Владимир
Колонцов
8. Искусство,
культура
Я для себя выделяю три вида искусства (по их
воздействию).
1) Искусство, где создаётся что-либо прекрасное (по
большей части это классическое искусство).
2) Трогательное искусство. Здесь происходит
воздействие на наши эмоции.
3) Искусство, где его произведения как-то изменяют
наше сознание. Изменение сознание – это, конечно, громко сказано, но просто я
не знаю, как это ещё можно назвать. Я плохо понимаю, что там меняется, но это
отражается на мышлении, на целеполагании. Это
касается в основном абстрактного искусства. Оно очень близко находится к
познанию. Когда что-то изучаешь, может наступать ощущение завороженности,
которое можно испытать также от воздействия упомянутого искусства. Оно как-то
связанно с необыденным взглядом на вещи. Часто вспоминается что-то из детства,
когда с миром ещё не очень знаком, когда тебе что-то открывалось, на что сейчас
внимание уже не обращаешь. Бывает, такое искусство несёт довольно большую
информацию, только не понятно, то ли оно в себе её несёт, то ли открывает для
тебя какие-то уголки твоего сознаниия, откуда всё это
и всплывает.
Мне как-то непонятно, как может искусство на нас
воздействовать. Какими путями, и что за информация нам передаётся. К счастью,
расшифровке она поддаётся, если постараться, но и здесь вопрос: что есть эта
расшифровка? Часто это просто перечисление ассоциаций. В случае эмоций, можно
вспомнить, как они называются, а если какие-то новые ощущения, то здесь вообще
непонятно. И всё-таки эти ощущения можно как-то изучать, только для этого ещё
нужно осмыслить, а что же такое ощущение? Ощущение может возникать в
определённой ситуации и тянуть к определённым действиям. Если не знаешь
ситуаций, где это ощущение испытывал, то хотя бы можно узнать, к чему оно
ведёт. Для этого нужно, опять же, ставить себя в различные ситуации и смотреть,
какие желания возникают. Кстати, если желания ВОЗНИКАЮТ, то изначальное ощущение быть может и не желание.
Классическое, прекрасное, искусство обычно светлое.
Современное абстрактное искусство часто ассоциируется с темнотой, хотя и не
всегда. Отсюда иногда рождается страх: а вдруг это тёмное искусство куда-нибудь
не туда заведёт? Но это только подозрение, а пока у меня нет веских аргументов,
я с чистой совестью буду рисковать.
Хотелось бы перечислить, что способно выражать
искусство, но, чувствую, то это может начаться и никогда не закончиться.
Хочется сказать, что деление, данное выше, меня как-то не очень удовлетворяет,
потому что есть вещи, которые не подпадают под эти пункты, да и сами пункты
дают какую-то не очень верную характеристику тому, что под ними понимается.
Вообще, искусство воздействует как на чувства, так и на разум. На чувства,
казалось бы, понятно, как оно воздействует (оно их
вызывает), а с разумом всё очень трудно.