Иветта Воронова

6. Искусство, культура

В процессе моего взросления и становления это было обязательной программой – формирование, как говорят родители, полноценной, здоровой и широко развитой личности, были периодические такие окунания в культуру, походы в театр, например, на какие-то классические концерты и так далее. В силу того, что моя бабушка занимается классической музыкой в рамках благотворительного фонда Новые имена и вся ее непосредственная деятельность заключается в том, чтобы находить талантливых детей и из них делать впоследствии музыкантов. Самый яркий, наверное, пример – это Денис Мацуев, мальчик, пианист, которого я помню, еще когда он ездил в летние творческие школы и так далее. Сейчас он успешный, достаточно известный человек и, собственно, я думаю, это принесло ему, наверное, какое-то счастье бытия, самовыражения. Если говорить о том, чтобы познавать мир через искусство, я вот не способна. В силу того, что пересмотрела, наверное, с полтинник самых хороших спектаклей, балетов, опер, но для меня это все не сравнимо с киноиндустрией. Да, многие спектакли поставлены на основе классических произведений, но там все время извечные три темы – это война и мир, любовь, ненависть, я бы сказала, причем в разных масштабах, и политические бывают спектакли и непосредственно глубокая драма какая-нибудь и трагикомедия и так далее. Наверное, если взять каких-то классиков, то Горе от ума – это такая в некоторой степени хорошая политическая трагикомедия, которую я отнесла бы скорее к ненависти, любви там мало да и в общем-то не должно быть… перечислять можно много разных спектаклей и я понимаю, что да – это красиво, да – это "да, то, что надо"; надо – не потому, что заставляют родители, а потому что, чтобы называться взрослым интеллигентным человеком, нужно ну хотя бы не путать концерт Рахманинова для двух фотепиано с Бетховеном Лунной сонатой, хотя, наверное, с Рахманиновым для двух фортепиано я загнула… или например, Венский вальс с Бетховеном. Опять-таки приятно, что все, не дает нам культура или классика, нам потом додает телевидение и киноиндустрия. Наверное, если взять какую-то цепочку, наверное, театр изначально (балет, опера – не важно) и классика – это вот белый цвет: хорошо, если вы так можете, и, наверное, самое дно – это телевидение, это то, что дает минимум информации и максимум такого треша. А вот между ними есть такое понятие, как киноиндустрия и индустрия музыкальная (сюда мы не берем классику, ее я скорее отнесла бы к категории "театр"), то вот она занимает ту самую нишу, она дает образование людям, она дает возможность коснуться вот того белого, но оно все-таки тяготеет к черному, как и все на нашей Земле, оно все-таки притягивается вниз, к плохому быстрее приходишь, чем к хорошему. И вот, например, я сейчас вспомнила – мы говорили про Бетховена, а я вспомнила, что у меня есть младшая сестра, которая не очень любит музыку, она стала узнавать произведения Бетховена по заставке фильма "Бетховен", уже приятно, это уже не мало. Спасибо режиссеру, что 30 секунд туда воткнул, потому что моя сестра теперь хотя бы знает, как это звучит. В приличном обществе она, не глядя в программку, уже может сказать, что это Бетховен, и это уже плюс, еще один повод удачно выйти замуж.

А касательно вообще, почему люди приходят к искусству, я, например, один из тех людей, который в этом вырос. Не так, как если бы у меня мама была пианисткой и я бы выросла в этом как в чем-то фантастичном, а я выросла в этом как в чем-то необходимом: нужно ходить в школу, чтобы было образование, нужно чистить зубы, чтобы не было кариеса, нужно дважды в месяц выходить в театр или на концерт, чтобы называться интеллигентным человеком. Ну, в общем-то, меня это не напрягало, а сейчас я думаю, что это хорошо, что я видела таких актеров как Караченцов, например, вживую и в еще бодром возрасте. Я видела, как танцует Настя Волочкова. Может, не самая гениальная балерина, но когда ты видишь, что перед тобой творится история, когда потом наши дети и внуки будут говорить, что вот был когда-то такой актер Караченцов или такая балерина Волочкова, то приятно, что ты был в тот момент, когда они еще были на сцене. Я вот стараюсь, чтобы моя сестра посмотрела в театре на Лию Ахеджакову, пока она еще в театре. Очень жаль, что она не застала и не знает, кто такой Вячеслав Тихонов, потому что для меня это один из самых гениальных актеров и вообще фильм Семнадцать мгновений весны – это тот фильм, который я могу смотреть на DVD с первой по 12 серию, потом сходить в туалет и смотреть опять первую, и потом еще 12 раз. Я в принципе считаю это хорошей вещью, а от хороших вещей я не устаю, и могу это пересматривать. Я считаю, это безумно интересный фильм, причем я из него не вынесла, например, ничего, ни про фашизм, ни про систему – мне было все равно. Он в какой-то момент придал мне уверенности в том, что, как минимум, я не один такой человек на Земле, то есть тот, кто мыслит именно вот так вот, тот, кто заморачивается, что в разговор нужно войти и выйти из него так, чтобы у твоего собеседника не осталось впечатления, что были затронуты главные вопросы, но ты при этом получил все необходимые для себя ответы и много-много таких моментов. К сожалению, наше поколение относится к этому как к очень большой необходимости и это поколение не читающее, для которого театр – это "бабушке 70 лет и она умоляла пойти с ней в театр" и это воспринимается как большое наказание -  идти с ней в театр. В моем случае это была обязательная программа, но не такая неприятная, а для большинства моих друзей – это, наверное, большое наказание, причем, опять-таки культура начинает превращаться в бизнес, причем очень сильный.

Основные спектакли, на которые больше всего ходят, это День выборов и День радио – это театр? Сама лично была, смотрела, да – хи-хи, ха-ха… но это, в общем-то, Comedy club только в 3D формате, суть от этого не меняется. Одним из великих режиссеров нашего времени является Серебренников, обожаю, я была на всех его театральных постановках, на его Лес, на его Человек-подушка, на его Изображая жертву, причем я даже не стала смотреть его в кино, а смотрела спектакли с Юрой Чурсиным. Поэтому тут важно понимать, что да, это всё хорошо и делает тебя просто разносторонним человеком, но формировать твой внутренний мир… Ну всё это, в основном, построено на выдумках – сколько у нас классических произведений, основанных на реальных событиях? Не так много, в общем-то. Мастер и Маргарита, честно скажу, даже не дочитала, хотя большая часть моих подружек считают ее любимой женской книгой. Не знаю, я бы не сказала. Мне гораздо ближе была Поднятая целина, На дне, если брать школьную программу, класс 10-й-11-й, гораздо ближе мне эти произведения, чем банальная история любви со всеми ее преградами и всем остальным.

Большинство театральных произведений, Лебединое озеро, Дочь фараона, один из сильнейших спектаклей Большого театра, - это вот эти извечные темы. Они извечны и они, безусловно, идеализируются. И вот это, наверное, относится ко всей культуре в целом, я бы ее назвала "через тернии к звездам" – основная идея всегда вымученная, всегда выстраданная, всегда предсказуемая. Вот это, наверное, и не дает данной культуре возможности формировать наш внутренний мир полностью, какую-то часть – да, но они именно привносят культуру, они не меняют сознание. Вообще есть единицы, которые приходят в театр и выходят оттуда и становятся известными актерами, балеринами и так далее. В моем случае, я прихожу, наверное, отдохнуть, прикоснуться к прекрасному, но не более того.

Единственная часть культуры, творчества, которое способно формировать человеческий мир, это, наверное, живопись. В картинной галерее тебе не навязывают точку зрения, ты как хочешь видеть, так и видишь, с точки зрения своего подсознания, с точки зрения своей психики.  Ты видишь и ты заморачиваешься, и задумываешься над тем, что ты видишь, и это остается гораздо глубже, нежели какой-то поход в театр, где идея спектакля прописана таким же человеком, прописана не всегда умело, бывает чаще прописано хуже, чем поставлено, а здесь ты сам себе режиссер, ты увидел картину и вот о чем-то задумался и начинается брожение, которое потом приобретает какую-то форму и вытесняет или меняет что-то предыдущее. Могу сказать честно, Черный квадрат Малевича – три с половиной часа я смотрела на эту картину. Я не могу ответить на вопрос, что я там увидела, но после этого я по-другому стала относиться к вопросу минимализма, к вопросу "черного и белого", к вопросу "острых углов". Я не знаю, что я там увидела, но я помню, что именно после этого изменилось мое мировоззрение, не осмысленно, то есть впечатлило, и "я пойду и сделаю так же", как, кстати бывает с театром, эти напыщенные бабушки и дедушки, типа интеллигенция, потому что они далеко не всегда сами интеллигентны, пытаются своих детей приобщить к этой культуре, выходят из театра, так всё так чинно, все так по-другому, "хочу так жить", но это выбор каждого.

Возможность путешествовать и видеть картины разных художников в разных музеях мира… Я очень много задумывалась над картинами Мане и скульптурами Сальвадора Дали, его скульптура Время стоит рядом с лондонским колесом обозрения и рядом с одним из музеев, это явная репродукция… а, может быть, кстати – даже не знаю подлинник или не подлинник эта скульптура. И вот в такие моменты задумываешься о глобальном, ты, наверное, что-то меняешь или замечаешь, что то-то меняется и это уже немалая мотивация для дальнейшего движения. Да, я бы сказала, что ближе мне из всего творчества, конечно, искусство, сесть и над чем-то подумать. Совершенно сумасшедшая скульптура Поцелуй Родена. Белый мрамор, просто мужчина и женщина целуются, вполне не примечательная ничем поза, но вот это вот встаешь и не можешь двинуться, ты начинаешь задумываться о каких-то вещах, она заставляет тебя мыслить. Театр, наверное, тебя мыслить не заставляет. Хорошая книга заставляет тебя, может быть, сопереживать. А вот живопись заставляет мыслить, и музыка тоже.

Если всех людей делить на три категории: видео, аудио и тактильное восприятие мира, то я, наверное, отношусь больше к видео. Я воспринимаю мир глазами. Воспринимаю именно с точки зрения того, что проходит. Если в душе человека есть три пути: путь глаз, путь ушей или путь кожи, то в моем случае, это будет путь глаз все-таки. Я могу что-то не услышать, что говорит человек, я по выражению лица понимаю, что то, что он говорит сейчас, мне в любом случае не интересно, потому что у человека взгляд абсолютно пустой, он говорит, что ему нужно сказать, или еще что-то, поэтому картина, музыка, я очень люблю музыку, я прекрасно отношусь к разным видам музыки, но если это не саунд-трек к Реквиему по мечте, я никогда о ней не задумаюсь. Я была многих каких-то джазовых фестивалях, была на рок-фестивалях. Если брать музыку классическую, то да, безусловно… Я считаю, что классическую музыку должны играть в музеях. Это две больших творческих ипостаси без слов, без текста, наверное, они бы в сочетании шли очень классно. Если бы в Третьяковской галерее играл бы тот же Клод Дебюсси Лунная песня, Менестрели, было бы приятно осмыслять картины. Относительно музыки, которую разные люди слушают, мне все равно какой это жанр будет, лишь бы музыка была хорошей и достаточно качественной. Хотя бывают состояния, когда хочется напиться и слушать абсолютнейшую попсу, где что ни песня, ты скажешь: "Ой, это про меня!", когда ты сел и написал о том, о чем и так всем известно, то, что каждый из нас переживает, но просто в разные периоды времени, думаешь: "Блин, это прям как про меня писали". Рок-музыка, да, конечно, хороший английский рок – Led Zeppelin, Rolling Stones, наверное, не совсем для меня, Deep Purple – вот, наверное, да, музыка, которую я понимаю. Хорошая наша рок-музыка, типа Земфиры, типа Чайф, типа ДДТ, я понимаю, наша попса типа Макаревича – понимаю. Reggae-music, я например, не очень воспринимаю.  Каждый, наверное, под наркотиками может неплохую музыку записать имея какие-то минимальные данные, и поэтому эту культуру я не воспринимаю. Близок даже не хип-хоп, а рэп, причем близок, я имею возможность неплохо знать английский, поэтому американский реп, который родился в американских бедных черных кварталах, а не наш рэп, в виде Лигалайза, который родился в пятикомнатной квартире на пересечении Большой Никитской и Тверского бульвара, и рассказывает о том, как же, чёрт, тяжела жизнь-то российская, и как он, оказывается, ездит в Ростов к братанам, мальчик, который вырос в центре города и закончил гимназию – какие у тебя братаны в Ростове? То есть это уже не то. Поэтому да – я бы сказала, что зависит от настроения безусловно.

Печально наблюдать, как постепенно мир рушится, то есть от примитивных и самых бытовых постукиваний по там-тамам или что там было несколько тысяч лет назад до нашего рождения и, в общем-то, к чему мы приходим сейчас – к психоделическому трансу. Нужно ли было человечеству жить больше трех тысяч лет, чтобы от вот этого /постукивает/ прийти к вот этому /опять постукивает/, только в электронном виде. История развивается по спирали, иногда кажется, что следующий виток – это то же самое, только на другом уровне. Это печально, в силу того, что понимаешь – хорошо, если ты не застанешь конец этого света. Хотя можно сказать, что я дикий фанат house-music, никогда в жизни не отличу одного исполнителя от другого. Мне нравится, что композиция может длиться полтора часа – это то время, за которое я утром собираюсь, и мне не нужно думать – хорошая песня, плохая песня, это надо перезаписать, - она идет полтора часа, это музыка ни о чём. Поэтому важно, что она не имеет влияния на тебя, поэтому ты её легко воспринимаешь.

Самый большой культурный шок – это кинематография. Выделить какой-то жанр фильмов тяжело. Я не могу ходить в кино и смотреть фильмы, не имеющие какого-то смысла. Очень не люблю фильмы, которые не заставляют задуматься. Из тысячи фильмов, которые я посмотрела, в голове отложилась двадцатка, и понимаешь, что хочешь смотреть такие же фильмы в дальнейшем – большая часть работ Стенли Кубрика; фильмы, где играет Энтони Хопкинс, да, три части Ганнибала с разными названиями – тот фильм, после которого ты встаешь и думаешь: "Блин, как жить дальше", и эта мысль заставляет тебя двигаться, эта мотивация. А когда ты выходишь после фильма: "Ха-ха-ха, класс! нтерне американская комедия Американский пирог", ты дальше идёшь и, в общем-то, всё. Ничего в твоей жизни не поменялось. Ты потратил 250 рублей, ты убил – именно убил – два с половиной часа своего времени, ты потерял 10 лишних мозговых клеток, хорошо провёл вечер. Из последних фильмов… В кино последний раз я очень давно что-то хорошее видела, такие фильмы, как Первобытный страх, как Сделка с дьяволом, Девятые врата, они могут быть разного жанра, это может быть мистика, это может быть триллер, тот же Основной инстинкт. В общем-то я люблю те фильмы, где главный герой сильно думает, и ты думаешь вместе с ним, и ты думаешь, правильно ли он думает, ты делаешь двойной анализ. Ты не отдыхаешь в этот момент, нет такого, что после тяжелого рабочего дня ты смотришь красивую картинку. Ты зарубаешь свой мозг еще больше, и после этого хочется пойти и посмотреть что-нибудь другое. Но это необходимо. Как когда-то пела группа Волчок: "Не позволяй душе лениться. Гони с этапа на этап". В моём понимании сегодняшнее поколение не должно позволять лениться своему мозгу, в силу того, что существует куча тормозящих факторов, таких как наркотики, низкий уровень большинства людей: "А зачем мне работать больше? Зачем мне занимать руководящее место, если не руководителем я 35 заработаю, 40 сворую, и при этом не несу никакой ответственности". Страх ответственности – это тоже породило в нас государство, ещё с советских времен, когда никто не хотел нести ответственность за свои слова, все хотели сдать кого-то другого, и вот по накатанной это всё пришло к тому, что мы сейчас имеем.

Культура, которая имеет право на жизнь, в моем понимании, - это музыка и живопись. Всё остальное, на мой взгляд, это та же коммерция. Когда-нибудь это придёт к телевидению. Уже сейчас много старушек-интеллигенток говорит: "Да, театр опошлили, да, уже не поймешь, приходишь ты в театр или в притон". Когда спектакль, казалось бы, по классику, начинается с голых актёров на сцене, когда идут экранизации спектаклей… Пятый канал – это страшный канал. Это канал Культура. Я даже не могу понять, что это за канал, его основную идею. Это, наверное, благая цель, дать возможность тем, у кого нет возможности дойти до театра, посмотреть это дома. А какой смысл смотреть спектакль с Лией Ахеджаковой тебе сидя дома на диване, когда можно посмотреть с ней фильм, другая актёрская игра и другая подача, это не будет никогда хорошо выглядеть на экране. Скорее всего, посмотрев телевизионный спектакль, ты скажешь, что она плохая актриса. Потому что она рассчитана на 3D, извините за выражение.

 

 

Л.С.

5. Искусство, культура

Творчество, искусство мне не чуждо, но… Раньше, да, старался, читал что-то, а сейчас даже неохота на это время находить, к сожалению. Есть отличные книги, но читать не начинаю. Ничего не делаю. Кино смотрю, какие-то вещи для себя отмечаю, как я поступлю в определённой ситуации, и как поступать не следует. Я бы, наверное, Город грехов посоветовал посмотреть – отличная постановка. Жанр нуара мне нравится. В фильмах психологические заморочки мне нравятся, всё что связано с психологией человека. Но вообще – как можно объяснить, почему тебе нравится это, а не это?

Как писал Карлос Кастанеда, "деланье происходит в момент неделанья". Вот только ты мне говоришь "посоветуй какую-нибудь книгу или фильм", всё, белое пятно, тишина. Пыль вот посмотрел, заставил задуматься фильм – о мироздании. Музыку последнее время слушаю только засёр мозгов. Последнее время читаю тоже только один засёр мозгов – глянцевые журналы. Прочитал вот Пелевина, Шлем ужаса. Тоже заставил подумать. Грустно всё это. Я понял, что последнее время у меня был один засёр мозгов, а не наоборот, а не просветление. И, собственно, целенаправленно это делаю сам.

 

 

Елизавета Парфёнова

3. Искусство, культура

В детстве мне всегда нравилось рисовать, как и любому ребёнку, к тому же - у меня это получалось хорошо. При этом и музыкальные способности были, поэтому меня просто запихнули в музыкалку (папа музыкальный мастер, дядя пианист – у ребенка должен быть талант). С рисованием и визуальными видами искусства было сложнее, всё получалось само собой, по наитию, а специально в эту сторону я не развивалась, не занималась с преподавателем или в художественном кружке, хотя мне это всегда было ближе. В школьные годы я рисовала лишь в качестве хобби, но когда думала, куда поступать, это был один из вариантов выбора профессии (ведь заниматься нужно тем, что нравится) - может быть, стоит поступить на дизайнера, или архитектора. Но без диплома художки, без специального образования это казалось непосильной задачей, бабушки-дедушки, способные оказать финансовое содействие при поступлении в вуз (оплатить курсы или преподавателей), не считали идею с занятиями рисованием серьезной. Все это рождало подростковую беззащитность и неуверенность в своих силах. В чём вообще можно быть уверенным в шестнадцать-семнадцать лет, мне до сих пор не очень понятно. То есть, есть, конечно, люди целеустремленные с детства, которые знают свою цель и к ней прут, но, думаю, это во многом зависит от воспитания, от заинтересованности родителей и их способности поощрить и оказать ребенку поддержку. Я же период самоопределения переживала в одиночестве, самостоятельно, и уверенность пришла позже, когда я училась в университете.

Когда я уже училась на 2-м курсе, мне подвернулась возможность подработать в археологии фотографом, и я подумала - "о как это круто!", у меня отлично получается, и почувствовала вдруг, что это, собственно, то, чем я хотела бы заниматься. Что к своей мечте о рисовании и вообще о занятиях визуальными видами искусства можно подойти и с этой стороны, тем более, что сфера деятельности так широка, что и спектр выбора средств весьма разнообразен. Не обязательно фотографировать только на плёнку, как некоторые узкопрофильные спецы, или рисовать исключительно маслом. Мне всегда интересно было всё это совмещать, синтезировать, использовать разные техники. Например, мне сейчас хочется поснимать на пленку, увлекает сам процесс, получился хороший кадр, можно оставить как есть, но вдруг появилось настроение потворить за компом и отредактировать кадр до неузнаваемости, или нарисовать графичную плоскую черно-белую картинку ручкой, а потом разукрасить ее на компьютере и сделать объемной. То есть все средства и инструменты, которые есть в моем арсенале, можно использовать – такие правила игры. Конечно я ощущаю недостаток специализированного художественного образования, хочется быть всесторонне развитой, обучаться новым техникам, чтобы иметь больше возможности для реализации художественных замыслов. Но я знаю, в этом деле мне открыты любые горизонты, и я могу научиться всему, что мне необходимо, главное – желание.

Творчество, способность созидать – это основной человеческий дар, способность, полученная человеком от Творца. В этом смысле я понимаю божественную природу человеческого происхождения: человек - творец как и Бог, его создавший. Поэтому искусство, в моем понимании,  это материальное изображение духовного-божественного, невыразимых иррациональные чувств и ощущений, способ приближения к истине не прагматической, а именно метафизической. Латинское слово "ars" значит и искусство и занятие, и ремесло и науку, раньше эти понятия не разделялись и означали одно – созидание. Созидая, человек познает мир, себя и природу вещей и славит Создателя. Поэтому мне близки и гуманитарные науки, история, и, собственно, конкретные виды искусства. Но больше всего мне интересно, что происходит в данный момент, современное состояние человеческой мысли и то, как это выражается, через искусство – литературу, живопись, фотографию. Очевидно, что нужно прежде всего ознакомиться с тем, что было раньше, знать историю народов и искусств, для хоть какого-то понимания того, чем жило человечество, как менялись его приоритеты и мнения, чтоб понять, что нас ждет в будущем. Но удручает огромное количество людей с законсервированными, шаблонными взглядами, которые им не принадлежат, неспособными самостоятельно рассуждать, мыслить, да в общем-то и не стремятся, создается ощущение, что смысл жизни для многих – это непрекращающееся стяжание материальных благ ради самих материальных благ. Есть ряд прекрасных стереотипов: например, "Пушкин наше всё", или то, что принято считать классикой, список литературы, въевшийся со школьных времен в голову. Сплошные слоганы и цитаты, которыми люди мыслят, в принципе, в этом не разбираясь, издают какие-то восторженные звуки, но в чем дело и что происходит, как нужно к этому относиться и познавать творения искусства, они совсем не соображают и высказать ничего не могут. Естественно, и я не могу похвастаться выдающимися знаниями во всех областях, но всё впереди: литература, картины, музеи…

Я бы выделила всё, что связано именно с визуальным искусством, в одну группу. Можно, конечно, отдельно выделить кино как пример характерного современного вида искусства, основанного на синтезе в первую очередь: здесь и динамический визуальный ряд,  и музыка - саундтрэк, и литературная деятельность – работа сценариста,  и актерское мастерство – театр. Получается, что хорошее кино сделать очень сложно, обязательно что-нибудь подкачает, то саундтрек, то актеры, то вообще основная идея, смысл. В общем, люди, которые этим занимаются, они очень сильно, по-моему, парятся. Еще новомодное явление синтетическое – инсталляции, очень интересно посмотреть, как на фоне авангардного видеоряда лениво извиваются непонятные загогулины, подсвеченные голубым, в огромном аквариуме под умиротворяющую музыку, главное пришить к этому всему грамотный концепт.

Как я отношусь к театру? К классическому театру, к актёрской игре на сцене отношусь абсолютно равнодушно, так же как и к балету. Для меня это в каком-то смысле устаревшие формы искусств. Бывала я на постановках Островского и Чехова в Малом, но это классика, и интересна она, потому что ты читал источник, и наблюдаешь, как оживает замысел автора на сцене, но я ощущаю это как нечто отстраненное, анахроническое очень такое. С современными постановками я знакома мало – бывала только на постановках театра Васильева, интересно конечно, но странно. Всё объять невозможно и времени ходить в театр, к сожалению, у меня нет.

Архитектура, дизайн интерьеров и ландшафтов мне интересны как квинтэссенция красоты и удобства. Когда жилище выглядит одновременно как произведение искусства, воплощение гармоничного стиля, и при этом крайне функционально, продуманно, грамотно используется площадь помещения, свет. Я не запоминаю имен современных архитекторов и дизайнеров, хотя часто любуюсь фотографиями их зданий и интерьеров в журналах. Гениальные творения архитектуры и интерьера для меня - это сказочный дом-музей Дали и невероятные, напоминающие огромные песочные замки здания Антонио Гауди в Барселоне.

Ближе всего мне визуальное, музыкальное, и  литературное творчество, все что связано со словом, звуком и картинкой.

Примеры? Я не могу сказать, что у меня есть какие-то кумиры, ко всем авторам я отношусь спокойно. Ну, например, из известностей - мастера постановочной рекламной фотографии - Эллен фон Унверт, Давид Лашапель, фотоссесии для Dolce & Gabbana – поражает полная срежессированность и продуманность кадров. Конечно хороших авторов в различных жанрах много, я честно сохраняю себе подборки понравившихся мне их выдающихся фотографий в папочки с именами авторов, но запомнить такое количество имен просто нереально. В первую очередь интересны мне сами фото, а не авторство.

В музыке мне даже проще выделить имена любимых исполнителей, чем в фотографии, отчасти потому, что я сама на этом поле творю, и гляжу на чужие фотографии как критик – если фото не идеально, то недостатки сами бросаются в глаза. Есть много хороших современных русских авторов, но не могу сказать, что среди них есть звезды мирового масштаба, которые бы так творили, что можно было бы только ахать и охать молча, и не к чему придраться, а так – все стараются, все что-то делают, все что-то придумывают, но все ошибаются. Собственно, все занимаются делом…

Любимое кино? Другое кино - так это, наверное, называется. Из режиссеров, мне нравится Терри Гильям, тематикой, странной психоделической сказочностью, с которой он изображает обыденную реальность. Очень люблю фильмы-сказки Тима Бёртона и его творческий тандем с Джонни Деппом, просто праздник для глаз. Медитативные немногословные черно-белые фильмы ДжармушаМертвец, Вне закона, Более странно чем в раю. Фильмы КустурицыАризона Дрим, Черная Кошка Белый Кот. Сложно судить по режиссерам, потому что один раз он снимет отличный фильм, а другой раз - невнятный бред, так что любишь фильм, понятно, а не режиссёра. Из любимых фильмов - Апокалипсис сегодня Копполы, Девять жизней Томаса Катца тоже, кстати, про апокалипсис. Принцесса и воин, красивый немецкий фильм, хотя мне, наверное, скорее актриса эта нравится, Франка Потенте.

В режиссерах  главное - стиль, который он оттачивает от фильма к фильму, у хорошего режиссера обычно все фильмы неплохие, то есть, есть, конечно, послабже, но тут главное, что человек в какой-то определенной манере работает, и она тебе нравится.

Итак, современность меня интересует во всех видах искусства, мне интересно, что сейчас родится и что будет после, что будет характеризовать эту современную культуру через сколько-то лет, какие объекты искусства, что вообще считалось и считается критериями оценки, что является искусством, а что нет. Вот как Арт-Москва - это ж вообще какой-то полный до-сви-дос!, приходишь на выставку, а там люди рисуют маслом банку из-под сгущенки, вешают её на стену, размером вот с это окно, и считается, что это объект современно искусства. Какие цели ставит перед собой художник сейчас? Популяризация прекрасного? Или наоборот трэш и эпатаж, вызов холеным эстетам и гурманам?  Социальная пропаганда? Что тогда важнее – духовная ценность искусства или материальная? Для меня, творчество – это способ духовного роста, в первую очередь, а то, что сейчас популярно, во всех этих арт ли около арт- тусовках – это то, что приносит бабки, продается, и, зачастую, в действительности художественной ценности не несет, так быть не должно. Чувствую в этом всё время какой-то полный абсурд.

 

 

Иван Степанов

3. Искусство, культура

Я музыкант. И так хотелось бы мне себя называть. Чем бы я ни занимался и как бы мало я этому времени ни уделял, надеюсь, что это временно, и потом я всё брошу и пойду. Очень этого хотелось бы, но я уже не зарекаюсь. Тем не менее, очень хочется называть себя музыкантом, и я всегда буду это делать. Может быть, это удерживает. Музыка для меня – искусство в звуковом воплощении. Для меня это ещё более сильный пробудитель эмоций, чем алкоголь. И даже не просто эмоций, а чувств. Это самое близкое мне искусство.

Меня очень сильно трогает и зачастую интересует также видеоряд, менее всего интересуют танцы, например. Не очень я люблю смотреть видеоряд, в котором много людей, которые играют и специально это делают.

На мой взгляд, вообще искусство – это наиболее значимое, важное, и – сколько угодно слов – порождение человека. Важнее, чем труд, важнее, чем государство и что угодно ещё. Хотя не на одной полке эти вещи лежат, чтоб их сравнивать, но тем не менее. Если ты не занимаешься музыкой, ты занимаешься трудом, политикой, живёшь какой-то другой жизнью, так что, в принципе, сравнить можно. Таково моё отношение к искусству.

В рамках того, что сейчас происходит, если это ко времени привязать, к поколению, - так получается, что я лично слушаю музыку, которая уже была. Всё, что сейчас происходит, плохо. Но, я думаю, пройдёт ещё десять лет, это станет тоже чем-то, что ты начинаешь прослушивать, может быть, сортировка, за это время выделяется бест, и это уже созрело. В общем, хорошей музыка становится чуть позже. Мало исполнителей сейчас, которые не то что творят, а хотя бы живы, и они для меня значимы. Может быть, Питер Кристоферсон. И опять-таки, не Питер Кристоферсон, а группа Coil, которой уже нет. Это последняя, наиболее близкая к настоящему времени значимая группа для меня, которая существовала, когда я узнал о ней и стал слушать их музыку с большим удовольствием.

Все мои сверстники, вся эта трансовая культура, клуб, open-air, нет смысла говорить, что это культура моего поколения. Это было раньше. Мы детьми были, тогда мы были маленькие в клубы ходить и слушать электронную музыку. Сейчас это немножко по-другому выглядит, это просто как gentle, скорее, не так, как раньше: "я пошёл клубиться, и, короче, пошли все на хуй", такие идеологические моменты, даже какое-то бунтарство. Сейчас нет: "я культурный человек на автомобиле, я сейчас приеду в клуб, там культурно послушаю minimal techno, съем колесо, я веду себя хорошо, я взрослый парень. Клуб – это культурное место". Изменилось время.

Есть такое дело – электронная музыка, и нет в моём окружении людей моего возраста, которые прям так уж интересуются этой клубной культурой, и вообще этой музыкой, которая делается сейчас. Да и вообще, у меня мало знакомых, которые интересуются, что происходит именно сейчас в музыке. Группы, которые творят и в расцвете сейчас. Это, в основном, семидесятые-восьмидесятые-девяностые, и всё. И я не могу сказать, что это потому, что сейчас нет хороших групп, что сейчас всё поугасло. Да, чувствуется такой момент, подугасла эта тема, музыкальный угар, нет уже таких групп, на которые люди приходят, как на The Beatles, например, или Nirvana, или Metallica. Или даже какие-то непопулярные группы, когда для человека это целая культура. Нет такого ощущения сейчас. Это либо те же старые Металлики, которым ещё нужно деньги зарабатывать, не на завод же идти. Люди приходят, потому что это круто, но вот того ощущения уже совершенно нет. Мне кажется, раньше это было более актуально.

То есть влияние музыкального искусства сильно поубавилось. Сложно сказать, с чем это связано. Я бы не сказал, что люди перестали ходить на концерты, и все ринулись в кино. Да, все ринулись в кино, но потому что надо им как-то провести время. Может быть, уже всё, понаслушались, любое явление должно постепенно уходить. Но я бы не сказал, что поток людей от одного вида искусства перетекает к другому, и другое становится культовым, доминирующим. Хотя, может быть, просто я не вижу это искусство, и, может быть, я его не могу обозначить, назвать. Даже кино – не могу сказать, что большинство людей, которые ходят сейчас на кино, ходят смотреть произведение искусства. Они ходят либо поржать, либо полизаться, либо пожрать поп-корна, либо провести время после работы и как-то расслабиться. Как на аттракцион. На карусель. По сути и искусством назвать то, на что они приходят, нельзя. И даже если это можно назвать искусством, действительно стоящий фильм, то он не воспринимается как произведение искусства. Просто продукт, как мороженое, пиво.

 

 

Ольга Свешникова

5. Искусство, культура

Для меня это пошло от мамы, которая любит классику, любит картины признанных мастеров, классическое искусство. Первое, что я увидела в Москве – это была Третьяковская галерея, куда меня мама сводила в очень юном возрасте, картина Боярыня Морозова – самое яркое впечатление из той галереи. Плюс у мамы куча альбомов всяких художников, которые я тоже пересматривала в детстве. Айвазовского любила. Сейчас Дали люблю сильно. Эшера (это к графике, скорее).

С музыкой сложнее, потому что музыку я напрочь не слышу. К музыке у меня такое отношение – я слушаю и тут же забываю. Если это что-то без слов – всё. С этим проблемы. Хотя с первого класса я ходила в музыкальную школу и ходила туда шесть лет, ненавидела это всё дело, пару раз уходила, но было стыдно – "как же так, все ходят, а я бросать пытаюсь, надо уж, раз начала".

Сначала это была какая-то попса, потом это была Nirvana, но очень на кромочке, так как там был английский текст, которого я не понимала. Ну меня раньше принцип был: если я не понимаю, о чем поют, значит мне это не нравится, я это не слышу. Потом очень сильно и очень надолго было увлечение роком, причем именно русским роком, потому что понятно, о чем поют, и тексты неплохие. Первое – это Кино, дальше Шевчук, Наутиулус Помпилиус, это такие самые любимые были. Потом уже пошли всякие Король и Шут, Ленинград, Агата Кристи. Короче, там, где понятно, о чем поют, и с претензией на что-то. Гребенщиков меня всегда очень сильно раздражал, кроме вот этой песни, которая Город золотой. Остальное – я пыталась вслушиваться в его слова, но, по-моему, дело там не в словах. Летова я слушала так, через брата, потом пыталась слушать его отдельно, какие-то альбомы мне попадались, но, по-моему, там было ужасное качество, это ещё на кассетах было, и мне надоело расшифровывать то, что он там поёт, но не вставило, потому что со слишком большой экспрессией поет. Плюс мне Летов подавался в контексте скинхэдов, и я восприняла это как музыку скинхэдов. Был период бардов, но это с маминой подачи, великолепный Митяев и Никитины. Аукцыон мне не нравился, я как-то его услышала случайно, подумала, что он под Цоя косит, хотя это совершенно не так. Короче, мне не понравилось, потому что я тогда была фанатом Цоя. А потом я познакомилась с Форком. И тут началась полнейшая катавасия. Сначала я еще пыталась гнуть свою линию, что я рок слушаю, а потом у меня была первая ешка, первый оупен-эйр, а Форк, когда мы с ним познакомились, изначально продвигал электронную музыку. Здесь уже пришлось ориентироваться исключительно на то, что тебе говорят – это хорошо, значит, это хорошо. С этим у меня до сих пор проблема: попробуй какой-нибудь транс отличить один трек от другого, если там слов нет. Можно один трек слушать с периодичностью в полчаса, я буду говорить: "О, что это за крутой трек?" Он мне каждый раз как в первый будет нравиться. Спустя два года просто больше себе стала доверять. Мне все равно, кто что про мою музыку говорит, у меня нет любимых групп и исполнителей – я тут же их названия забываю. Слушаю то, что нравится. Вот сейчас у меня в плейлисте стоит Eels, The Calling, Нэт Кинг Коул, Скотт Уокер, Рэй Чарльз, Jules, The Dresden Dolls, Игги Поп, CocoRosie, Juno Reactor, Фрэнк Синатра. И спрашивать меня бесполезно, что это за стили и кто это. Я только переписала названия из того, что мне нравится.

Отношение к фильмам как к искусству, что это что-то даёт, для меня начало приходить ну совсем недавно. С того момента, как Максенкова мне Догвилль показывала. У меня шли в ряд Догвиль, Необратимость и какой-то Любит, не любит. После этого я уже начала сама такие фильмы выковыривать, которые ни фига не понятные, но после которых определенное настроение создается. И до Маллхоланд-драйва так добралась. Сейчас у меня из любимых режиссёров Параджанов. Причем попала я на него совершенно случайно, посмотрела Саят-Нова. И хотела бы Суримскую крепость посмотреть. Потом мне понравился фильм Усталая смерть.

Есть подборка небольшая: Билли Эллиот; Капли дождя на раскаленных скалах; Богиня: Как я полюбила; Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус; Запах женщины, режиссера Дино Ризи; Жизнь неудачника; Вечное сияние чистого разума; Последнее танго в Париже; В джазе только девушки; Девяносто девять франков; Заплати вперед; и да, Стиляги. Есть любимые режиссеры – Озон, Тим Бёртон, Кустурица, Джармуш, Муратова. Из актеров люблю Деппа, Одри Хепберн, Хью Лори. Нравится работы (великий труд) Джима Керри.

С зодчеством месяца четыре назад получше стало. Раньше – читаешь какую-нибудь книгу по архитектуре, и написано, что церковь в Кижах устремляется вверх. А я смотрю и думаю: "Где она вверх-то устремляется?" Началось всё с Владимирского собора. Увидела – влюбилась. А после этого архитектура со мной заговорила. Много В Петербурге у меня домов любимых и храмов.

 С литературой всё очень сложно, потому что я читать научилась года в четыре – в пять, и с того момента это бич для меня, потому что сначала это была скорость на чтение, то есть глоталось всё, что только можно, и до сих пор эта проблема есть, что в основном следишь за сюжетом, а какие-то моменты очень важные упускаешь. Первое, что меня впечатлило, это Чучело и Маленький принц. Дюма читала, очень любила Грина, Остров сокровищ Стивенсона настольной книгой была – совсем в раннем детстве.

Потом книги про войну. У меня подозрение, что я в прошлой жизни болезненно эту войну перенесла. Кажется, в блокадном Ленинграде жила. По ощущениям на фантазию не похоже. Повесть о настоящем человеке – это вообще. Это то, что для меня на какое-то время эталоном стало. А еще -  Тимур и его команда. На том месте меня вынесло, я приставала ко всем своим друзьям, это как раз проблема советского времени, "давайте создадим, почему в наше время такого нет", очень жалела, что кончились советские времена, ругала маму с папой, что "вот, разрушили такое государство, несознательные вы люди". У меня была ещё тумбочка, там была куча этих детских книжек. Мама, видимо, не отследила этот момент, и в этой тумбочке лежали книжечки глубоко просоветские, там восхвалялся Советский Союз. Я даже завела себе такую тетрадочку имени Владимира Ильича Ленина, вклеивала его портретики, рассказики про него переписывала, был у меня в детстве такой культ.

 Молодая гвардия, весь Солженицын, Булгаков, Фауст. Это лет до 12-13 читалось. Ремарк. В период 9 класса,  я училась в Рыбинске и во время истории, когда я со всем своим классом поругалась (я писала, что они мне бойкот объявляли), мне попалась книжка Сидни Шелдона, где главная героиня попадает в какие-то передряги и противостоит всему миру. Мне эта книга сил придавала. На той волне прочитала всего Шелдона. Вот, потом еще вспоминаю, наверное, первый курс, это был Оруэлл, который мне тоже очень понравился, 1984, Хэмингуэя для себя открыла. Первый курс - это Пауло Коэльо, но мне не понравилось, что прописные истины преподносят таким нравоучительным тоном, поэтому перестала его читать. И еще Кастанеда был. Но Кастанеду я понимаю, наверное, 5% из того, что он говорит. А еще книжки из серии Альтернатива - Паланик, Уэлш, Коупленд.

Сложно вспомнить книги. Сейчас читаю Фаулза. Очень нравится. Закончила читать Цветаеву Очерки о поэтах, часто на ночь Мандельштама читаю. Любимая книга – Оскар и розовая дама (там трилогия маленькая).

Перечитала еще раз Лолиту Набокова. Хорошо, но немного скучновато. Уже не актуально – его переживания, издевки в свете современного мира кажутся скорее обыденностью. Помню, что в свое время попадался мне Кафка, Процесс, но не приколол меня. Надо бы перечитать. Пелевина Жизнь насекомых перечитала. Понравилось. А его же Поколение П  не понравилось.

Фотография как искусство имеет для меня большое значение. Есть любимые фотографы -  Корбайн, Ланж, Эббетс, так, навскидку трудно вспомнить. Колберт. Не знаю, его к режиссерам, наверное, тоже отнести стоит.

Театры последнее время разочаровывают, ничего не нравится – ни классические постановки, ни современные. А ведь раньше любила сильно. Зато открываю для себя различные перфомансы.

Наверное, не все вспомнила. Но все, что мне нравится – для меня это всё искусство. Новая мысль, новая идея. Главное, чтобы душа чувствовалась.

 

 

Владимир Колонцов

8. Искусство, культура

Я для себя выделяю три вида искусства (по их воздействию).

1) Искусство, где создаётся что-либо прекрасное (по большей части это классическое искусство).

2) Трогательное искусство. Здесь происходит воздействие на наши эмоции.

3) Искусство, где его произведения как-то изменяют наше сознание. Изменение сознание – это, конечно, громко сказано, но просто я не знаю, как это ещё можно назвать. Я плохо понимаю, что там меняется, но это отражается на мышлении, на целеполагании. Это касается в основном абстрактного искусства. Оно очень близко находится к познанию. Когда что-то изучаешь, может наступать ощущение завороженности, которое можно испытать также от воздействия упомянутого искусства. Оно как-то связанно с необыденным взглядом на вещи. Часто вспоминается что-то из детства, когда с миром ещё не очень знаком, когда тебе что-то открывалось, на что сейчас внимание уже не обращаешь. Бывает, такое искусство несёт довольно большую информацию, только не понятно, то ли оно в себе её несёт, то ли открывает для тебя какие-то уголки твоего сознаниия, откуда всё это и всплывает.

Мне как-то непонятно, как может искусство на нас воздействовать. Какими путями, и что за информация нам передаётся. К счастью, расшифровке она поддаётся, если постараться, но и здесь вопрос: что есть эта расшифровка? Часто это просто перечисление ассоциаций. В случае эмоций, можно вспомнить, как они называются, а если какие-то новые ощущения, то здесь вообще непонятно. И всё-таки эти ощущения можно как-то изучать, только для этого ещё нужно осмыслить, а что же такое ощущение? Ощущение может возникать в определённой ситуации и тянуть к определённым действиям. Если не знаешь ситуаций, где это ощущение испытывал, то хотя бы можно узнать, к чему оно ведёт. Для этого нужно, опять же, ставить себя в различные ситуации и смотреть, какие желания возникают. Кстати, если желания ВОЗНИКАЮТ, то изначальное ощущение быть может и не желание.

Классическое, прекрасное, искусство обычно светлое. Современное абстрактное искусство часто ассоциируется с темнотой, хотя и не всегда. Отсюда иногда рождается страх: а вдруг это тёмное искусство куда-нибудь не туда заведёт? Но это только подозрение, а пока у меня нет веских аргументов, я с чистой совестью буду рисковать.

Хотелось бы перечислить, что способно выражать искусство, но, чувствую, то это может начаться и никогда не закончиться. Хочется сказать, что деление, данное выше, меня как-то не очень удовлетворяет, потому что есть вещи, которые не подпадают под эти пункты, да и сами пункты дают какую-то не очень верную характеристику тому, что под ними понимается. Вообще, искусство воздействует как на чувства, так и на разум. На чувства, казалось бы, понятно, как оно воздействует (оно их вызывает), а с разумом всё очень трудно.

 

 

Ольга Артемьева

8. Искусство, культура

У меня сейчас такое ощущение, что искусство – это больше самовыражение, чем выражение чего-то. Больше попытка донести себя окружающим, чем показать окружающим что-то другое, чем помочь им познать себя или на что-то обратить внимание. Особенно это, пожалуй, ярко выражено в современной литературе.

Я сейчас читаю только детскую литературу. Даже не о детях, потому что пишут такую ерунду, что я читать не могу, а стишки, сказочки, тоже читаю с ужасом и содроганием, чему я учу своего ребенка с детства. Особенно перлы Агнии Барто и так далее. Но она пока, к счастью, этого особо не понимает. Все, кто обслуживает вот эту детскую отрасль, они какие-то очень все злые.

Я помню у меня был период лет до 16-ти, когда уже приходилось читать очень много, школьный такой период, когда я очень любила читать и читала практически всё. И я не знаю, то ли мне везло, то ли вкус был еще не очень сформированный, но нравилась мне большая часть прочитанного, то есть я все книги дочитывала до конца и даже не по одному разу. И некоторые книги читала так: как только дочитываешь до конца, закрываешь, делаешь какой-то пятиминутный перерыв и читаешь сначала, чтобы там в какие-то детали вникнуть, перечитать любимые моменты. Вот сейчас таких книг точно нет и фильмов таких нет, которые хочется пересматривать, или они не выходят в такой широкий прокат, нет обильной рекламы, и про них не слышно и не видно, они приходят мимо. И, собственно, само телевидение, если там и показывают чего-то стоящее, то показывают в такое время, когда даже если очень хочешь посмотреть, смотреть не будешь. Поэтому искусство в каком-то печальном состоянии, на мой взгляд. Оно, опять же, по большей части обслуживает массовую культуру, тоже пригламуренное какое-то.

Мне о настоящем искусстве сейчас сказать трудно, потому что у меня только то, что на слуху и на виду благодаря рекламе, и впечатление как раз складывается такое, что ничего стоящего и нет.

Такой забавный момент вспоминается. Когда проходишь историю в школе, там есть блоки периодически про искусство, которое относится к какому-то веку, про художников, про передвижников, такие маленькие репродукции в учебничке. Московским школьникам в этом плане лучше, они взяли сходили в Третьяковку или съездили в Питер, в Эрмитаж, на экскурсию и приблизились к вечному. А я когда смотрела на репродукции в учебнике, я тогда же еще в художку ходила, то есть мне это было интересно с профессиональной точки зрения, ну и как просто типа позырить, грубо говоря. И я помню свое шоковое состояние, когда я пошла в Третьяковку и увидела то, что было маленькими репродукциями плохого качества в учебнике, но в реале, в реальном формате, в рамочке. И я так стояла, стояла, так особо даже ни о чем не думаешь, просто смотришь, впитываешь. Был такой восторг, что вау, я вижу что-то настоящее на самом деле. Такое чувство, что это невероятно, что сколько ей лет, что я о ней читала и знаю о ней то-то и то-то. Сравниваешь со своими мыслями, как ты представляешь эту картину. О ней же тоже формируется какое-то мнение, когда ты видишь ее в учебнике, о размерах или какие в реале краски. Или те же самые мишки, которые в Третьяковке, которые на конфете. И этот рассказ, что мишек не он рисовал… Первый раз в Третьяковке я, конечно, чувствовала прикосновение к великому, прекрасному и могучему. Но потом я перестала туда ходить, хотя, конечно, давала себе слово, что как любой воспитанный человек, время от времени посещать такие места я буду. И в театре я была всего пару раз. Но мне особо не стыдно, честно. Мама в этом смысле говорит: "Ах, я ездила в командировки и всегда старалась пойти в театр, приобщиться к московскому этому, не знаю чему. А сейчас живу в Москве уже шесть лет и она ни разу в театре не была". Я вот как-то не комплексую, ну не была и не была. И театр мне особо и не нравится. Какое-то я чувство неловкости испытывала, когда смотрела спектакли, не знаю почему. Просто было неловко за людей, которые вышли на сцену. И такое впечатление, что чего-то такое смотришь, что не должен был видеть.

 

 

Николай Волков

6. Искусство, культура

 Признаюсь честно, в школе я учил русскую литературу по кратким содержаниям, но сейчас понимаю, что русская классика, действительно, одна из лучших в мире, и потихоньку начинаю наверстывать упущенное. Причем такие выводы я сделал после того, как прочел таких авторов как Чак Паланик с его знаменитым Бойцовским Клубом, ну, и подобными авторами, где автору просто плевать на читателя. 

Так один человек в жизни открыл мне Пауло Коэльо, его тоже почитал. Пытался почитать таких товарищей, как Б. Акунин, но мне это показалось просто скучной ахинеей.

Из фильмов люблю больше всего старое кино. Это самые прикольные фильмы. В своё время все тащились по американщине, смотрели, потому что  наши так не снимают, но со временем стало понятно, что наши так не снимали, потому что наши не любили дерьмо снимать. Тем не менее, можно сказать, что Голливуд изживает себя в плане идей. Уже идут римейки и даже римейки римейков.

Люблю шоу Славы Полунина, собственно, помню, как он в детстве вызывал у меня смех, так и сейчас он остается на коне. Иногда хожу даже в театр, если, конечно, финансы позволяют, потому что сидеть где-то в углу меня не устраивает. Лучше какой-нибудь 7-10 ряд посередине. Также иногда я позволяю себе посещать какие-нибудь интересные выставки. Меня больше привлекает современное искусство в этом плане. Полдетства я и так отсидел в Третьяковке, Пушкинском, когда учился в художественной школе. Люблю Эрмитаж и Русский музей в Питере. И вообще, так как у меня есть родня в Питере, то и сам город я знаю и тоже обожаю много чего оттуда, Царское село, Петергоф, и Исаакиевский собор с его винтовой лестницей на крышу. А так как в Питере нет высоких зданий, как у нас, то вид с крыши Исаакиевского собора на город просто отличный. 

Вообще культура – это, наверное, единственное, что общего у нас осталось. И то, эти культурные мосты старательно пытаются сжечь украинские товарищи. Но всё равно для меня это важно, её знать и понимать. Причем и современную культуру, то, что переживало каждое наше поколение, хиппи, панки, металлисты и недавно появившиеся эмо – это тоже часть меня.

По поводу искусства могу сказать, что сейчас оно превращается в бизнес, как и всё остальное. Судить я об этом могу по тем людям, с которыми когда-то работал и которые были связаны профессионально с этой сферой. Ну, вообще я считаю себя частью этой сферы, я же иногда чисто для себя занимаюсь разработкой дизайна сайтов для друзей, хотя основная работа у меня намного сложнее и масштабней, но тоже имеет отношение к культуре.

 

 

Яркая

2. Искусство, культура

Видимо, не зря я поступала сначала на искусствоведа и проучилась на него 1,5 года. Было интересно. Не понравился лишь тоталитарный режим в СПбГУП (гуманитарный ун-т профсоюзов), но для меня этого оказалось достаточно, чтобы не учиться там.

Когда-то я думала, что стану актрисой или великим художником. А сейчас меня культура и искусство интересуют с точки зрения познания разных исторических эпох, а также эстетического наслаждения, эмоций, переживаний и т.д.

Меня раздражает пение на манер оперного. Это как-то неестественно. Хотя сама опера очень даже ничего. Когда люди так поют, особенно в церкви, они "имитируют" блаженство, но на самом деле выглядит это слащаво и неприятно. Лучше всего, когда люди поют своим, естественным голосом.

Мне нравится театр с эстетической точки зрения. Но далеко не весь.

Театр абсурда мне с какой-то точки зрения нравится, но явно не с самой главной, просто как новый взгляд на театр. Никогда раньше такого не смотрела.

Смотрела как-то постановку Гамлета в Интерьерном театре. Было всего два человека – муж и жена, которые показывали спектакль с помощью кукол и разных предметов, символизирующих, например, кровь. Это было настолько необычно и сделано с любовью, что я с удовольствием сходила бы на него ещё раз.

Меня поражает японский театр. Особенно с традиционными масками. Хоть я о нём почти ничего не знаю, но он очень красивый.

Гришковец сначала поразил своей новизной, а потом он стал мне как-то противен немного. На сцене вживую он показался мне слишком показным.

Мне нравится пластика, танец. Может, когда-нибудь этим займусь, как времени больше будет. Мне приятно смотреть на человека, у которого развито тело, гибкость.

Люблю почитать Эдварда Лира, Льюиса Кэрролла. А от "Я" и "Оно" Зигмунда Фрейда мозги становятся квадратными, и мне это тоже нравится.

Мне нравится читать всякий народный эпос - Калевалу, Эдду, Махабхарату. Вообще нравится все древнее и содержащее старину.

В русской литературе нравится Достоевский.

В Пскове мы зашли в храм XV века, недействующий. От его оголенных кирпичных стен так и веяло стариной. Просто непередаваемое ощущение. Сказали, что этот храм будут реставрировать, только денег на это пока нет.

Недавно была на выставке воды в Русском музее. Айвазовский очень меня потряс своей реалистичностью и многообразием оттенков в изображении моря, волн. В одних местах волны почти прозрачные, в других - с переливами и с пеной. Вода - это настоящая стихия! Его картины как будто притягивают магнитом. Всемирный потоп пронизывает почти ужасом и впечатляет зрелищностью.

Там ещё была большая инсталляция в центре зала, стилизованная под кровеносные сосуды. Внизу стояла ёмкость с жидкостью, а к ней вели несколько трубок. Нужно было прикоснуться пальцем к специальной точке, где ультрафиолетом просвечивается твой палец и фиксируется кровоток, а в жидкости "отражаются" удары сердца, и это слышно на весь зал. Звук получается, как от корыта, наполненного водой.

Я без ума от мультиков. Люблю разные. Среди них - японское аниме – это отдельная тема. Я просмотрела почти всего Наруто. Это мультсериал про ниндзя-подростков, которые борются, спасают свои деревни от нападения организации Акацуке. Я с детства люблю мультики про всякие драки. Еще мне нравится Футурама, потому что там есть юмор. Но Южный парк не люблю – там слишком уж черный юмор… Люблю советские мультики, мульты студии Пилот.

Сейчас работаю преподом английского языка для подростков уровня Intermediate, их в группе 12 человек. И я очередной раз убедилась в полезности знания культуры молодёжи. Мне понятны разговоры моих подростков, которых я учу английскому, о мультиках про Наруто, периодические высказывания парней девушкам типа "ты кавайная няка, а ты тоже няка, но не такая кавайная". Также они любят Симпсонов, Футураму и Саус Парк.

С удовольствием смотрю хорошие фильмы, люблю немое и черно-белое старое кино. Есть кайфовый фильм про эскимосов Роберта Флаэрти Нанук с севера.

Чарли Чаплина многое смотрела.

Мои любимые фильмы Бергмана: Земляничная поляна, Женщины ждут, Женские грёзы, Девичий источник, Причастие, а самый любимый - Лето с Моникой.

Херцог: Агирре, гнев Божий - довольно необычный фильм, но интересный. Там, где мечтают зелёные муравьи (Мне понравилось, как аборигены поклонялись дереву, которого уже нет, в супермаркете), Фата Моргана.

Антониони:  Фотоувеличение, Забриски Пойнт, За облаками. Хочу ещё.

Кабинет доктора Калигари Роберта Вине.

Повелитель мух – экранизация по книге Уильяма Голдинга.

Виктор Шёстрём: Призрачная повозка (я его переводила даже для бесплатного показа в кафе).

Пауль Лени: Кабинет восковых фигур (тоже переводила).

Мурнау и Флаэрти: Табу.

Понравилась идея, отражённая в кинокартине Херцога Каждый за себя, а Бог против всех про то, что будет, если человека с рождения держать в пещере и не показывать белый свет и других людей. По фильму человек научился говорить и правильно вести себя в обществе, но остался с детским сознанием.

Человек дождя с Томом Крузом (про аутичного человека).

От Идиотов Ларса фон Триера меня чуть не стошнило.

Из современного кино смотрю Джима Джармуша и просто обожаю фильмы с Джонни Деппом.

Прикольный мюзикл Hair.

 

 

Ольга Иванова

 

8. Искусство, культура

 

Хм.

Среди моих знакомых только двое ходят в музеи регулярно. Они же отличат Баха от Моцарта и Ван Гога от Гогена.

Еще человек пять ходят на выставки выборочно, разбираются только в любимых жанрах или художниках.

Остальные вообще не в теме.

Я тоже к последним отношусь.

За всех не отвечу, но могу объяснить, почему лично мне это малоинтересно.

Музыки много. Ее очень много разной. Всё не переслушаешь в жизни. А классика… Иногда очень под настроение попадает. Работать под нее хорошо.

Но желания разбираться серьезно нет.

Может, еще возраст не тот.

Что касается художников, то я в принципе живопись не люблю. Аллегоричную, абстрактную еще пожалуй. А классическую – нет.

Может, в этом недостаток образования, не знаю.

Ну, вот я смотрю на пейзаж и не трогает он меня. Да, всё как настоящее, ну и что? Или портрет… Да, классно, как живой, ну и что?

Другое дело аллегории и абстракции. Апофеоз войны, к примеру, это же идея, а не просто гора черепов, "совсем как настоящая". Это месседж, посыл, это действительно берет за душу, заставляет задуматься.

Но такого не так много. Да и интерес не такой сильный, чтобы разбираться.

Как-то так.

 

Литературе больше повезло. Читают много. Действительно много и разное. Не все, конечно, но большинство.

 

 

Hosted by uCoz