очень не хватает игры на гитаре, орать и сценического самолюбования: проще не окружать себя так близко людьми, которые участвуют в твоём деле, когда "то, что ты делаешь, это моё, это моя музыка, только я звезда", либо можно окружить, тогда эти люди тоже я, просто они исполняют мои обязанности. До этого я жаден, конечно. Но лучше сотрудничать с другими проектами – это идеальный вариант, потому что там ты никто, это для тебя ничего не стоит, на это никто не посягает. Это приятно. И тебе не надо отдавать это что-то, что для тебя важно, ты это не отдаёшь, хотя этого уже нет давно.

Вообще, к сожалению, я отошёл немножко от музыкальной тусы. Обычно всегда мешают многие моменты, потому что нужно время на это всё. Нужно тусить в этой тусе. Редко когда получается, что – хопа, звонок, вдруг, через два месяца общения с человеком: "Приезжай, выступим!", ты приезжаешь, или: "Давай запишемся!", состоялось общение, ты уезжаешь, идёшь на работу, опять у тебя какие-то проблемы, семья, работа, какие-то занятия, обязанности, желания, и вдруг опять через два месяца звонок: "Давай, чувак, снова замутим, мы так тебя ждём!", нет. Обычно либо ты тусишь, и вас это связывает, либо ты уходишь, и по тебе особо никто скучать не будет.

А отсутствие времени не даёт участвовать в таких тусах.

 

3. Искусство, культура

Я музыкант. И так хотелось бы мне себя называть. Чем бы я ни занимался и как бы мало я этому времени ни уделял, надеюсь, что это временно, и потом я всё брошу и пойду. Очень этого хотелось бы, но я уже не зарекаюсь. Тем не менее, очень хочется называть себя музыкантом, и я всегда буду это делать. Может быть, это удерживает. Музыка для меня – искусство в звуковом воплощении. Для меня это ещё более сильный пробудитель эмоций, чем алкоголь. И даже не просто эмоций, а чувств. Это самое близкое мне искусство.

Меня очень сильно трогает и зачастую интересует также видеоряд, менее всего интересуют танцы, например. Не очень я люблю смотреть видеоряд, в котором много людей, которые играют и специально это делают.

На мой взгляд, вообще искусство – это наиболее значимое, важное, и – сколько угодно слов – порождение человека. Важнее, чем труд, важнее, чем государство и что угодно ещё. Хотя не на одной полке эти вещи лежат, чтоб их сравнивать, но тем не менее. Если ты не занимаешься музыкой, ты занимаешься трудом, политикой, живёшь какой-то другой жизнью, так что, в принципе, сравнить можно. Таково моё отношение к искусству.

В рамках того, что сейчас происходит, если это ко времени привязать, к поколению, - так получается, что я лично слушаю музыку, которая уже была. Всё, что сейчас происходит, плохо. Но, я думаю, пройдёт ещё десять лет, это станет тоже чем-то, что ты начинаешь прослушивать, может быть, сортировка, за это время выделяется бест, и это уже созрело. В общем, хорошей музыка становится чуть позже. Мало исполнителей сейчас, которые не то что творят, а хотя бы живы, и они для меня значимы. Может быть, Питер Кристоферсон. И опять-таки, не Питер Кристоферсон, а группа Coil, которой уже нет. Это последняя, наиболее близкая к настоящему времени значимая группа для меня, которая существовала, когда я узнал о ней и стал слушать их музыку с большим удовольствием.

Все мои сверстники, вся эта трансовая культура, клуб, open-air, нет смысла говорить, что это культура моего поколения. Это было раньше. Мы детьми были, тогда мы были маленькие в клубы ходить и слушать электронную музыку. Сейчас это немножко по-другому выглядит, это просто как gentle, скорее, не так, как раньше: "я пошёл клубиться, и, короче, пошли все на хуй", такие идеологические моменты, даже какое-то бунтарство. Сейчас нет: "я культурный человек на автомобиле, я сейчас приеду в клуб, там культурно послушаю minimal techno, съем колесо, я веду себя хорошо, я взрослый парень. Клуб – это культурное место". Изменилось время.

Есть такое дело – электронная музыка, и нет в моём окружении людей моего возраста, которые прям так уж интересуются этой клубной культурой, и вообще этой музыкой, которая делается сейчас. Да и вообще, у меня мало знакомых, которые интересуются, что происходит именно сейчас в музыке. Группы, которые творят и в расцвете сейчас. Это, в основном, семидесятые-восьмидесятые-девяностые, и всё. И я не могу сказать, что это потому, что сейчас нет хороших групп, что сейчас всё поугасло. Да, чувствуется такой момент, подугасла эта тема, музыкальный угар, нет уже таких групп, на которые люди приходят, как на The Beatles, например, или Nirvana, или Metallica. Или даже какие-то непопулярные группы, когда для человека это целая культура. Нет такого ощущения сейчас. Это либо те же старые Металлики, которым ещё нужно деньги зарабатывать, не на завод же идти. Люди приходят, потому что это круто, но вот того ощущения уже совершенно нет. Мне кажется, раньше это было более актуально.

То есть влияние музыкального искусства сильно поубавилось. Сложно сказать, с чем это связано. Я бы не сказал, что люди перестали ходить на концерты, и все ринулись в кино. Да, все ринулись в кино, но потому что надо им как-то провести время. Может быть, уже всё, понаслушались, любое явление должно постепенно уходить. Но я бы не сказал, что поток людей от одного вида искусства перетекает к другому, и другое становится культовым, доминирующим. Хотя, может быть, просто я не вижу это искусство, и, может быть, я его не могу обозначить, назвать. Даже кино – не могу сказать, что большинство людей, которые ходят сейчас на кино, ходят смотреть произведение искусства. Они ходят либо поржать, либо полизаться, либо пожрать поп-корна, либо провести время после работы и как-то расслабиться. Как на аттракцион. На карусель. По сути и искусством назвать то, на что они приходят, нельзя. И даже если это можно назвать искусством, действительно стоящий фильм, то он не воспринимается как произведение искусства. Просто продукт, как мороженное, пиво.

 

4. Информация, СМИ, интернет, новости

Существенное влияние телевидения, как и музыки, уменьшается. Если можно себе представить человека, который смотрит телевизор, то он не верит, его не шокирует то, что происходит на экране, оно не оказывает прямого воздействия. Можно здесь воспользоваться книжкой Пелевина Поколение Пи, например, и там уже описаны какие-то тонкие моменты воздействия и манипуляции, или даже не Пелевин, где-то я это прочитал, но, на мой взгляд, телевидение так сильно не влияет, как об этом принято говорить.

Оно может резонировать с какими-то стереотипами, которые уже были врезаны в массовое сознание теми, кто это делает. Если думать, что цель государства в том, чтобы люди покупали товары и трудились, то все средства служат одной цели и могут друг с другом резонировать. Но, на мой взгляд, сейчас это перестало быть большим культурным явлением. Да, можно называть телевидение именно культурным явлением. Не произведения искусства, которые там транслируются, а именно само телевидение, со всей рекламой, с новостями, когда смотришь вещи, которые тебя вообще никак не касаются, но ты к ним имеешь отношение, ты радуешься, или, наоборот, тебя это шокирует: ураган на Тайване, и вот ты следишь за судьбой юных маленьких тайванцев, отрезанных в своём доме, и радуешься, смеёшься со слезами на глазах, когда их спасает какой-то американский герой, но сейчас это, по-моему, не так заметно. По сути, к телевидению у меня отношения никакого нет. Телевизор никак вообще не сказывается вообще ни на чём для меня, лично ко мне это отношения не имеет.

Я не смотрю телевизор, не читаю газет, не слушаю радио, потому что появилась такая вещь как интернет, которая взяла на себя все те же функции. Точно так же я за собой замечаю, что телевизор я не смотрю, но часто бывает так: сел я за комп и начинаю тупить. Залезу на сайт, прочту что-то. Мне это вообще, в принципе, не то что не нужно, мне это вообще не интересно, но – хопа! – клёвый автомобиль, щёлкнул, посмотрел, потратил на это пять минут, закрыл. Гиперссылки – такое изобретение клёвое, вовлекающая в себя воронка, она же лабиринт, пространственная спираль. В общем, интересная штука интернет.

Но тут можно выделить такие два момента. Вообще, всё что связано с компьютеризацией, это интеграция, объединение, когда одно устройство несёт в себе функции моего музыкального инструмента, моей частной жизни, когда люди сидят на работе и общаются, такое явление, как Одноклассники, или чат – это общение, на мой взгляд, очень своеобразное. Особенно когда ты ведёшь такую жизнь – знакомишься с кем-то, именно виртуально знакомишься. И даже если это виртуальное знакомство перерастает потом в реальное знакомство, это происходит очень забавно, не так, как происходит реальное знакомство.

С другой стороны, это полезная штука, компьютер, подключённый к интернету. Потому что там ты скачиваешь те же музыкальные инструменты, очень много полезных вещей, которые делают твой компьютер функциональным. И именно эта информация, эти байты, они играют для тебя функциональную роль. С другой стороны, он же играет роль телевизора. Но нельзя говорить, что телевизор поместился теперь в интернет, потому что это очень сильно трансформировалось. На мой взгляд, это серьёзное развитие. Ты уже не просто смотришь телевизор. Телевизор тоже на тебя может смотреть. И, более того, это реальные люди, но странновато реальные, потому что да, ты общаешься с собеседником, но что-то третье появляется между вами, окно, или клавиатура, я не знаю, что. Существо, которое делает это общение очень своеобразным. И, более того, можно на такое общение, на такой контакт с людьми проецировать очень многие вещи, как ты волнуешься за судьбу тайваньской женщины, изнасилованной американскими солдатами, ты следишь за этим, переживаешь, так же ты относишься теперь к другим людям, знакомым по интернету.

Я много раз видел, как это знакомство перерастает в реальное, либо так и остаётся, и вот все эти взаимные переживания, в этом есть что-то другое. То есть ни шагу дальше. Заводятся романы, или просто люди становятся друзьями, но в большинстве случаев очень своеобразно. У меня тоже есть люди, с которыми я познакомился по аське, но про себя такого сказать не могу. Может быть, лукавлю. Но, по-моему, это такой же телевизор, который меня не интересует. Но я в это так же вовлечён, я тоже дрочу информацией, как дрочу в экран, точно так же дрочу в интернет. Потому что очень сложно – воздержаться от таких моментов, да и зачем. Хорошая штука интернет.

Но здесь уже несущая роль информации либо трансформирована, либо просто потеряна, потому что новости в интернете мало кто читает. Есть ЖЖ, вот такие моменты очень интересны. Это те же новости. Информация очень клёво фильтруется. Можно сказать, музыкальная туса, как я уже говорил, она очень сильно фильтрует людей. Но здесь ты можешь быть не музыкантом, вообще никем, у тебя нет интересов, которые в реальной жизни тебя могут связать. Ты не пойдёшь на концерт или в студию заниматься музыкой, но ты залезаешь в ЖЖ, и находишь, действительно, людей и информацию, и если тебе что-то интересно, это начинает развиваться в правильных направлениях. Если тебя заинтересовал фильм, ты находишь сообщество, где люди обсуждают такое кино, и это очень клёвый фильтр информации, и лучше, конечно, ориентироваться на это. И это нельзя назвать анонсом телепередачи. Появляется даже иерархия, и не просто так, что человек случайно своей харизмой этого добился, а есть, действительно, люди, которым стоит доверять в рамках сообщества. "У меня не работает то-то", - и абсолютная блондинка может найти неисправность, которую мог бы найти только опытный техник. Более того, эта блондинка может заинтересоваться мотоциклом, который никогда не был бы ей интересен. Просто клёвые чуваки тусят на мотоцикл.форум.ру. И есть такое ощущение, что в рамках данного сообщества имеет смысл доверять всему этому, потому что это тоже фильтр информации, плохая информация так же отфильтровывается, как и хорошая. Хорошая фильтруется, плохая отфильтровывается. Сообщение удаляют, его сразу же подвергают критике. Это в рамках информации, не частной жизни в интернете. И часто отношение к информации перерастает в частную жизнь. Здесь ты уже не плачешь о судьбе китёнка в Австралии, он неправильно искупался и простудился, и ведущие специалисты-зоологи теперь следят за его состоянием вместе с тобой. Здесь уже стоящие вещи, которые действительно тебе интересны. И более того, ты знакомишься с источниками. Ты получаешь ответ, ты благодарен за обед, что-то уже личное начинается. То есть информация становится чем-то таким... Есть такое слово, эгрегор, наверное, я его правильно употреблю.

 

5. Философия, религия, мистика, природа

Я верю в Бога, я крещёный и очень рад, что я христианин и православный. Хотя слово "православный" я бы мог так же не говорить... Но в целом я верю в Бога, и религия оказывает на меня значимое влияние. Например, я могу испытывать угрызения совести, потому что я знаю, что это плохо. Почему я знаю, что это плохо? Потому что я верю в Бога. Не то что он мне говорит, что это плохо, мне он не говорит, плохо это, хорошо, выбирай сам. Но я знаю, что несу какую-то ответственность. В каком-то смысле я не один, и всё, что я делаю, я за это несу ответственность, и часто я пускаюсь в какие-то темы, что "я один, идите на хуй, я делаю так, как я хочу, потому что я один, сейчас у меня такая ситуация, ну и где, блядь, хоть кто-то?" Естественно, никого рядом нет, потому что просто их нет рядом, не ночуют с тобой в одной кровати. Но остаётся всё равно ощущение, что за свои поступки и мысли я несу ответственность.

На тему мистики. Почему-то именно потусторонний мир начинает вдруг волновать, и даже ты сам этого не ожидал (я с юмором говорю и даже с крайним скептицизмом), именно при употреблении психотропных веществ. Он вдруг есть и вдруг есть, оказывается, сущности, откуда это взялось! – ты никогда бы не подумал, и тут ты уже общаешься с сущностями и так далее. Очень клёвая это тема, такая же, как быть обиженным. Существование потустороннего мира, когда узнаёшь о нём подобным образом, ты в него попадаешь, или он попадает вдруг в этот мир, воплощается в голоса, в людей, с которыми ты общаешься, люди вдруг для тебя тоже становятся сущностями, с которыми ты можешь общаться – забавно это, конечно, всё, забавно.

Когда серьёзные вещи, вещи, которых если и касаться, то очень аккуратно, это не игрушки и не шутки совершенно, они начинают превращаться в привычку: "Ты меня чувствуешь?" – такой вопрос начинает приобретать характер семейного "Ты слышал, что я сказала?" – возникает вдруг телепатия, сверхспособности, а серьёзные переживания становятся уже каким-то "пыхнул и надо пожрать", "заморский маг покажет вам магию".

Очень забавна попытка связать потусторонний мир с посюсторонним миром, как Нью-эйдж: объединить, взять кусок отсюда, кусок отсюда, создать гибрид. Потому что ты не просто употребил, а потом эффект прошёл, нет. Это происходит уже потом, это начинает существовать уже без вещества, от которого у тебя появилось, начинает существовать для тебя, и появляются такие странные гибриды. Люди уже по-другому общаются с другими людьми. Одно дело, когда это доходит до безумия, шизофрении и так далее, а другое дело, когда ты в порядке, у тебя всё нормально, ты не ебанутый, и ничего такого не происходит с тобой, но, блин, оно как-то, действительно, начинает существовать. Более того, появляются особые жесты, мимика, начинают человека стопорить какие-то точки, вот он начинает разговаривать, очень легко, общаясь с человеком, остановившись чуть-чуть на каких-то моментах, легко можно ввести в одинаковые состояния разных людей, и один и тот же человек будет находиться в одном и том же состоянии в одних и тех же условиях.

В общем, забавная тема – попытка создать гибрид потустороннего и посюстороннего мира, объединить и создать для себя такой мир, которым ты пользуешься для общения с людьми. Такое отношение очень у многих моих сверстников к потустороннему и посюстороннему миру. Не отношение, а такая тенденция. Это же происходит и у меня. Но у меня это рождает такое отношение: не стоит интерепретировать вещи, которые ты можешь увидеть, и это похоже на определённые предметы, которые имеют материальную природу, это имеет какие-то ассоциативные связи с тобой, - но называть это чем-то потусторонним немножко стремновато. Потому что это попахивает уже... Пока у тебя есть язык, глаза, ты мыслишь определённым способом, можно так, можно по-другому, но пока у тебя есть душа, которая боится Бога, и пока есть что-то потустороннее, в любом случае, такой переход и общение с этим потусторонним, не может так просто это происходить, явно там тоже упырьки-то сидят не простые.

Явно есть какой-то провод, по которому ты общаешься, и этот провод – не факт, что он ведет в потусторонний мир, а это может быть просто искажающий провод реального мира. Потусторонний мир у меня обычно рождает боязнь темноты, монстры под кроватью и так далее. Возможно, это не так, но я ничего о нём не знаю и думаю, что вряд ли я могу, пока я хожу по этой планете и пока я живой, вряд ли я могу что-либо хотя бы осмеливаться называть. У меня такое отношение к этому.

О философии я с удовольствием сказал бы словами философов, которых читал когда-то, но я не могу ответить на этот вопрос, потому что философские учения я читал крайне мало. Структурировать мировоззрение и как-то его описать вербально – это и есть философия, то есть даже не миропознание, мир-то все познают, другое дело изложить это на бумаге в виде учения. Пришлось мне почитать тезисы трудов некоторых философов, занятное дело – изучение философии. Но это нужно читать. А читать что-то я не читаю... Мои источники – очень плохие пособия, я даже, по-моему, показывал экземпляр, и слова не очень хорошего преподавателя. Если бы накопился у меня в голове какой-то архив познаний трудов философов...

Чтобы философски сформулировать мировосприятие, нужно почитать философов…

 

6. Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

Хорошо создана машина, сформирована органично, потому что она необходима, может быть, работает очень клёво. Есть спрос и предложение. Спрос: "наслаждайся", и предложение, действительно, вполне компенсирует спрос, наслаждаться можешь как угодно. Смысла существования такого явления как массовая культура не вижу. Потребление само по себе или потребление каких-то других вещей потреблением с помощью массовой культуры, трудов каких-то писателей, то же пособие в институте, которое я показывал, "Труды философов. Тезисы". Познание тоже как аттракцион.

Мода и гламур – вещь отдельная от массовой культуры. По сути, то же самое, ты потребляешь и наслаждаешься, можно назвать это суб-культурой. Мода – это украшательство. В этом можно, в принципе, разглядеть какой-то эстетический момент... Да и вообще, во всём можно найти эстетику, просто здесь это выводится на первый план. Популярно жёлтое пятно на жопе на красных штанах, а сверху такой-то топ. И никто из моих знакомых, он журналы не читает и вообще в этом не участвует, он не в курсе, что модно, но на нём появляется в определённый момент это жёлтое пятно на жопе на красных штанах с таким-то топом. Хотя это довольно логично, потому что наиболее модные товары ты покупаешь просто и только таким образом в этом участвуешь. Не нужно искать специально. Работает так же, как массовая культура, ты, в общем, не ищешь ничего, просто рот открывай и туда бублики летят. Мультик какой-то был про двух чуваков, которые за Ваню даже ели конфеты. Просто открывай рот и будут за тебя кушать конфеты. Такое метание конфет. Не вкусно и наслаждения нет, но прикольно. Летят конфеты, за тебя их даже едят, уже даже жевать не надо. Существование обычного человека-муравья. Зачем жить тогда какому-нибудь инженеру Васильеву, который всю жизнь провёл на заводе и знает, как закручивать гайки.

Спорт – это к теме новостей. Есть новости о политике, есть новости о погоде, когда тебе в принципе не интересна погода, ты всё равно завтра дома проваляешься, а потом ты придёшь в офис и там посидишь, и то, ты это сделаешь на автомобиле, и тебя в принципе это не касается. Где там бури магнитные или ещё что. У тебя нет шалаша, в котором ты живёшь, и если вдруг пойдёт град, то надо подготовиться, урожай укрыть. Как русские победили в чемпионате, это хорошо. А в итоге проиграли где-то ещё, и это плохо. Это с одной стороны. С другой стороны, спорт-бары, например, есть. Можно приходить просто в бар нажираться, а можно приходить, как в кино, только здесь можно бухать, курить и орать, потом выйти из бара: "Рассия!!!" – тоже клёво. Какая-то, может, даже общность с людьми, может, ради этого.

Матч когда был, выиграли, чуваки на улицы вышли, незнакомые совершенно, гопы какие-то, упыри, которые если вот так встретились с теми, кто с ними же был на улице, какие-то мальчики в очочках, если бы они встретились, то эти очочки были б разбиты, и мальчик бы очень громко кричал, а тут они вместе орут "Россия!", обнимаются, и вообще, всё клёво. И тут взгляд переводится на рекламный щит, на котором написано: "Пиво Holsten, пиво чемпионов. Официальный спонсор по футболу". И они идут вместе употреблять это пивко. Реклама должна быть всегда к месту.

Тонко продуманы все эти механизмы, тоньше, чем кажется. Как айсберг – на поверхности вещь, которая негативно воспринимается, но почему-то работает всё очень классно. Всё равно все ходят с этим пятном на жопе, хотя могут купить джинсы. И смысл существования таких явлений как реклама или массовая культура - они очень смежны. Одно к другому – только так это может функционировать. И не факт, что только ради цели "Употребляй и наслаждайся". Непонятно, является ли это разбросанной системой, есть пиво Holsten, делает оно рекламу, есть чемпионат России, есть человек, который занимается промоушном и располагает надписи Holsten на сиденьях, и у них общий интерес, собрались – сделали. А есть ещё рядом другой стадион, там другие люди, другие бренды и другие марки. Кроме того, есть такая фирма как Nescafe, которой тоже нужно сделать рекламный щит. Есть такой ощущение, что это функционирует как система, связная и очень продуманная. Каждый элемент, он не просто так появился. Какой-то производитель орехов, которому нужно пробиться, он пробивается, это понятно. Но вот как это происходит, механизм какой-то существует. И цели это служит наверняка не только "употребляй", эти орехи или эти новости.

Клёво я завернул, да? Сам не очень понял, о чём я.

 

7. Наука, образование, школа

С определённого момента в школе я очень живо интересовался научным познанием. Цель была – интересное чтиво, интересные факты сами по себе. Хотя довольно часто использовали мы всякие познания, когда делали нитроглицерин и так далее, в восьмом классе, порох мутили, какие-то вещества получали, при смешивании которых возникает реакция очень сильного расширения, и если всё это находится в среде, которая не может расшириться, происходит очень хороший бум. Пошалить, всё такое, какое-то практическое применение.

Есть у меня друг такой, Вова Колонцов, вот он сейчас в Дубне учится, на ядерного физика, по-моему, вот он увлёкся этим, продолжил. Меня не так интересует наука, просто живые и мыслящие мозги у меня имеются, в плане математического мышления, ну это просто провести время за беседой, поделиться какими-то впечатлениями, обсудить события с научной точки зрения. Например, открыли электростанцию по новому методу работы, или отчего происходят магнитные бури на Солнце. А друг мой посвятил себя этому, учится в институте и планирует заниматься только этим. Не очень понятен сам смысл занятия наукой. Вечное образование? Что это значит? Когда ты учёный, что это такое? Что это значит – быть учёным? Всё время ты ищешь что-то, учишься, учишься, узнаёшь, узнаёшь...

В совковые времена была тема – надо приносить пользу Родине, будем изучать новые типы энергии, и будет всем клёво. Или оружие замутим какое-нибудь офигенное, чтобы американцам мало не показалось, страшно было. А сейчас нет же таких моментов, то есть можно искать какой-то новый тип энергии, можно бомбы делать, всегда будет спрос, можно просто изучать, новые элементы открывать в таблице Менделеева. Это полезное занятие, польза практическая будет, но непонятно, что такое быть учёным, заниматься всё время вечным познанием, только познавать, у тебя нет личной жизни, есть только познание и голова, которая этого требует, в которой есть ещё место, чтобы какие-то знания и факты впихнуть. Очень забавна приверженность этой системе. Есть другие методы познания, в них не настолько структурированы рамки, за которые ты не должен выходить, то есть выходи, но это будет так же объясняться в рамках этой системы, а здесь есть рамки, за которые выходить нельзя. Если ты ускорил какой-то элемент, замерил расстояние, которое он прошёл, и ускорение, с которым он замедлялся, то такая-то формула будет работать, и ты что-то доказал. Не может быть иначе. Всё доказуемо и всё легко проверить экспериментами. И выходит, нет того, что нельзя познать, и принцип один.

Когда научный метод становится доминирующим, он становится единственным. Так и только так. И это занимает все такие институты, как школа, образование. Доминирующий метод познания, а чего именно познания... Ценность развития – это получение информации, не учиться рисовать, не учиться реализовывать себя, а именно получение информации и использование её в рамках научного метода.

Институтское образование предполагает тусу, с которой общаешься, как в школе, но там тебя ещё воспитывают, а в институте никто тебя не воспитывает, есть люди, с которыми ты общаешься, и общаешься зачастую довольно плотно. Если серьёзный институт, типа МГУ, тогда это клёво тем, что потом эти люди очень классно пригождаются. Из двадцати одногруппников десять становятся успешными людьми, один в одной сфере может тебе помочь, другой в другой сфере, и ты тоже можешь чем-то помочь, и получается полезная туса в рациональном плане, к тому же ты ещё и просто находишь клёвых друзей. Но это я не про себя говорю, потому что учусь в институте на дневном, но бываю там в сессию недельку, а то и меньше, две последние сессии прошли мимо меня, я особо их не беспокоил, эти сессии. К тому же хороших институтов, по-моему, мало. Но даже и в хороших институтах правильного мало.

 

8. История, политика, государство, общество, идеология

Очень забавно сейчас все эти структуры работают, потому что никакие военные не говорят тебе, что ты должен учиться создавать бомбы, никакие политики не говорят, что ты должен прийти на этот митинг, хотя в России это, в принципе, всегда так было, максимум собраться, поорать и разойтись. Доводить до конца политические моменты таким способом, то есть "я хочу, и я хочу вот так жить" – это не распространено, может, народу многовато, непонятно, почему. Или какое-то распиздяйство, какой-то пофигизм в крови... В любом случае, сейчас чувство как будто полной свободы, как будто ничто в себя не вовлекает, потому что никакой дядя тебе не говорит, что вот это хорошо, это плохо. Говорят тебе родители, что нужно хорошо учиться в школе, но это другое, к политике и к социуму не относится. Но почему-то все ещё более яро работают и, более того, вовлекаются в материальную зависимость, например, такое явление как кредиты. Когда у тебя появляется возможность... Подсознательно ты врубаешься, что ты будешь работать всю жизнь, и всегда этих денег будет не хватать. Ты сколько угодно будешь зарабатывать, но так ты и живёшь – ты живёшь ради зарабатывания баблосов, и если так, то это бесконечная цель, какая разница. Если ты будешь всё время пахать, то какая разница, кому ты эти деньги отдаёшь. А здесь ты с помощью кредита и такого стиля жизни как кредит можешь позволять себе уже прямо сейчас всё что угодно – автомобиль или квартира, какая разница. У меня к этому такой негатив – это как рабство. Это и понятно: у меня есть планы всё-таки когда угодно что угодно бросать, занятия, которые для меня являются глупыми. Зарабатывание денег и так далее. Не глупыми, но просто кушать хочется.

Сложно говорить на социальные темы, не скажу, что я аполитичен, но абсолютно ровное отношение. Многое бесит, и очень часто, но это в России. Меня очень бесят военные. Я два типа людей терпеть не могу: хиппи и военные. Военные меня бесят очень сильно. Особенно когда Путя к власти пришёл, прям вот морда Пути, такая вот, такого военного полковника, прямо над каждым военным теперь вырисовывается, и очень бесит милитарная направленность развития России, которая как была, так и есть. Демократическое общество является фантиком для дубины полицейского, точнее военного. Полицейский за порядком следит, а военный этот порядок создаёт, стремится создать этот порядок. По-моему, мечта идеального военного, чтоб все были военными.

Ездил в часть сейчас к Серому, служит друг у меня под Солнечногорском, и там военный городок, там живут семьи военных, и ты, когда отслужил, можешь заключить контракт. Там тебе предоставляют жильё, работаешь, десять тыщ рублей, что ли, тебе платят. И он туда пристроился, потому что у его сестры муж такой военный, служит, ему под тридцатник, лет двадцать шесть, он такой типичный военный, солдафон, а друг по призыву пошёл, решил особо не напрягаться, не косить. И сейчас какую-то тему замутили, вышел какой-то устав у них внутренний, что нужно всех переводить на контракт, а контракт на три года, и когда подписываешь контракт, там есть условие, что ты можешь его расторгнуть. И там дальше уже оговорка, что если ты расторгаешь контракт, ты должен возместить стоимость проживания, амуниции и т.д., всего там получается тысяч пятьсот, по-моему, которых, естественно, у военного, заключившего контракт, нету. И солдафоны замутили такую фигню: каждый срочник, который отслужил полтора года, выходит сержантом, и ему нужно туда идти. Им в такой форме говорят: "Вышел приказ переводить всех на контракты". Этот чувак говорит: "Что делать? Какой-то устав вышел", и очень долго я ему объяснял, что это смешно звучит: приказ подписывать контракт. Любой контракт ты подписываешь добровольно, а он уже на все эти фишки ведётся, то есть армия – это жесть, конечно. И всё стремится к тому, чтобы все, кто попал туда в часть, не просто отслужил и вернулся, а там и остался, и чтобы расширялся этот военный городок, и вообще, все служили, и были с автоматом на плече, либо жили по военному уставу. Фашизоидность такая. Структура очень чёткая, кто что видит, и этот Колян может много по поводу этого рассказать.

Отношение к политике России и социальным каким-то моментам, о которых я могу как-то рассуждать, у меня это негатив к военным.

 

9. Семейные ценности, любовь, межполовые отношения

До какого-то момента семейные ценности были для меня на очень значимом уровне, даже не семейные ценности, а отношения мужчины и женщины, и это, на мой взгляд, в большой степени мешало межполовым отношениям. Всегда были таким фактором, что ты сдерживаешь как-то себя, даже жёсткий негатив рождает это в плане отношения к чужим каким-то моментам половых отношений, если это отношения ради удовольствия. Даже не негатив, что "я, мне не нравится", а просто странное очень чувство, неприятное, и связано это с историей развития своих семейных отношений. Потому что были очень долгое время двоякие отношения у моего спутника жизни, довольно долго это всё существовало, год где-то я вообще не в курсе совершенно был. Это всё само по себе обычное дело, но когда это довольно долго происходит, и ты узнаёшь в какой-то момент, что на самом деле всё диаметрально противоположно тому, как ты это воспринимал, то это удар серьёзный.

Более того, это всегда было для меня ценностью, честность между людьми, такие правильные отношения. У меня всегда какой-то идеал внутри был. И получилось, что всё не так обстоит на самом деле. И вообще, у людей всё происходит совершенно по-другому. Поэтому долгое время я всё пытался вернуть к своему идеалу отношений, где всё чисто, никто никого не обманывает, никто не ебётся ради удовольствия, тем более на стороне, какие-то такие идеалы. Но, естественно, поскольку это идеал, он не должен быть реальностью, это реальностью не становилось. Более того, всё ещё жёстче. Поскольку времени проходит много, а ситуация остаётся актуальной. И постепенно эти вещи, которые болят внутри, вот зуб, когда болит, он только больше будет болеть, пока, как бы ты ни боялся стоматолов, но ты по-любому поползёшь к нему, чтобы его вырвать, тогда он перестанет болеть, а здесь, наоборот, чем ты больше переживаешь, тем больше всё это угасает, и в итоге параллельно становится тебе постепенно и всё.

И семейные ценности для меня сейчас это... Ну, отношения между людьми должны быть человеческими. Если ты человек, значит должен по-человечески относиться к другому человеку. Есть определённые потребности организма у всех. На самом деле я шучу, конечно. И, кроме того, есть потребности духовные, точнее, душевные. Хотя лукавство всё это. Не думаю, что могу прямо ответить на этот вопрос, потому что для себя я ещё слишком во многом здесь не разобрался, чтобы я мог что-либо сказать...

Это я начал с личных моментов, но можно сказать, что я думаю об этом вообще. Отношение к противоположному полу у меня всегда очень трепетное, и это сказывалось на межполовых отношениях, ничего вот такого, только трепет и только чистая любовь. И, может быть, это ключевой момент, что межполовые отношения и семейные отношения с человеком, с которым ты живёшь, это совершенно разные вещи. Понятно, что этот человек женщина, и как между мужчиной и женщиной между вами тоже что-то есть, но это очень трансформируется…

 

Hosted by uCoz