Елизавета Парфёнова

3. Искусство, культура

В детстве мне всегда нравилось рисовать, как и любому ребёнку, к тому же - у меня это получалось хорошо. При этом и музыкальные способности были, поэтому меня просто запихнули в музыкалку (папа музыкальный мастер, дядя пианист – у ребенка должен быть талант). С рисованием и визуальными видами искусства было сложнее, всё получалось само собой, по наитию, а специально в эту сторону я не развивалась, не занималась с преподавателем или в художественном кружке, хотя мне это всегда было ближе. В школьные годы я рисовала лишь в качестве хобби, но когда думала, куда поступать, это был один из вариантов выбора профессии (ведь заниматься нужно тем, что нравится) - может быть, стоит поступить на дизайнера, или архитектора. Но без диплома художки, без специального образования это казалось непосильной задачей, бабушки-дедушки, способные оказать финансовое содействие при поступлении в вуз (оплатить курсы или преподавателей), не считали идею с занятиями рисованием серьезной. Все это рождало подростковую беззащитность и неуверенность в своих силах. В чём вообще можно быть уверенным в шестнадцать-семнадцать лет, мне до сих пор не очень понятно. То есть, есть, конечно, люди целеустремленные с детства, которые знают свою цель и к ней прут, но, думаю, это во многом зависит от воспитания, от заинтересованности родителей и их способности поощрить и оказать ребенку поддержку. Я же период самоопределения переживала в одиночестве, самостоятельно, и уверенность пришла позже, когда я училась в университете.

Когда я уже училась на 2-м курсе, мне подвернулась возможность подработать в археологии фотографом, и я подумала - "о как это круто!", у меня отлично получается, и почувствовала вдруг, что это, собственно, то, чем я хотела бы заниматься. Что к своей мечте о рисовании и вообще о занятиях визуальными видами искусства можно подойти и с этой стороны, тем более, что сфера деятельности так широка, что и спектр выбора средств весьма разнообразен. Не обязательно фотографировать только на плёнку, как некоторые узкопрофильные спецы, или рисовать исключительно маслом. Мне всегда интересно было всё это совмещать, синтезировать, использовать разные техники. Например, мне сейчас хочется поснимать на пленку, увлекает сам процесс, получился хороший кадр, можно оставить как есть, но вдруг появилось настроение потворить за компом и отредактировать кадр до неузнаваемости, или нарисовать графичную плоскую черно-белую картинку ручкой, а потом разукрасить ее на компьютере и сделать объемной. То есть все средства и инструменты, которые есть в моем арсенале, можно использовать – такие правила игры. Конечно я ощущаю недостаток специализированного художественного образования, хочется быть всесторонне развитой, обучаться новым техникам, чтобы иметь больше возможности для реализации художественных замыслов. Но я знаю, в этом деле мне открыты любые горизонты, и я могу научиться всему, что мне необходимо, главное – желание.

Творчество, способность созидать – это основной человеческий дар, способность, полученная человеком от Творца. В этом смысле я понимаю божественную природу человеческого происхождения: человек - творец как и Бог, его создавший. Поэтому искусство, в моем понимании,  это материальное изображение духовного-божественного, невыразимых иррациональные чувств и ощущений, способ приближения к истине не прагматической, а именно метафизической. Латинское слово "ars" значит и искусство и занятие, и ремесло и науку, раньше эти понятия не разделялись и означали одно – созидание. Созидая, человек познает мир, себя и природу вещей и славит Создателя. Поэтому мне близки и гуманитарные науки, история, и, собственно, конкретные виды искусства. Но больше всего мне интересно, что происходит в данный момент, современное состояние человеческой мысли и то, как это выражается, через искусство – литературу, живопись, фотографию. Очевидно, что нужно прежде всего ознакомиться с тем, что было раньше, знать историю народов и искусств, для хоть какого-то понимания того, чем жило человечество, как менялись его приоритеты и мнения, чтоб понять, что нас ждет в будущем. Но удручает огромное количество людей с законсервированными, шаблонными взглядами, которые им не принадлежат, неспособными самостоятельно рассуждать, мыслить, да в общем-то и не стремятся, создается ощущение, что смысл жизни для многих – это непрекращающееся стяжание материальных благ ради самих материальных благ. Есть ряд прекрасных стереотипов: например, "Пушкин наше всё", или то, что принято считать классикой, список литературы, въевшийся со школьных времен в голову. Сплошные слоганы и цитаты, которыми люди мыслят, в принципе, в этом не разбираясь, издают какие-то восторженные звуки, но в чем дело и что происходит, как нужно к этому относиться и познавать творения искусства, они совсем не соображают и высказать ничего не могут. Естественно, и я не могу похвастаться выдающимися знаниями во всех областях, но всё впереди: литература, картины, музеи…

Я бы выделила всё, что связано именно с визуальным искусством, в одну группу. Можно, конечно, отдельно выделить кино как пример характерного современного вида искусства, основанного на синтезе в первую очередь: здесь и динамический визуальный ряд,  и музыка - саундтрэк, и литературная деятельность – работа сценариста,  и актерское мастерство – театр. Получается, что хорошее кино сделать очень сложно, обязательно что-нибудь подкачает, то саундтрек, то актеры, то вообще основная идея, смысл. В общем, люди, которые этим занимаются, они очень сильно, по-моему, парятся. Еще новомодное явление синтетическое – инсталляции, очень интересно посмотреть, как на фоне авангардного видеоряда лениво извиваются непонятные загогулины, подсвеченные голубым, в огромном аквариуме под умиротворяющую музыку, главное пришить к этому всему грамотный концепт.

Как я отношусь к театру? К классическому театру, к актёрской игре на сцене отношусь абсолютно равнодушно, так же как и к балету. Для меня это в каком-то смысле устаревшие формы искусств. Бывала я на постановках Островского и Чехова в Малом, но это классика, и интересна она, потому что ты читал источник, и наблюдаешь, как оживает замысел автора на сцене, но я ощущаю это как нечто отстраненное, анахроническое очень такое. С современными постановками я знакома мало – бывала только на постановках театра Васильева, интересно конечно, но странно. Всё объять невозможно и времени ходить в театр, к сожалению, у меня нет.

Архитектура, дизайн интерьеров и ландшафтов мне интересны как квинтэссенция красоты и удобства. Когда жилище выглядит одновременно как произведение искусства, воплощение гармоничного стиля, и при этом крайне функционально, продуманно, грамотно используется площадь помещения, свет. Я не запоминаю имен современных архитекторов и дизайнеров, хотя часто любуюсь фотографиями их зданий и интерьеров в журналах. Гениальные творения архитектуры и интерьера для меня - это сказочный дом-музей Дали и невероятные, напоминающие огромные песочные замки здания Антонио Гауди в Барселоне.

Ближе всего мне визуальное, музыкальное, и  литературное творчество, все что связано со словом, звуком и картинкой.

Примеры? Я не могу сказать, что у меня есть какие-то кумиры, ко всем авторам я отношусь спокойно. Ну, например, из известностей - мастера постановочной рекламной фотографии - Эллен фон Унверт, Давид Лашапель, фотоссесии для Dolce & Gabbana – поражает полная срежессированность и продуманность кадров. Конечно хороших авторов в различных жанрах много, я честно сохраняю себе подборки понравившихся мне их выдающихся фотографий в папочки с именами авторов, но запомнить такое количество имен просто нереально. В первую очередь интересны мне сами фото, а не авторство.

В музыке мне даже проще выделить имена любимых исполнителей, чем в фотографии, отчасти потому, что я сама на этом поле творю, и гляжу на чужие фотографии как критик – если фото не идеально, то недостатки сами бросаются в глаза. Есть много хороших современных русских авторов, но не могу сказать, что среди них есть звезды мирового масштаба, которые бы так творили, что можно было бы только ахать и охать молча, и не к чему придраться, а так – все стараются, все что-то делают, все что-то придумывают, но все ошибаются. Собственно, все занимаются делом…

Любимое кино? Другое кино - так это, наверное, называется. Из режиссеров, мне нравится Терри Гильям, тематикой, странной психоделической сказочностью, с которой он изображает обыденную реальность. Очень люблю фильмы-сказки Тима Бёртона и его творческий тандем с Джонни Деппом, просто праздник для глаз. Медитативные немногословные черно-белые фильмы ДжармушаМертвец, Вне закона, Более странно чем в раю. Фильмы КустурицыАризона Дрим, Черная Кошка Белый Кот. Сложно судить по режиссерам, потому что один раз он снимет отличный фильм, а другой раз - невнятный бред, так что любишь фильм, понятно, а не режиссёра. Из любимых фильмов - Апокалипсис сегодня Копполы, Девять жизней Томаса Катца тоже, кстати, про апокалипсис. Принцесса и воин, красивый немецкий фильм, хотя мне, наверное, скорее актриса эта нравится, Франка Потенте.

В режиссерах  главное - стиль, который он оттачивает от фильма к фильму, у хорошего режиссера обычно все фильмы неплохие, то есть, есть, конечно, послабже, но тут главное, что человек в какой-то определенной манере работает, и она тебе нравится.

Итак, современность меня интересует во всех видах искусства, мне интересно, что сейчас родится и что будет после, что будет характеризовать эту современную культуру через сколько-то лет, какие объекты искусства, что вообще считалось и считается критериями оценки, что является искусством, а что нет. Вот как Арт-Москва - это ж вообще какой-то полный до-сви-дос!, приходишь на выставку, а там люди рисуют маслом банку из-под сгущенки, вешают её на стену, размером вот с это окно, и считается, что это объект современно искусства. Какие цели ставит перед собой художник сейчас? Популяризация прекрасного? Или наоборот трэш и эпатаж, вызов холеным эстетам и гурманам?  Социальная пропаганда? Что тогда важнее – духовная ценность искусства или материальная? Для меня, творчество – это способ духовного роста, в первую очередь, а то, что сейчас популярно, во всех этих арт ли около арт- тусовках – это то, что приносит бабки, продается, и, зачастую, в действительности художественной ценности не несет, так быть не должно. Чувствую в этом всё время какой-то полный абсурд.

 

Hosted by uCoz