Иветта Воронова

6. Искусство, культура

В процессе моего взросления и становления это было обязательной программой – формирование, как говорят родители, полноценной, здоровой и широко развитой личности, были периодические такие окунания в культуру, походы в театр, например, на какие-то классические концерты и так далее. В силу того, что моя бабушка занимается классической музыкой в рамках благотворительного фонда Новые имена и вся ее непосредственная деятельность заключается в том, чтобы находить талантливых детей и из них делать впоследствии музыкантов. Самый яркий, наверное, пример – это Денис Мацуев, мальчик, пианист, которого я помню, еще когда он ездил в летние творческие школы и так далее. Сейчас он успешный, достаточно известный человек и, собственно, я думаю, это принесло ему, наверное, какое-то счастье бытия, самовыражения. Если говорить о том, чтобы познавать мир через искусство, я вот не способна. В силу того, что пересмотрела, наверное, с полтинник самых хороших спектаклей, балетов, опер, но для меня это все не сравнимо с киноиндустрией. Да, многие спектакли поставлены на основе классических произведений, но там все время извечные три темы – это война и мир, любовь, ненависть, я бы сказала, причем в разных масштабах, и политические бывают спектакли и непосредственно глубокая драма какая-нибудь и трагикомедия и так далее. Наверное, если взять каких-то классиков, то Горе от ума – это такая в некоторой степени хорошая политическая трагикомедия, которую я отнесла бы скорее к ненависти, любви там мало да и в общем-то не должно быть… перечислять можно много разных спектаклей и я понимаю, что да – это красиво, да – это "да, то, что надо"; надо – не потому, что заставляют родители, а потому что, чтобы называться взрослым интеллигентным человеком, нужно ну хотя бы не путать концерт Рахманинова для двух фотепиано с Бетховеном Лунной сонатой, хотя, наверное, с Рахманиновым для двух фортепиано я загнула… или например, Венский вальс с Бетховеном. Опять-таки приятно, что все, не дает нам культура или классика, нам потом додает телевидение и киноиндустрия. Наверное, если взять какую-то цепочку, наверное, театр изначально (балет, опера – не важно) и классика – это вот белый цвет: хорошо, если вы так можете, и, наверное, самое дно – это телевидение, это то, что дает минимум информации и максимум такого треша. А вот между ними есть такое понятие, как киноиндустрия и индустрия музыкальная (сюда мы не берем классику, ее я скорее отнесла бы к категории "театр"), то вот она занимает ту самую нишу, она дает образование людям, она дает возможность коснуться вот того белого, но оно все-таки тяготеет к черному, как и все на нашей Земле, оно все-таки притягивается вниз, к плохому быстрее приходишь, чем к хорошему. И вот, например, я сейчас вспомнила – мы говорили про Бетховена, а я вспомнила, что у меня есть младшая сестра, которая не очень любит музыку, она стала узнавать произведения Бетховена по заставке фильма "Бетховен", уже приятно, это уже не мало. Спасибо режиссеру, что 30 секунд туда воткнул, потому что моя сестра теперь хотя бы знает, как это звучит. В приличном обществе она, не глядя в программку, уже может сказать, что это Бетховен, и это уже плюс, еще один повод удачно выйти замуж.

А касательно вообще, почему люди приходят к искусству, я, например, один из тех людей, который в этом вырос. Не так, как если бы у меня мама была пианисткой и я бы выросла в этом как в чем-то фантастичном, а я выросла в этом как в чем-то необходимом: нужно ходить в школу, чтобы было образование, нужно чистить зубы, чтобы не было кариеса, нужно дважды в месяц выходить в театр или на концерт, чтобы называться интеллигентным человеком. Ну, в общем-то, меня это не напрягало, а сейчас я думаю, что это хорошо, что я видела таких актеров как Караченцов, например, вживую и в еще бодром возрасте. Я видела, как танцует Настя Волочкова. Может, не самая гениальная балерина, но когда ты видишь, что перед тобой творится история, когда потом наши дети и внуки будут говорить, что вот был когда-то такой актер Караченцов или такая балерина Волочкова, то приятно, что ты был в тот момент, когда они еще были на сцене. Я вот стараюсь, чтобы моя сестра посмотрела в театре на Лию Ахеджакову, пока она еще в театре. Очень жаль, что она не застала и не знает, кто такой Вячеслав Тихонов, потому что для меня это один из самых гениальных актеров и вообще фильм Семнадцать мгновений весны – это тот фильм, который я могу смотреть на DVD с первой по 12 серию, потом сходить в туалет и смотреть опять первую, и потом еще 12 раз. Я в принципе считаю это хорошей вещью, а от хороших вещей я не устаю, и могу это пересматривать. Я считаю, это безумно интересный фильм, причем я из него не вынесла, например, ничего, ни про фашизм, ни про систему – мне было все равно. Он в какой-то момент придал мне уверенности в том, что, как минимум, я не один такой человек на Земле, то есть тот, кто мыслит именно вот так вот, тот, кто заморачивается, что в разговор нужно войти и выйти из него так, чтобы у твоего собеседника не осталось впечатления, что были затронуты главные вопросы, но ты при этом получил все необходимые для себя ответы и много-много таких моментов. К сожалению, наше поколение относится к этому как к очень большой необходимости и это поколение не читающее, для которого театр – это "бабушке 70 лет и она умоляла пойти с ней в театр" и это воспринимается как большое наказание -  идти с ней в театр. В моем случае это была обязательная программа, но не такая неприятная, а для большинства моих друзей – это, наверное, большое наказание, причем, опять-таки культура начинает превращаться в бизнес, причем очень сильный.

Основные спектакли, на которые больше всего ходят, это День выборов и День радио – это театр? Сама лично была, смотрела, да – хи-хи, ха-ха… но это, в общем-то, Comedy club только в 3D формате, суть от этого не меняется. Одним из великих режиссеров нашего времени является Серебренников, обожаю, я была на всех его театральных постановках, на его Лес, на его Человек-подушка, на его Изображая жертву, причем я даже не стала смотреть его в кино, а смотрела спектакли с Юрой Чурсиным. Поэтому тут важно понимать, что да, это всё хорошо и делает тебя просто разносторонним человеком, но формировать твой внутренний мир… Ну всё это, в основном, построено на выдумках – сколько у нас классических произведений, основанных на реальных событиях? Не так много, в общем-то. Мастер и Маргарита, честно скажу, даже не дочитала, хотя большая часть моих подружек считают ее любимой женской книгой. Не знаю, я бы не сказала. Мне гораздо ближе была Поднятая целина, На дне, если брать школьную программу, класс 10-й-11-й, гораздо ближе мне эти произведения, чем банальная история любви со всеми ее преградами и всем остальным.

Большинство театральных произведений, Лебединое озеро, Дочь фараона, один из сильнейших спектаклей Большого театра, - это вот эти извечные темы. Они извечны и они, безусловно, идеализируются. И вот это, наверное, относится ко всей культуре в целом, я бы ее назвала "через тернии к звездам" – основная идея всегда вымученная, всегда выстраданная, всегда предсказуемая. Вот это, наверное, и не дает данной культуре возможности формировать наш внутренний мир полностью, какую-то часть – да, но они именно привносят культуру, они не меняют сознание. Вообще есть единицы, которые приходят в театр и выходят оттуда и становятся известными актерами, балеринами и так далее. В моем случае, я прихожу, наверное, отдохнуть, прикоснуться к прекрасному, но не более того.

Единственная часть культуры, творчества, которое способно формировать человеческий мир, это, наверное, живопись. В картинной галерее тебе не навязывают точку зрения, ты как хочешь видеть, так и видишь, с точки зрения своего подсознания, с точки зрения своей психики.  Ты видишь и ты заморачиваешься, и задумываешься над тем, что ты видишь, и это остается гораздо глубже, нежели какой-то поход в театр, где идея спектакля прописана таким же человеком, прописана не всегда умело, бывает чаще прописано хуже, чем поставлено, а здесь ты сам себе режиссер, ты увидел картину и вот о чем-то задумался и начинается брожение, которое потом приобретает какую-то форму и вытесняет или меняет что-то предыдущее. Могу сказать честно, Черный квадрат Малевича – три с половиной часа я смотрела на эту картину. Я не могу ответить на вопрос, что я там увидела, но после этого я по-другому стала относиться к вопросу минимализма, к вопросу "черного и белого", к вопросу "острых углов". Я не знаю, что я там увидела, но я помню, что именно после этого изменилось мое мировоззрение, не осмысленно, то есть впечатлило, и "я пойду и сделаю так же", как, кстати бывает с театром, эти напыщенные бабушки и дедушки, типа интеллигенция, потому что они далеко не всегда сами интеллигентны, пытаются своих детей приобщить к этой культуре, выходят из театра, так всё так чинно, все так по-другому, "хочу так жить", но это выбор каждого.

Возможность путешествовать и видеть картины разных художников в разных музеях мира… Я очень много задумывалась над картинами Мане и скульптурами Сальвадора Дали, его скульптура Время стоит рядом с лондонским колесом обозрения и рядом с одним из музеев, это явная репродукция… а, может быть, кстати – даже не знаю подлинник или не подлинник эта скульптура. И вот в такие моменты задумываешься о глобальном, ты, наверное, что-то меняешь или замечаешь, что то-то меняется и это уже немалая мотивация для дальнейшего движения. Да, я бы сказала, что ближе мне из всего творчества, конечно, искусство, сесть и над чем-то подумать. Совершенно сумасшедшая скульптура Поцелуй Родена. Белый мрамор, просто мужчина и женщина целуются, вполне не примечательная ничем поза, но вот это вот встаешь и не можешь двинуться, ты начинаешь задумываться о каких-то вещах, она заставляет тебя мыслить. Театр, наверное, тебя мыслить не заставляет. Хорошая книга заставляет тебя, может быть, сопереживать. А вот живопись заставляет мыслить, и музыка тоже.

Если всех людей делить на три категории: видео, аудио и тактильное восприятие мира, то я, наверное, отношусь больше к видео. Я воспринимаю мир глазами. Воспринимаю именно с точки зрения того, что проходит. Если в душе человека есть три пути: путь глаз, путь ушей или путь кожи, то в моем случае, это будет путь глаз все-таки. Я могу что-то не услышать, что говорит человек, я по выражению лица понимаю, что то, что он говорит сейчас, мне в любом случае не интересно, потому что у человека взгляд абсолютно пустой, он говорит, что ему нужно сказать, или еще что-то, поэтому картина, музыка, я очень люблю музыку, я прекрасно отношусь к разным видам музыки, но если это не саунд-трек к Реквиему по мечте, я никогда о ней не задумаюсь. Я была многих каких-то джазовых фестивалях, была на рок-фестивалях. Если брать музыку классическую, то да, безусловно… Я считаю, что классическую музыку должны играть в музеях. Это две больших творческих ипостаси без слов, без текста, наверное, они бы в сочетании шли очень классно. Если бы в Третьяковской галерее играл бы тот же Клод Дебюсси Лунная песня, Менестрели, было бы приятно осмыслять картины. Относительно музыки, которую разные люди слушают, мне все равно какой это жанр будет, лишь бы музыка была хорошей и достаточно качественной. Хотя бывают состояния, когда хочется напиться и слушать абсолютнейшую попсу, где что ни песня, ты скажешь: "Ой, это про меня!", когда ты сел и написал о том, о чем и так всем известно, то, что каждый из нас переживает, но просто в разные периоды времени, думаешь: "Блин, это прям как про меня писали". Рок-музыка, да, конечно, хороший английский рок – Led Zeppelin, Rolling Stones, наверное, не совсем для меня, Deep Purple – вот, наверное, да, музыка, которую я понимаю. Хорошая наша рок-музыка, типа Земфиры, типа Чайф, типа ДДТ, я понимаю, наша попса типа Макаревича – понимаю. Reggae-music, я например, не очень воспринимаю.  Каждый, наверное, под наркотиками может неплохую музыку записать имея какие-то минимальные данные, и поэтому эту культуру я не воспринимаю. Близок даже не хип-хоп, а рэп, причем близок, я имею возможность неплохо знать английский, поэтому американский реп, который родился в американских бедных черных кварталах, а не наш рэп, в виде Лигалайза, который родился в пятикомнатной квартире на пересечении Большой Никитской и Тверского бульвара, и рассказывает о том, как же, чёрт, тяжела жизнь-то российская, и как он, оказывается, ездит в Ростов к братанам, мальчик, который вырос в центре города и закончил гимназию – какие у тебя братаны в Ростове? То есть это уже не то. Поэтому да – я бы сказала, что зависит от настроения безусловно.

Печально наблюдать, как постепенно мир рушится, то есть от примитивных и самых бытовых постукиваний по там-тамам или что там было несколько тысяч лет назад до нашего рождения и, в общем-то, к чему мы приходим сейчас – к психоделическому трансу. Нужно ли было человечеству жить больше трех тысяч лет, чтобы от вот этого /постукивает/ прийти к вот этому /опять постукивает/, только в электронном виде. История развивается по спирали, иногда кажется, что следующий виток – это то же самое, только на другом уровне. Это печально, в силу того, что понимаешь – хорошо, если ты не застанешь конец этого света. Хотя можно сказать, что я дикий фанат house-music, никогда в жизни не отличу одного исполнителя от другого. Мне нравится, что композиция может длиться полтора часа – это то время, за которое я утром собираюсь, и мне не нужно думать – хорошая песня, плохая песня, это надо перезаписать, - она идет полтора часа, это музыка ни о чём. Поэтому важно, что она не имеет влияния на тебя, поэтому ты её легко воспринимаешь.

Самый большой культурный шок – это кинематография. Выделить какой-то жанр фильмов тяжело. Я не могу ходить в кино и смотреть фильмы, не имеющие какого-то смысла. Очень не люблю фильмы, которые не заставляют задуматься. Из тысячи фильмов, которые я посмотрела, в голове отложилась двадцатка, и понимаешь, что хочешь смотреть такие же фильмы в дальнейшем – большая часть работ Стенли Кубрика; фильмы, где играет Энтони Хопкинс, да, три части Ганнибала с разными названиями – тот фильм, после которого ты встаешь и думаешь: "Блин, как жить дальше", и эта мысль заставляет тебя двигаться, эта мотивация. А когда ты выходишь после фильма: "Ха-ха-ха, класс! нтерне американская комедия Американский пирог", ты дальше идёшь и, в общем-то, всё. Ничего в твоей жизни не поменялось. Ты потратил 250 рублей, ты убил – именно убил – два с половиной часа своего времени, ты потерял 10 лишних мозговых клеток, хорошо провёл вечер. Из последних фильмов… В кино последний раз я очень давно что-то хорошее видела, такие фильмы, как Первобытный страх, как Сделка с дьяволом, Девятые врата, они могут быть разного жанра, это может быть мистика, это может быть триллер, тот же Основной инстинкт. В общем-то я люблю те фильмы, где главный герой сильно думает, и ты думаешь вместе с ним, и ты думаешь, правильно ли он думает, ты делаешь двойной анализ. Ты не отдыхаешь в этот момент, нет такого, что после тяжелого рабочего дня ты смотришь красивую картинку. Ты зарубаешь свой мозг еще больше, и после этого хочется пойти и посмотреть что-нибудь другое. Но это необходимо. Как когда-то пела группа Волчок: "Не позволяй душе лениться. Гони с этапа на этап". В моём понимании сегодняшнее поколение не должно позволять лениться своему мозгу, в силу того, что существует куча тормозящих факторов, таких как наркотики, низкий уровень большинства людей: "А зачем мне работать больше? Зачем мне занимать руководящее место, если не руководителем я 35 заработаю, 40 сворую, и при этом не несу никакой ответственности". Страх ответственности – это тоже породило в нас государство, ещё с советских времен, когда никто не хотел нести ответственность за свои слова, все хотели сдать кого-то другого, и вот по накатанной это всё пришло к тому, что мы сейчас имеем.

Культура, которая имеет право на жизнь, в моем понимании, - это музыка и живопись. Всё остальное, на мой взгляд, это та же коммерция. Когда-нибудь это придёт к телевидению. Уже сейчас много старушек-интеллигенток говорит: "Да, театр опошлили, да, уже не поймешь, приходишь ты в театр или в притон". Когда спектакль, казалось бы, по классику, начинается с голых актёров на сцене, когда идут экранизации спектаклей… Пятый канал – это страшный канал. Это канал Культура. Я даже не могу понять, что это за канал, его основную идею. Это, наверное, благая цель, дать возможность тем, у кого нет возможности дойти до театра, посмотреть это дома. А какой смысл смотреть спектакль с Лией Ахеджаковой тебе сидя дома на диване, когда можно посмотреть с ней фильм, другая актёрская игра и другая подача, это не будет никогда хорошо выглядеть на экране. Скорее всего, посмотрев телевизионный спектакль, ты скажешь, что она плохая актриса. Потому что она рассчитана на 3D, извините за выражение.

 

Hosted by uCoz