Елизавета
Парфёнова
8. История, политика, государство, общество, идеология
В принципе я не интересуюсь политикой,
государственной деятельностью. Для меня история – это история культуры нации,
разных типов национального мышления, развития языка. Вот, например, индо-европейская языковая группа и
угро-финская языковая группы, были когда-то праязыками, которые потом
раздробились на множество диалектов, которые в свою очередь оформились в
отдельные языки, и раздробились еще на множество диалектов - всё это кардинально
разные типы мышления и разное восприятие мира, действительности. Все это
языковое дробление – разобщенность, которая усилилась по ходу истории.
Вероятно, раньше люди лучше понимали друг друга. Интересна история вглубь – как
люди раньше жили и мыслили, и вообще, конечно, неплохо было бы знать, что было
в начале времен, но, к сожалению, пока что историческая наука ничего нам об
этом сказать не может, она может только строить гипотезы. Это наука такая,
гуманитарная. Никакой точности.
Почему меня волнует начало? Потому что
знания о начале мира могут пролить свет на то, что будет в конце. А конец,
кажется, более близок. Судьба человечества видится мне, в общем, уже скоро
решённой. Государство, государственные границы, разные системы законодательств
- феномен ещё большего разделения людей, раздробленности. Есть разные
государственные формы правления, монархия, или республика, но разницы по сути в них я не вижу. Откуда вообще произошло
государство? Князья – это военачальники в первобытных племенах. Т.е. сама
система государственная предназначена для войны, ничего хорошего. Политику
можно рассматривать как понятие, не в контексте государства, а вообще, как
способ отношения между людьми: с одной стороны политика должна связывать, но,
как мы видим, в контексте государства она только ещё больше разъединяет. К чему
ведет это историческое раздробление наций, непонятно. Единственное, что,
возможно, и спасёт человечество, это, скорее, объединение обратно.
С идеологией проблемы у европейского
общества. И чем моложе, мне кажется, общество, тем проблемы более серьёзные,
чем моложе культура, тем меньше она разработала за это время, достигла и
познала. Идеология – это система общественных ценностей, так я понимаю. И какие
же ценности у современного европейского человека, как расставлены жизненные
приоритеты? Капиталистическая идеология - увеличение материального
благосостояния и статуса в первую очередь, и СМИ активно это идеологию
продвигают. Я подобной общественной идеологии не придерживаюсь, у меня скорее
своя собственная философия, мировоззрение. Есть, конечно, разные политические партии,
проповедующие либеральную или нацистскую идеологию, но я далека от политики.
Что я думаю про социум? Я уже сказала о
своём отношении к государству и к обществу: общество очень сильно раздроблено,
то есть сейчас происходит такой процесс, называющийся глобализацией. Я думаю объединение,
глобальные коммуникации, обмен культурными кодами - это хорошо. Но с точки
зрения международной политики очевидно, что подобное
объединение возможно только когда 2 каких-нибудь самых влиятельных государства
поделят сферы влияния на Земле, а потом начнут долгую войну как обычно,
прольются реки крови, и кому-то таким путем достанется власть. Моей философии
война противоречит. Я считаю, что только благодаря любви человечество сможет
достичь гармонии, просветления и мира. Мне очень удивительно было смотреть
альбом Лето любви, с фотографиями с хипповых
фестивалей 60-х годов, потому что меня очень сильно вставил факт, что вдруг
одновременно такое огромное количество людей попало под эту волну всеобщего
экстаза, произошел одновременный очень большой и сильный вруб. Это меня очень
сильно поразило, я подумала, о, боже мой, неужели действительно был этот момент
в жизни большого количества людей, когда у них случился синхронно такой
глубокий вруб, потому что обычно такие откровения - это личные переживания каждого
человека. Да и вообще обычно никаких врубов не происходит, и, в общем, творятся
дела небогоугодные. Всё, что
связано с обществом, государством и политикой – очень меркантильные,
приземлённые вопросы и проблемы, мне чуждые, потому что это всегда связано с
какими-то неприятными вещами, мелкие дрязги за какие-то там якобы ценности
материальные, капитал, земля, вода, ресурсы, все это проблемы того же уровня,
что семейные ссоры, только очень в глобальном масштабе, естественно, это в сто
раз хуже.