Ольга Свешникова

5. Искусство, культура

Для меня это пошло от мамы, которая любит классику, любит картины признанных мастеров, классическое искусство. Первое, что я увидела в Москве – это была Третьяковская галерея, куда меня мама сводила в очень юном возрасте, картина Боярыня Морозова – самое яркое впечатление из той галереи. Плюс у мамы куча альбомов всяких художников, которые я тоже пересматривала в детстве. Айвазовского любила. Сейчас Дали люблю сильно. Эшера (это к графике, скорее).

С музыкой сложнее, потому что музыку я напрочь не слышу. К музыке у меня такое отношение – я слушаю и тут же забываю. Если это что-то без слов – всё. С этим проблемы. Хотя с первого класса я ходила в музыкальную школу и ходила туда шесть лет, ненавидела это всё дело, пару раз уходила, но было стыдно – "как же так, все ходят, а я бросать пытаюсь, надо уж, раз начала".

Сначала это была какая-то попса, потом это была Nirvana, но очень на кромочке, так как там был английский текст, которого я не понимала. Ну меня раньше принцип был: если я не понимаю, о чем поют, значит мне это не нравится, я это не слышу. Потом очень сильно и очень надолго было увлечение роком, причем именно русским роком, потому что понятно, о чем поют, и тексты неплохие. Первое – это Кино, дальше Шевчук, Наутиулус Помпилиус, это такие самые любимые были. Потом уже пошли всякие Король и Шут, Ленинград, Агата Кристи. Короче, там, где понятно, о чем поют, и с претензией на что-то. Гребенщиков меня всегда очень сильно раздражал, кроме вот этой песни, которая Город золотой. Остальное – я пыталась вслушиваться в его слова, но, по-моему, дело там не в словах. Летова я слушала так, через брата, потом пыталась слушать его отдельно, какие-то альбомы мне попадались, но, по-моему, там было ужасное качество, это ещё на кассетах было, и мне надоело расшифровывать то, что он там поёт, но не вставило, потому что со слишком большой экспрессией поет. Плюс мне Летов подавался в контексте скинхэдов, и я восприняла это как музыку скинхэдов. Был период бардов, но это с маминой подачи, великолепный Митяев и Никитины. Аукцыон мне не нравился, я как-то его услышала случайно, подумала, что он под Цоя косит, хотя это совершенно не так. Короче, мне не понравилось, потому что я тогда была фанатом Цоя. А потом я познакомилась с Форком. И тут началась полнейшая катавасия. Сначала я еще пыталась гнуть свою линию, что я рок слушаю, а потом у меня была первая ешка, первый оупен-эйр, а Форк, когда мы с ним познакомились, изначально продвигал электронную музыку. Здесь уже пришлось ориентироваться исключительно на то, что тебе говорят – это хорошо, значит, это хорошо. С этим у меня до сих пор проблема: попробуй какой-нибудь транс отличить один трек от другого, если там слов нет. Можно один трек слушать с периодичностью в полчаса, я буду говорить: "О, что это за крутой трек?" Он мне каждый раз как в первый будет нравиться. Спустя два года просто больше себе стала доверять. Мне все равно, кто что про мою музыку говорит, у меня нет любимых групп и исполнителей – я тут же их названия забываю. Слушаю то, что нравится. Вот сейчас у меня в плейлисте стоит Eels, The Calling, Нэт Кинг Коул, Скотт Уокер, Рэй Чарльз, Jules, The Dresden Dolls, Игги Поп, CocoRosie, Juno Reactor, Фрэнк Синатра. И спрашивать меня бесполезно, что это за стили и кто это. Я только переписала названия из того, что мне нравится.

Отношение к фильмам как к искусству, что это что-то даёт, для меня начало приходить ну совсем недавно. С того момента, как Максенкова мне Догвилль показывала. У меня шли в ряд Догвиль, Необратимость и какой-то Любит, не любит. После этого я уже начала сама такие фильмы выковыривать, которые ни фига не понятные, но после которых определенное настроение создается. И до Маллхоланд-драйва так добралась. Сейчас у меня из любимых режиссёров Параджанов. Причем попала я на него совершенно случайно, посмотрела Саят-Нова. И хотела бы Суримскую крепость посмотреть. Потом мне понравился фильм Усталая смерть.

Есть подборка небольшая: Билли Эллиот; Капли дождя на раскаленных скалах; Богиня: Как я полюбила; Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус; Запах женщины, режиссера Дино Ризи; Жизнь неудачника; Вечное сияние чистого разума; Последнее танго в Париже; В джазе только девушки; Девяносто девять франков; Заплати вперед; и да, Стиляги. Есть любимые режиссеры – Озон, Тим Бёртон, Кустурица, Джармуш, Муратова. Из актеров люблю Деппа, Одри Хепберн, Хью Лори. Нравится работы (великий труд) Джима Керри.

С зодчеством месяца четыре назад получше стало. Раньше – читаешь какую-нибудь книгу по архитектуре, и написано, что церковь в Кижах устремляется вверх. А я смотрю и думаю: "Где она вверх-то устремляется?" Началось всё с Владимирского собора. Увидела – влюбилась. А после этого архитектура со мной заговорила. Много В Петербурге у меня домов любимых и храмов.

 С литературой всё очень сложно, потому что я читать научилась года в четыре – в пять, и с того момента это бич для меня, потому что сначала это была скорость на чтение, то есть глоталось всё, что только можно, и до сих пор эта проблема есть, что в основном следишь за сюжетом, а какие-то моменты очень важные упускаешь. Первое, что меня впечатлило, это Чучело и Маленький принц. Дюма читала, очень любила Грина, Остров сокровищ Стивенсона настольной книгой была – совсем в раннем детстве.

Потом книги про войну. У меня подозрение, что я в прошлой жизни болезненно эту войну перенесла. Кажется, в блокадном Ленинграде жила. По ощущениям на фантазию не похоже. Повесть о настоящем человеке – это вообще. Это то, что для меня на какое-то время эталоном стало. А еще -  Тимур и его команда. На том месте меня вынесло, я приставала ко всем своим друзьям, это как раз проблема советского времени, "давайте создадим, почему в наше время такого нет", очень жалела, что кончились советские времена, ругала маму с папой, что "вот, разрушили такое государство, несознательные вы люди". У меня была ещё тумбочка, там была куча этих детских книжек. Мама, видимо, не отследила этот момент, и в этой тумбочке лежали книжечки глубоко просоветские, там восхвалялся Советский Союз. Я даже завела себе такую тетрадочку имени Владимира Ильича Ленина, вклеивала его портретики, рассказики про него переписывала, был у меня в детстве такой культ.

 Молодая гвардия, весь Солженицын, Булгаков, Фауст. Это лет до 12-13 читалось. Ремарк. В период 9 класса,  я училась в Рыбинске и во время истории, когда я со всем своим классом поругалась (я писала, что они мне бойкот объявляли), мне попалась книжка Сидни Шелдона, где главная героиня попадает в какие-то передряги и противостоит всему миру. Мне эта книга сил придавала. На той волне прочитала всего Шелдона. Вот, потом еще вспоминаю, наверное, первый курс, это был Оруэлл, который мне тоже очень понравился, 1984, Хэмингуэя для себя открыла. Первый курс - это Пауло Коэльо, но мне не понравилось, что прописные истины преподносят таким нравоучительным тоном, поэтому перестала его читать. И еще Кастанеда был. Но Кастанеду я понимаю, наверное, 5% из того, что он говорит. А еще книжки из серии Альтернатива - Паланик, Уэлш, Коупленд.

Сложно вспомнить книги. Сейчас читаю Фаулза. Очень нравится. Закончила читать Цветаеву Очерки о поэтах, часто на ночь Мандельштама читаю. Любимая книга – Оскар и розовая дама (там трилогия маленькая).

Перечитала еще раз Лолиту Набокова. Хорошо, но немного скучновато. Уже не актуально – его переживания, издевки в свете современного мира кажутся скорее обыденностью. Помню, что в свое время попадался мне Кафка, Процесс, но не приколол меня. Надо бы перечитать. Пелевина Жизнь насекомых перечитала. Понравилось. А его же Поколение П  не понравилось.

Фотография как искусство имеет для меня большое значение. Есть любимые фотографы -  Корбайн, Ланж, Эббетс, так, навскидку трудно вспомнить. Колберт. Не знаю, его к режиссерам, наверное, тоже отнести стоит.

Театры последнее время разочаровывают, ничего не нравится – ни классические постановки, ни современные. А ведь раньше любила сильно. Зато открываю для себя различные перфомансы.

Наверное, не все вспомнила. Но все, что мне нравится – для меня это всё искусство. Новая мысль, новая идея. Главное, чтобы душа чувствовалась.

 

Hosted by uCoz