Ольга Свешникова
6. История, политика, государство,
общество, идеология
Я уже рассказывала, что раньше я была очень подвержена
всяким идеологиям. У меня родители были романтики – партия сказала, и они
поехали на Чукотку. Здорово. Круто. Мои родители никогда не шли вразрез с
существующим строем, и у меня изначально не было заложено это в воспитании, что
государство – это плохо или еще что-то такое. Зато у меня было очень много книг
в детстве про пионеров, про дедушку Ленина, про партию, про Великую Отечественную
Войну и так далее. Я думаю, что мои родители – какие
попадались в то время книжки детские, такие и покупали. Но если бы они могли
себе хотя бы предположить, что из этого получится, то они их все-таки
осторожнее бы покупали.
Я никогда не чувствовала, что государство меня как-то
ущемляет, наверное, с 98-го года или вот когда начались все эти кризисы и я уже
на практике убедилась, что государству до своего народа нет
никакого дела и что оно не защищает, а наоборот, выжимает из народа все,
что только можно. Тут у меня, конечно, началось резкое отношение ко всему к
этому, но я его никак не выражала, просто есть у меня такое мнение и есть, о
чем говорить-то с людьми, которые не считают, что это плохо. Я не верю своему
государству, я понимаю, что для него я одна из миллиона, источник
благосостояния. Ресурс.
Новости смотрела, даже верила тому, что говорят. Наверное, первое, что меня так подкосило, это все эти войны в
Чечне, все эти взрывы, когда уже внутренне стало невозможно терпеть этот фарс,
когда тебе говорят, что вот террористы, а ты чувствуешь и понимаешь, что это не
столько террористы, сколько сознательно спланированные действия, которые
делались из-под спущенных век твоего же правительства. Дальше, ты
получаешь высшее образование, учишься думать самостоятельно, делать выводы,
понимаешь, что нет независимых новостей. Тогда надо быть либо очень умным и
эрудированны, хорошо разбираться в обстановке и смежных областях, чтобы уметь
понять, что в действительно происходит в мире и для чего государство подает это все именно под
таким соусом. Или не участвовать в этом. Я не участвую.
Сейчас отношение к государственной машине у меня резко
негативное, потому что политика – это такая вещь, которая в принципе не может
быть чистой изначально. И люди, которые туда идут, выбирают себе определенный
путь, с которого им уже никогда не сойти и, может быть, даже если получится,
они чистоту свою внутреннюю и порядочность потеряют раз и навсегда.
Я не думаю, что способна влиять на ситуацию в стране,
поэтому я не социально активный человек. И пусть мое государство убеждает меня,
что им нужны политически грамотное поколение. Это вранье. Им нужна оболваненная
масса. Я не желаю ей быть.
Я способна высказать свое мнение, способна его
обосновать, но большинство людей, которые меня слушают, меня не слышат.
Отношение к людям, которые интересуются политикой? Я их
мысленно разделяю на две категории: первые, это люди, которые, вообще не
врубаются в то, что они говорят, а повторяют то, что они услышали по
телевизору, увидели в этих фильмах, типа Фаренгейт
9/11 или Дух времени и выдают это
за прописную истину, причем с пеной у рта, как будто бы это то, до чего они
дошли сами, и что это действительно есть на самом деле. Или еще такой
тип людей. Так как я учусь в экономическом ВУЗе, у нас много ребят, которые
решили, что экономика, бизнес, деньги –
это их призвание и, соответственно, им в том числе
надо врубаться в политику. И такие люди, которые,
действительно, разбираются в политике, наверное, даже понимают, откуда там ноги
растут, они к этому относятся так, что, "ну есть такие правила игры, и мы
их принимаем, потому что нам тоже надо и стараемся как-то адаптировать их под
себя, потому что нам жить в этом мире и работать".
Я разговариваю с людьми, которые играют по этим
правилам и понимают, что как происходит, мне интересно
бывает их послушать, несмотря на чувство безысходности, – это как сказка, это
как тот мир, в котором мы живем, это есть и если ты не хочешь этого касаться,
ты этого не касаешься.
Если говорить
про правительство в целом, дальше есть какие-то правительственные институты,
которые тоже играют по своим правилам, с которыми бесполезно бороться.
Один раз, это когда Сквиш
попал в Крыму, его взяли, в тюрьму посадили. Страшно было идти, кому-то
какие-то деньги предлагать, как-то серьезно разговаривать. Но деньги берут все.
А второй случай
был, мы тут недавно пиво пили в центре с девочками сидели, к нам подошла
милиция: "Пройдемте!", - говорят, а там у них удобно, там площадь
такая тусовочная, где вся молодежь с пивом собирается, и они там типа штаба
что-то такое себе организовали. И поскольку я с Ломоносовской больше общалась,
мне как-то проще было туда заходить, хотя тоже никогда с этим не сталкивалась,
а девочки застремались. В
итоге мы просто убежали оттуда. В какой-то момент там открылась дверь, и мы
убежали. Вот и все мое общение с милицией, не серьезно, но мне достаточно.
Очень долго, лет до 13-ти я не разделяла такие понятия
как государство и страна. Страна – это другое понятие. Если брать мое отношение
к стране, я думала о том, что не смогла бы жить ни в какой другой стране. Даже
после того как из Индии вернулась, у меня было такое ощущение, что с нашей
страной все в порядке. Но после того, как я съездила в
Финляндию, я поняла, что мы отстаем очень сильно. Не только в техническом
плане, но и в социальной защищенности тоже. Обидно стало.
Мне всегда было обидно за державу, за наше сельское
хозяйство, за отношение к людям. С другой стороны, я специально, конечно, в
этом не копала, но я понимаю, что в каждой стране находится компромисс между
тем, что делается для человека и тем, что делается против него.