Иветта Воронова

4. Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

Если брать гламур, то его как понятия не существует в России. Любой человек, который когда-либо интересовался, что есть гламур, он, наверное, смотрел истоки этого слова, оно напрямую связано с интеллигенцией, с аристократией, с людьми определенного статуса, но он зависит не от количества денег, а от качества образа жизни и от качества подачи себя, своей фамилии, своей семьи. Да, в силу того, что они были аристократами, дворянами и многими другими, они имели возможность покупать себе дорогие вещи, но не дороговизна определяла их гламурность, их манера поведения, их манера подавать себя в обществе – это то, что в общем-то… когда я слышу слово гламур, я представляю себе, наверное, сороковые годы Америки, даже тридцатые. Я вспоминаю Грейс Келли, это чуть позже, но именно не как американскую актрису, а уже как жену принца Монако, если мне не изменяет память. Вот это та тонкая грань между гламуром и монархией. Принцесса Диана тоже, наверное, олицетворение понятия гламур. Я много читала литературы на эту тему. Для меня гламур, который пропагандирует девушка, ругающаяся матом, полуголая, ходящая по шоу, пошлящая, понятно, что речь идет о Ксении Собчак, например, самой гламурной у нас, – это не гламур. Это стеб, это Comedy club, это что угодно, но это не культура, это бескультурье, это определенный тип безнаказанности что ли, это пропаганда "у меня есть деньги и мне пох". Вот это то, что есть в России, то, что нам подают как слово гламур. Это не есть правильно, это не есть красиво.

Касательно медийной структуры, телевидения, начнем с того, что это – бизнес. Это просто продажа, продажа и влияние, это огромный marketing research, они заставляют нас посредством того, что они имеют, покупать то, что им выгодно, слушать то, что им выгодно, делать то, что им выгодно. Ни телевидение, ни радио не воспитывают поколение, оно им впаривает. Я могу из тридцати радиостанций две или три перечислить, которые действительно играют хорошую музыку, которую я бы включила сегодня будучи матерью 14-15-летнего ребенка, я бы включила эту радиостанцию, чтобы ребенка приучить к хорошей музыке. Я бы не приучала его к Русскому радио, где играют Басков наперебой с Киркоровым, я не беру танцевальные радиостанции, это радиостанции наркоманов, хотя могу честно сказать, я их слушаю. В машине радио Energy играет, но это, когда ты не хочешь заморачиваться, ты не хочешь вникать, а ты хочешь слушать фоном, воспринимаешь информацию фоном. Но в принципе ни радиостанции, ни телевидение, к сожалению, больше не воспитывают, не говоря уже о такой помойке, как интернет.

Понятие моды, это, наверное, тоже… Модно – это что? То, что носят двадцать дорогих актрис, но они же тоже люди, в Америке? Модно – это то, что сказали три престарелых итальянца в Милане? Что есть модно? Нет, модно – это то, что в этом году выгоднее продавать, что они хотят, чтобы мы покупали. Есть такое понятие как "слет дизайнеров", который происходит раз в год и он происходит не на Fashion week, он происходит за закрытыми дверями, в кулуарах, когда они садятся и разделяют рынок. Я об этом слышала и я знаю, что это абсолютно реально существует. Такие люди, как Джорджио Армани и Джон Гальяно садятся напротив друг друга и говорят: "Ты будешь продавать винтаж, а я буду продавать еще что-то, но мы оба будем продавать это в такой ценовой категории, чтобы охватить тот или иной рынок." Это бизнес, это один большой бизнес и обидно за тех людей, которые этого не понимают.

Касательно телевидения, посмотрите на то, как у нас строится телевидение. У нас постсоветское телевидение, очень смелое. Нет, не смелое – уже хамское. Запускается проект, рискованно, аккуратненько, не в прайм-тайм, например. С ума сойти – проект пошел, мы зафигачим второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, пока не высосем все до конца. И пофиг, что это будет полная лажа, это бабки, это сумасшедшие бабки, и пофиг, что мы травим свою страну. Касательно программы Дом 2, ТНТ, большей лажи не существует. Я года полтора назад подошла к своему брату, он в телевидении шарит, я его спросила: "Когда это закончится?", - наивно так, - "Когда выиграет кто-нибудь дом?" Он говорит: "Пока рейтинги будут сумасшедшие, шоу будет работать и 10, и 20, и 30, и, если надо, 40 лет." И это пугает. Пугает, потому что не хочется – уже черт с ним с нами – не хочется, чтобы все остальные на этом росли. Информативности и воспитательности с точки зрения поучительных программ, В мире животных Николая Дроздова, бедного-несчастного Николая Дроздова, светлого, чистая, хорошая передачка сдвигалась с одного канала на другой, в итоге оказалась на Домашнем в воскресенье, не в прайм-тайм, а в 10 утра, когда даже маленькие дети, если не спят, то отдупляются, они нет, они даже не отдупляются, они смотрят по СТС Аладдина в это время или какое-нибудь аниме. И это печально. Нету больше таких программ, как До 16 и старше и кучи других вещей, нет их почему? Потому что они не продаются. Задаем вопрос людям телевидения: "А почему они не продаются?". Потому что дети уже хотят другого. А дети бы не хотели другого, если бы им этого другого не показали и не впарили. Люди в советское время курили Яву и не хотели Marlboro, они не знали, что такое есть. Когда это привезли, люди перестали хотеть Яву. Все познается, безусловно, в сравнении.

Проблема акселерации, мы как бы одной рукой боремся, а одной рукой мы сами создаем, это проблема наркотиков, проблема ранней беременности подростковой, проблема цинизма в отношениях. У меня есть младшая сестра, которой 14 лет, которая смотрит телевизор, причем, я не считаю, что мама должна запрещать смотреть – нет, абсолютно. Она пришла из школы, 4 часа дня, она включает телевидение, а если она включит первый канал в 4 часа дня, она увидит какой-нибудь сериал из разряда Три сестры, Две сестры, Пять сестер, где Маша отравила Дашу, хотя Даша была беременная, и Маше в принципе было плевать, потому что ей нужно было, чтобы Саша лег к ней в постель, чтобы потом Миша об этом узнал, заревновал и наконец-таки на ней женился, а она как трахалась с Васей, так трахаться с Васей и будет. Ребенок пришел после школы, включил первый общероссийский канал, спонсируемый президентом, спонсируемый нашей государственностью.

Российский канал – идентично. К третьему каналу вопросов, наверное, меньше, в дневное время всё-таки много информативных передач, но и дети это смотреть не будут, про то, когда будут реконструировать дома, про то, как поставят водосчетчики, это канал для пенсионеров, хороший, классный канал для пенсионеров, именно информативный. Вот моя бабушка любит его посмотреть и потом мне позвонить и сказать: "Иветта, ты знаешь, здесь будут третье кольцо реконструировать, ты там объезжай" – "Спасибо, бабуль, что ты смотришь такой канал, спасибо, что он существует, потому что меня бы не запарило это посмотреть".

НТВ – это у нас стандартная тема – это бандиты, это канал государственный, но это канал неформатный. Четвертая кнопка – это мы кого-нибудь убиваем, это наркотики, не наркотики, убийства, подставы. Канал Культура моя сестра даже не знает на какой кнопке. И в общем-то ребенок вряд ли будет садиться смотреть спектакль чёрт-те какого года выпуска или Сивакова в 4-х действиях в 4 часа дня.

Спорт… ну спорт есть спорт.

СТС – понеслась душа в рай, полная лажа, нескончаемая лажа абсолютно тупого юмора, это даже не проамериканский канал. Я даже не могу сказать, что он сам по себе несет, кроме деградации. Начиная с Моей прекрасной няни, это же не сериал. Это вообще не образ няни, это не несение чего-то святого, это по сути… Как можно назвать сериал Моя прекрасная няня, позиционировать его сериалом семейным, если основная мысль сериала, это что мариупольская блядь хочет выйти замуж за продюсера и не знает, насколько еще одеть короче юбку, чтобы оказаться у него в постели. И об этом трехсезонный сериал. "Он богатый, я из Мариуполя, у меня красивые ноги, есть мама полу-алкоголичка полу- еще что-то там. Грубо говоря, не из благополучной семьи, чудом попала и вот пытаюсь, пытаюсь, пытаюсь". Это тоже смотрит моя сестра и я даже не хочу разговаривать на тему того, что в нее вкладывается. И так дальше, дальше, дальше по каналам, а садиться и после каждого включенного телевизора говорить: "Дорогая, ты пойми, что это не есть гуд", - а она спросит: "А покажите мне гуд".

Да, я пойду в видеопрокат, найду фильм Касабланка, я ей найду фильм Москва слезам не верит, но, блин, это я могу найти, заморочиться, а многие другие родители не будут, не говоря о том, что у нас должна быть цензура на сексуальные эротические сцены до 11 вечера, которые я регулярно наблюдаю в каком-нибудь кино в девять вечера. Начинается там с голой женской груди или еще что-то, и вседозволенность, вседоступность – одно цепляет другое.

Нам впаривают то, что делает нас такими, с какими нами потом борются. Я больше, чем уверена, что это большая серьезная крупная программа, абсолютно продуманная психологическая программа. Это программа некоторого естественного отбора. Программа психической выживаемости: если ты подвержен воздействию 4-х телеканалов, ты не будешь жить, ты будешь деградировать, и тебя в какой-то момент либо посадят, либо убьют, либо ты сам сторчишься и окажешься в бомжатнике. Это какая-то чистка людей, но очень неправильная. Потому что так не должно быть. Должно быть априори наоборот.

Газеты и журналы, доступные среднему населению, брать вообще сложно – это желтая пресса, это телепрограмма и дальше кто, что, где, с кем, когда, почему и за сколько денег. Причем, сегодня, на этой неделе у тебя выходит в газете, что известная Даша с известным Васей что-то там сделали и это будет разворот, а на следующей неделе это будет четырехстрочный абзац, что то, что Вася сделал с Дашей – это пиар-акция. Да, безусловно, людям всегда испокон веков хотелось хлеба и зрелищ, но однообразность вот этих зрелищ, она, конечно, пугает.

Глядя на это, я могу сказать, что самоцель любой женщины… Что откладывается у неё в голове? Вот ты посмотрел телевизор, полчаса сериала, прочитал журнал. Везде самоцель женщины – это удачно выйти замуж. Причем она ни перед чем не остановится: детьми, беременными женщинами, стариками – переступит, на всех наплюет, не имеющая принципов, не имеющая понятий "хорошо" и "плохо" априори. И мужчины, которые не имеют понятия святости брака, святости верности, может быть так и есть, я с этим согласна, но это надо публично демонстрировать?

В общем, выключая телевизор, наверное, хочется застрелиться. Хотя нет, большая часть людей хочет, наверное, в этот момент выпить. И в одной из таких передач был момент: "11 часов – мне несказанно сильно захотелось выпить". Вот это, наверное, то, что происходит после каждого просмотра телевизора,  поэтому отношение крайне негативное. В подростковом возрасте я, конечно, тоже всё это смотрела, и сериалы, и не сериалы, и вот в моем случае даже просто доступность фильмов, стибренных у родителей с полки, это не порнография, это обычные какие-то более или менее эротические фильмы, типа Основного инстинкта, хотя я даже не тибрила, я взяла у родителей, мне не стали это запрещать. Да я потом еще лет пять сидя перед мужчинами, с которыми я на тот момент уже спала, играла из себя Шэрон Стоун и это всего лишь фильм, который когда-то был взят. Та же литература, касательно того же Набокова, мне ее читать в шесть лет не стоило, в 14 и в 13 у меня бы не было интереса встречаться с 30-тилетними мужчинами. И это не потому что я впечатлительный человек, я достаточно в общем-то трезв, но мы все в той или иной степени внушаемы. Внушаемы, потому что нам хочется чему-то верить, нам хочется чему-то доверять, чьему-то мнению, нам всегда проще поверить президенту, его словам, поверить еще чьим-то словам, дикторше красивой, тетке с полуголыми сиськами, которая тебе в 12 ночи говорит с экрана, что, если ты позвонишь "0609", у тебя будет классный секс. Каждому хочется поверить, потому что это некое перекладывание ответственности. И родители, чьи дети в 14 забеременеют, а в 16 – строчатся от героина, скажут, "это все общество, это все дурное влияние улицы", на которой дети не бывают, дети торчат у телевизора, "мы хорошие, они плохие". Это способ снять с себя ответственность. И государство оттягивает на себя вот этот самый процент человеческого негатива. Но это не есть гуд, это воспитывает не тех людей и не то поколение.

 

 

Л.С.

6. Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

Да, спорт в какой-то степени можно назвать массовой культурой. Да, это высокие рейтинги, много народу на этом торчит, но многие бездарно, тупо смотрят телевизор: "Да, спорт. Играют наши, играют не наши". Это если с одной стороны на спорт посмотреть. А можно рассматривать ставки, о которых я уже говорил, как два аналитических блока: анализ достоинств и недостатков одной команды, анализ достоинств и недостатков другой команды. При этом, когда они играют, в любом виде спорта, командном или не командном, пытаешься ещё всякие вторичные факторы как-то смотреть, такие как состояние погоды, судья... Вот так спорт тоже интересно смотреть.

Ты, наверное, этого не коснулся, а я болельщик Ювентуса, и плотно подсел на один только спорт, на спорт номер один – футбол. Да, наверное, это самая массовая культура. Страсть, которую я испытываю по отношению к своей команде, она выигрывает, результатов каких-то достигает, оно впирает так, в общем, очень сильно. Как какой-то вид наркотика, можно сказать. Это спорт для меня. А так – не знаю, у меня отец фанат, поэтому я могу посмотреть любой спорт, волейбол, водное поло – любой. Но сильно вставляет только футбол. Это что касается спорта.

Гламур – это понятие, мне кажется, достаточно скользкое. Что такое гламур – я, наверное, не смогу ответить на этот вопрос. Если гламур – это Пэрис Хилтон и Ксения Собчак, Тимати, то такой гламур отвратителен. В частности, также журнал Максим к ним можно отнести. Я далёк от него. Хотя к такому понятию как мода я близок, она мне интересна, вроде бы эти два понятия часто совпадают, одно в другом, допустим, но я хочу их отделить друг от друга.

Не знаю, с чем связана лично моя любовь к моде, интересно даже подумать об этом. Может быть, даже момент какой-то уверенности в себе, может быть, какое-то выражение себя с помощью этого направления. Я воспринимаю только моду на одежду. Наверное, есть мода на музыку, мода на машины, ещё на что-то, куда ходить, но для меня мода исключительно на одежду распространяется.

Телевидение у меня ограничивается только шестой кнопкой – Спорт. И всё. Но у меня недавно была, можно так сказать, высадка, когда я на кухне в воскресенье обедал, и был канал НТВ, там был сериал. Меня убило его название. Он назывался Мент в законе. Как-то далёк я, в общем, от телевидения. Отличная штука телевидение, я считаю, вообще к телевидению отлично отношусь. Оно зомбирует людей, всех делает одинаковыми, одно сознание у всех, но пусть уж лучше люди телевизор смотрят, чем нажрутся синьки и идут с топором других людей резать. Пусть оно будет процветать, дай Бог ему... Но всё равно, мне кажется, оно проиграло войну интернету. Какое телевидение, если в интернете есть всё. Вообще всё. Ты можешь там посмотреть то, что хочешь. Если адаптировать для меня как для какого-нибудь футбольного гурмана и эстета, то мог ли я десять лет назад думать о том, что я смогу зайти в интернет и посмотреть любой гол, любой матч, любые данные узнать, всё что угодно. Хотя для тех людей, которые так глубоко копают, как ты, – книги незаменимая вещь.

Так как телевизор я не смотрю, рекламу я мало где вижу, вижу её в глянцевых журналах и на рекламных щитах. Очень преуспел, мне кажется, в рекламе автопром. Вот там реклама супер. Какие-то бюджеты там, что ли, самые большие. Сумасшедшие какие-то достижения. Рекламу вещей я тоже смотрю, но она сводится, как правило, к одному: найти посмазливей человека и всё. Просто лицо или башка с шеей крупным планом.

Мне кажется, видео-игры тоже можно считать массовой культурой. Народ плотно подсел на них. Индустрия развлечений сделала очень большой скачок вперёд. Игры от цветных квадратиков дошли до уровня интерактивных фильмов. Ты смотришь фильм, принимаешь в нём участие, своими действиями, выбором, разговорами выбираешь последовательность, как будет двигаться сюжет, соответственно, несколько вариантов концовок, от четырёх до двенадцати. Сама игра идёт, ты играешь в неё часов десять. Warner Bros., Universal, все эти гиганты объединяются с компьютерными разработчиками, и очень крупные бабки вкладывают. Недавно прошёл игру с бюджетом сорок миллионов долларов. Это уже серьёзно. Я думаю, всё придёт к тому, что в дальнейшем все эти голливудские актёры будут сниматься в компьютерных играх. Так и будет. И вот этот вид развлечений мне очень нравится, за ним будущее массовой культуры.

Вообще, массовая культура – неотъемлемая часть общества, а если включить какие-то параноидальные области мозга, то, может быть, массовая культура – это какие-то рычаги влияния на народ, способ регулирования. Им дают какие-то вещи, кидают какие-то ништяки, они довольны, может быть, вопросы себе какие-то важные не задают, просто их выращивают, кормят, они умирают, делают деньги на них. Вот предназначение массовой культуры. Просто засёр мозгов.

 

 

Елизавета Парфёнова

5. Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

Отношение к массовой культуре - то, о чем в начале мы говорили: чем старше становишься, тем больше формируются интересы, лично я с возрастом от массовой культуры совсем открепилась. Круг общения сузился, и всё меньше вокруг меня случайных людей, с которыми у вас нет ничего общего, кроме каких-то обязанностей в социальном институте, тех, кто интересуется собственно этой массовой культурой и может с тобой поделиться знанием о ней. Откровенную попсу, например, я не слушаю, это не музыка. Я слушаю музыку, которая мне нравится, имеет художественную ценность. Конечно, это тоже своего рода популярная музыка, будь она совсем непопулярной, мы бы ее просто не смогли бы найти. То же самое с фильмами, например. Спортом я не интересуюсь, как и телевидением (про него я сказала в СМИ) – это сплошной интертэймент.

Модой интересуюсь, всё-таки я девочка. Но мода – это же понятие широкое, мода может быть на всё что угодно…

Мода – это нечто самое популярное в определенный отрезок времени в большом кругу людей, самое популярное занятие, музыка, например. Чем больше народу любит или интересуется именно этим  - тем больше масштаб моды. Мода в одежде или музыке 60-х, 70-х, 80-х например. Одно время среди молодежи было модно слушать джаз, а сейчас рок, например. Быть модным – значит быть в струе, следить за переменами стилей, за тем что актуально. Гламур – модное сейчас словечко. Вообще, этот термин чем-то таким неприятным, дурно пахнущим, отдает – "блеск", значит, опять деньги. Говорят, если дерьмо приснится – это к деньгам. Такие ассоциации у меня с гламуром. Можно на тему гламура пошутить, пообсуждать в кругу подруг во время светской болтовни, можно как-то всю эту массовую культуру оценивать со стороны, от нечего делать, но для того, чтобы к этому как-то относиться, разбираться в этом, нужно быть в этой тусовке. В молодежной массовой культуре важно быть модно одетым, ходить в модные клубы, т.е. опять же массовая мода - мода на ценности материальные, те же товары и услуги.

Следить за модой в одежде - большая заморочка, по-моему, модные вещи всегда самые дорогие, нужно много времени на чтение модных журналов, отслеживание модных тенденций, время на походы по магазинам, и много денег, перемена мод происходит быстро – одежда – это бизнес в первую очередь, то что будет модно в новом сезоне, придумывает маленькая кучка модельеров. Чтобы убедить людей, что это модно и продать товар – нужна реклама – опять же СМИ: телевидение, море глянцевых журналов живут за счет денег рекламодателей. А рекламодатели, продавцы - за счет денег потребителей. А потребитель это, получается, я, точнее я  - только потребитель и кошелек с деньгами для всей этой системы. То есть, чтоб быть модным, нужно сразу настроиться вести какой-то своеобразный образ жизни, связанный с вещами. Это, в свою очередь, значит, что нужно себя в какие-то рамки, очень сомнительные, загнать, стать ограниченным, и сразу много лишних дел появится в жизни – бесполезная трата времени. Основной вопрос: зачем всё это нужно, для чего я вообще живу, неужели, чтоб только потреблять материальные ценности, заниматься подобной мелочной херней? Сразу задумываешься о праве выбора, воле. Ведь хочется быть свободным в своих решениях, независимым от моды и рекламы. Главное, чтоб мне доставляло удовольствие, то, чем я занимаюсь, чтобы в гармонии с самим собой пребывать в первую очередь.

Конечно мне не все равно, что происходит в мире, в обществе, чем интересуется молодежь (тут от массовой культуры никуда не денешься), но это не любопытство, не желание следовать или не следовать тенденциям. Мне важна философская составляющая происходящего, смысл исторических процессов, экзистенциальная суть явлений: к чему движется вообще наша цивилизация, общество массового потребления, где мы сейчас, на горе или на краю колодца? Вряд ли на горе.

 

 

Иван Степанов

6. Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

Хорошо создана машина, сформирована органично, потому что она необходима, может быть, работает очень клёво. Есть спрос и предложение. Спрос: "наслаждайся", и предложение, действительно, вполне компенсирует спрос, наслаждаться можешь как угодно. Смысла существования такого явления как массовая культура не вижу. Потребление само по себе или потребление каких-то других вещей потреблением с помощью массовой культуры, трудов каких-то писателей, то же пособие в институте, которое я показывал, "Труды философов. Тезисы". Познание тоже как аттракцион.

Мода и гламур – вещь отдельная от массовой культуры. По сути, то же самое, ты потребляешь и наслаждаешься, можно назвать это суб-культурой. Мода – это украшательство. В этом можно, в принципе, разглядеть какой-то эстетический момент... Да и вообще, во всём можно найти эстетику, просто здесь это выводится на первый план. Популярно жёлтое пятно на жопе на красных штанах, а сверху такой-то топ. И никто из моих знакомых, он журналы не читает и вообще в этом не участвует, он не в курсе, что модно, но на нём появляется в определённый момент это жёлтое пятно на жопе на красных штанах с таким-то топом. Хотя это довольно логично, потому что наиболее модные товары ты покупаешь просто и только таким образом в этом участвуешь. Не нужно искать специально. Работает так же, как массовая культура, ты, в общем, не ищешь ничего, просто рот открывай и туда бублики летят. Мультик какой-то был про двух чуваков, которые за Ваню даже ели конфеты. Просто открывай рот и будут за тебя кушать конфеты. Такое метание конфет. Не вкусно и наслаждения нет, но прикольно. Летят конфеты, за тебя их даже едят, уже даже жевать не надо. Существование обычного человека-муравья. Зачем жить тогда какому-нибудь инженеру Васильеву, который всю жизнь провёл на заводе и знает, как закручивать гайки.

Спорт – это к теме новостей. Есть новости о политике, есть новости о погоде, когда тебе в принципе не интересна погода, ты всё равно завтра дома проваляешься, а потом ты придёшь в офис и там посидишь, и то, ты это сделаешь на автомобиле, и тебя в принципе это не касается. Где там бури магнитные или ещё что. У тебя нет шалаша, в котором ты живёшь, и если вдруг пойдёт град, то надо подготовиться, урожай укрыть. Как русские победили в чемпионате, это хорошо. А в итоге проиграли где-то ещё, и это плохо. Это с одной стороны. С другой стороны, спорт-бары, например, есть. Можно приходить просто в бар нажираться, а можно приходить, как в кино, только здесь можно бухать, курить и орать, потом выйти из бара: "Рассия!!!" – тоже клёво. Какая-то, может, даже общность с людьми, может, ради этого.

Матч когда был, выиграли, чуваки на улицы вышли, незнакомые совершенно, гопы какие-то, упыри, которые если вот так встретились с теми, кто с ними же был на улице, какие-то мальчики в очочках, если бы они встретились, то эти очочки были б разбиты, и мальчик бы очень громко кричал, а тут они вместе орут "Россия!", обнимаются, и вообще, всё клёво. И тут взгляд переводится на рекламный щит, на котором написано: "Пиво Holsten, пиво чемпионов. Официальный спонсор по футболу". И они идут вместе употреблять это пивко. Реклама должна быть всегда к месту.

Тонко продуманы все эти механизмы, тоньше, чем кажется. Как айсберг – на поверхности вещь, которая негативно воспринимается, но почему-то работает всё очень классно. Всё равно все ходят с этим пятном на жопе, хотя могут купить джинсы. И смысл существования таких явлений как реклама или массовая культура - они очень смежны. Одно к другому – только так это может функционировать. И не факт, что только ради цели "Употребляй и наслаждайся". Непонятно, является ли это разбросанной системой, есть пиво Holsten, делает оно рекламу, есть чемпионат России, есть человек, который занимается промоушном и располагает надписи Holsten на сиденьях, и у них общий интерес, собрались – сделали. А есть ещё рядом другой стадион, там другие люди, другие бренды и другие марки. Кроме того, есть такая фирма как Nescafe, которой тоже нужно сделать рекламный щит. Есть такой ощущение, что это функционирует как система, связная и очень продуманная. Каждый элемент, он не просто так появился. Какой-то производитель орехов, которому нужно пробиться, он пробивается, это понятно. Но вот как это происходит, механизм какой-то существует. И цели это служит наверняка не только "употребляй", эти орехи или эти новости.

Клёво я завернул, да? Сам не очень понял, о чём я.

 

 

Ольга Свешникова

9. Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

У меня такое интересное разделение, мне нравится глянец и гламур, мне нравится то, что он производит – глянцевые, гламурные фотографии, но если это не доходит до полного гротеска, где какие-нибудь совершенно третьесортные журналы, как Cosmopolitan, я не беру его в пример, там очень мало хороших фотографий, а вот именно такие глам-фото, которые я редко встречаю в журналах, в одном только видела, но забыла, как называется, московский журнал, в Питере его нет.

 Я видела то, что Элиара фотографирует, я в принципе тоже назвала бы это глам фото, мне это тоже очень нравится, я бы хотела, честно говоря, так же фотографировать. То, что из этого получается, то, как это люди трактуют-понимают, это уже совсем другое и я, честно говоря, не хочу к этому иметь никакого отношения, там, как обычно, есть несколько уровней: есть люди, которые врубаются, что это за культура, они понимают эти правила игры, они по ним играют, но они отдают себе в этом отчет, они перерабатывают эту культуру под себя. А большинство просто тупо копирует и, как правило, ничего из этого приятного не выходит.

 Поэтому гламур как творчество меня привлекает. Мне нравится, что люди делают ради этого, те концепции, которые они при этом создают, это креатив. Он может базироваться на какой-то классике и адаптироваться под массовую культуру, он рассчитан на широкого зрителя, но там опять же есть несколько слоев. То, что совершенно запредельно и понятно одному этому Гальяно, который это сделал и у которого культурный пласт огромный, и когда он делает какой-то череп на очках, он подразумевает совсем другое, чем те толпы молодежи, которые покупают эти очки.

У нас в сетке, когда я в общежитии жила, видимо, там есть какой-то факультет рекламщиков, и у кого-то было много скачено рекламы очень хорошей, найковская, адидасовская, где не просто эти танцующие фрукты дебильные, а когда реклама тоже как произведение искусства, концепция. Я собираю такую рекламу, если встречаю ее где-то, мне нравится ее смотреть и такую рекламу я готова потреблять и использовать ее, также как и всю массовую культуру, если она вот на таком уровне находится. Просто, как правило, ее очень мало делают, понятное дело, потому что иначе будут слишком большие требования у потребителей и придется больше напрягаться, больше делать и больше придумывать. По крайней мере у меня такое видение, что сознательно снижают планку, чтобы от них же меньше требовали.

Про спорт я раньше говорила, странно, что он в этом разделе. Не важно, каким видом спорта занимается человек. Это путь к преодолению себя, а это, на мой взгляд, всегда хорошо. Есть виды спорта, которые лично я не люблю – бокс, бидибилдинг. Потому что они направлены на разрушение. Но есть потребители этого. Почему нет? – лишь бы не мои близкие.

 

 

Владимир Колонцов

4. Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

Как я смотрю на массовую культуру? Массовая культура – эта культура, примерно одинаковая внутри какой-то большой совокупности людей. Мне кажется, что эта культура дополнительна к культуре каждого человека. Она может стать для него основной, если у него больше нет ничего существенного. Наверное, таких людей очень много. В то же время многие люди считают себя вне массовой культуры, они как бы за ней не следят, а занимаются, например, своей работой. Работу как-то трудно назвать массовой культурой, хотя в широком смысле она к ней принадлежит. Если человек ищет работу, работает, то скорее он это делает потому, что все остальные так делают. А ведь в жизни можно устроиться очень по-разному, и это не обязательно будет паразитическое существование.

В противоположность массовой культуре выделяют элитарную культуру, но я считаю, что в большинстве, то, что под этим понимают, есть такая же массовая культура. Я бы в противоположность массовой культуре поставил бы совокупность самостоятельных людей. Под самостоятельными людьми я понимаю людей, полагающихся на свой разум или на свою душу. Скорее, лучше полагаться на свой разум, чем на интуицию, но я не уверен – и на разум и на душу можно влиять извне, подчиняя их. Необходимо сделать оговорку, чтобы наше собственное сознание было достаточно сильным и развитым. Тогда массовую культуру можно понимать как культуру людей, которые сами её не создают, а только поддерживают – они совершают свои поступки, оглядываясь на остальных. Такая культура не есть наилучшая, потому что люди в ней, вместо того, чтобы выбирать лучшее, ограничиваются тем, что как у всех. Можно сказать, что это зато безопаснее, но я не согласен с этим, потому что обстановка вокруг нас способна меняться, флуктуировать – возникают ситуации, где старые решения не работают, или даже ведут к чему-то плохому.

Самостоятельные люди не разобщены, они имеют общую культуру, разум ведь у всех примерно одинаково работает, и вообще, мы – люди, а значит, у нас есть что-то общее. Такое истинно элитарное общество подчиняется более фундаментальным законам, нежели люди из массовой культуры.

Массовая культура изменяется либо сама по себе, развиваясь по своим законам, либо людьми, которые одним полушарием мозга находятся в массовой культуре, а другим – в элитарной. Ну и, конечно же, массовая культура меняется людьми из чистой элиты. Массовую культуру своей целью вряд ли кто будет ставить – в ней нет ничего особо хорошего. Её можно использовать только для достижения своих целей, либо разрушать её, чтобы спасти людей.

Что касается современной массовой культуры, то видно, что ею пользуются на полную катушку. Конечно, самой культурой не попользуешься, попользоваться можно людьми, на которых она влияет, её же можно только изучать, менять, создавать. Последние два пункта можно осуществлять, только имея цель. Причём не стоит надеяться, что эти массовые люди попали в хорошие руки, потому что использовать людей как средство уже не хорошо.

В общем, я понимаю под массовой культурой культуру испорченных людей, или испорченную культуру. Если у нас есть какие-нибудь хорошие традиции, например помощь слабым, взаимопомощь, то это не хочется называть массовой культурой, массовая культура – это что-то неестественное, неразумное.

Пример – спорт. Он, вроде бы, должен был быть создан для здоровья, но, на самом деле, как правило, спортсмены – это люди с ослабленным здоровьем из-за чересчур больших нагрузок, а болельщики – люди, ведущие малоподвижный образ жизни, пьянчужки. Есть, конечно, нечто среднее, но всё равно любительские занятия спортом обычно несистематичны. Хотя, если подойти разумно, то можно было бы создать различные системы тренировок, для разных целей. Для большинства – укрепление здоровья, для специальных людей – специальное развитие определённых физических качеств на достаточно высоком уровне без ущерба для здоровья. Человеческая цивилизация много уже подобного насоздавала, только это не пользуется популярностью в массах, а если и пользуется, то искажается, ухудшается.

Не знаю, что сказать о моде – это бред какой-то. Я признаю наличие у человека вкуса, который стоит развивать, признаю искусство, а в моде не знаю, что можно было бы признать.

Искушение – порок. Реклама искушает. Лучше бы её не было. Уверен, что можно было бы и без неё обойтись, если бы побольше было честных и серьёзных людей. В современном, нехорошем обществе без неё уже не обойтись. Её можно искоренить, только изменив общество и его идеологию. Добавлю одну забавную вещь: реклама – это, вроде, средство оповещения общества о товаре или о человеке, которого рекламируют, только из такой рекламы, которую нам дают, информации особенно и не почерпнёшь. В рекламе только лишь заявляют о существовании продукта и искушают.

Гламур, я так понимаю, есть следствие избалованности. Считаю, что те, кто зарабатывают на гламуре – разочарованные в жизни люди.

 

 

Ольга Артемьева

5. Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

Мое первое знакомство с рекламой было очень позитивным, когда на телевидении пошла реклама, я уж не помню, в каких это было годах, где-то 90-91, да? Реклама какого-то банка очень была забавная с ёжиком таким крутящимся… И уже тогда интереснее было смотреть рекламу, чем какой-то фильм. Собственно, и сейчас, за это время, очень многое изменилось, потому что, возвращаясь к политике, государству все равно нужны люди, которые будут задавать как можно меньше вопросов. И сейчас я смотрю на Андрюшу, и хотя у нас нет телевизора, но когда он получает к нему доступ, он от него не отходит, и даже не только во время мультиков, где тоже идет промывка мозгов. Они, по преимуществу, иностранные и не сказать, что они учат чему-то хорошему, доброму, вечному, и какой он после этих мультиков, это внушает серьезные такие мысли, очень печальные. Андрюха, чтобы его увлечь, ему достаточно какой-нибудь ерунды по телеку или по DVD, и ему хорошо, а мне нужна была (к вопросу о поколении) книга, то есть более такой вариант думающий, что ли. Все равно, когда человек читает, это больше идет на развитие, хотя бы навыка чтения, не говоря уж о фантазии.

Телевидение на Андрюшу хуже, чем DVD воздействует, потому что там есть реклама и потом, когда мы идем с ним в магазин… Так вот, вот этот человек, который постоянно перебивает, он уже готовый потребитель. Он уже сам не знает, чего ему хотеть в том или ином случае, это как зомбирование, какие игрушки, хотя это все ему не надо, но он не может объяснить, почему ему не надо и даже не может объяснить, почему надо, просто тупо хочется, что-то такое навязанное, навязанное желание. У меня тоже был такой период, как у всех детей, когда что-то такое яркое, красивое и у всех есть, естественно, возникает желание, чтобы и у тебя тоже было всё то же самое, что и у всех. И потом, когда здесь появилась возможность что-то покупать в отрыве от родителей, такое пришло отрезвление небольшое, что всё это навязанные ценности, а лично мне нужно что-то другое, что поесть, попить, а развлекаться можно не шопингом, а общением. Потому что сейчас идет как раз такое замечательное общество потребления, что снять стресс предлагают шопингом, в магазинах, новые коллекции. И в принципе я, наверное, не вписываюсь немного в этот поток, хотя вижу людей, которые в него так радостно булькнули, которым все это интересно, больше заработать и больше потратить, отдохнуть, где модно, съездить на Гоа, те, кто живёт по каким-то общепринятым законам. Если раньше это была там какая-нибудь шуба, то сейчас это такой вот перечень: квартира, машина, отдых на Гоа и последняя коллекция. И сейчас это уже так бодренько с детства закладывается, то есть пока это детские игрушки, но их разнообразие и ассортимент, конечно, пугает. В моем детстве было все гораздо меньше и скромнее.

И сейчас я смотрю на Алину и думаю, что через несколько лет мне будет заявлено, "мама купи мне то, хочу это, у всех это есть и вот к этому надо ещё такие дивайсы", и, конечно, вопрос, как от этого всего уберечься, стоит остро.

 

 

Николай Волков

5. Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

Если присмотреться, то в Москве можно заметить молодых людей похожих на всяких знаменитостей типа Сергея Зверева. От стиля одежды до прически. Лично я таким себя не вижу, и поддерживать такую тенденцию я не собираюсь.

Наша массовая культура оставляет желать лучшего. В чем причина я сказать не могу, возможно, из-за того, что каждый год мы в телевизоре видим все тех же любителей попрыгать под фанеру. Я не понимаю, как можно испытывать интерес еще к этим личностям.

Мне очень нравится телеканал 2Х2, я люблю советские и современные мультики. Более того, иногда просмотр этого канала меня расслабляет, наверное, из-за того, что там нет новостей о кризисе и прочей чепухи.

Также я являюсь поклонником искусства аниме. Японская культура имеет свои привлекательные черты. Но поначалу мне было сложно их разглядеть, так что первое впечатление об аниме у меня было как у большинства.

Наше общество потихоньку воспитывается. Воспитывается при этом не государством. Государство в этом особо не участвует. Участвуют в этом компании, которые занимаются предоставлением массовых услуг, такие крупные корпорации, которые заинтересованы в выработке определённых взглядов у граждан России. И любого государства, где они находятся. Идёт явная подмена стереотипов. Когда я это замечаю, я начинаю раздражаться, видя, как покупаются на это другие люди. У меня есть какой-то маленький иммунитет – противиться этому, остановиться и спросить себя, а нужно ли мне это. Конечно же, есть люди, которые этому не противятся и воспринимают это как должное. Они становятся управляемы, они начинают, как барашки, тупо делать то, что им говорят. Покупать, приобретать  и т.п.

Мне не нравится то, что у кого есть деньги и желание, и неважно, какой он идиот, все равно этого человека будут превозносить перед обществом в СМИ, тыкая в него пальцем и говоря, какой он хороший.

Мне очень нравилась позиция некоторых девушек, которые говорят “Своего любимого сразу не найдешь, пока не попробуешь с некоторыми, иначе не с чем будет сравнивать”. Очень интересно, что потом такие сравнивания могут затянуться, и количество счастливых пар от этого не увеличилось, а только уменьшилось, на мой взгляд. Современная культура диктует каждому человеку чрезмерную независимость. А подобные вещи, на мой взгляд, мешают построить нормальные отношения. Сейчас уже нельзя, как раньше, подойти просто на улице к девушке и познакомится, это очень большая редкость. Ну и вообще, такое свободное общение, как в 90-е, отсутствует. Люди стали более холодны, недоверчивы и закрыты. А у некоторых вообще появилась какая-то маниакальная потребность всем показывать, что все никто перед ним, любимым.

Кстати, одна история такая смешная была на метро Пушкинская. Вот этот Макдональдс знаменитый – подъезжают на пятёрке четыре простых пацанчика в спортивных костюмах (так мне друзья рассказывали), приехали в Макдональдс поесть. Они сидят там, кушают, подъезжает девушка на офигенной какой-то тачке, оттуда выходит водила, открывает ей дверь, она выходит в белых перчаточках… Когда она обратно заходила уже в эту машину, один из пацанчиков подбежал, подал ей руку, чтоб она в машину села, и как-то его рука успела дотронуться до ее, она сняла перчатку, за которую он её тронул, и демонстративно выбросила её в мусорку. На что он пнул её, и ботинок, которым пнул, снял и выбросил в ту же мусорку. Вот так человек не растерялся и ответил.

Я считаю, что подобных персонажей, типа Сергея Зверева должно быть меньше, пора появиться людям поинтересней. Ведь какой-то обыкновенный гомосек продвигается как ценная фигура в обществе, при этом ничего ценного он обществу не дает, кроме стрижки. Человек с яйцами в амплуа бабы-стервы.

 Как бы ни утверждали в Санкт-Петербурге, что именно таких в Москву и тянет, то же самое уже можно сказать и про них. “Добро пожаловать в клуб”, - могу им сказать. Просто как-то я ездил с друзьями в Питер на пати, отлично провели время, протанцевав до 5 утра, а потом еще до 6 гуляли по Питеру. Пати было просто отличное, ну и на пати, кроме несовершеннолетних подростков, как-то прошедших фейс-контроль, представителей сексуальных меньшинств тоже хватало. Один вид мужика в чулках и с веером вызывал смех. Ну, веер в такую жару еще можно было понять.

Если взять Екатеринбург, здесь культура тоже стремится к Москве, это я знаю от знакомых. У меня там есть пара товарищей по работе, помню, даже приглашали меня туда пожить у них. Там тоже появляется всё то же самое, что есть у нас, глянцевые журналы, глобальный пати, гламур, пивные фестивали.

Еще есть такое интересное явление, это всякие транс-фестивали, которые организовывают в каком-нибудь  лесу, "будем танцевать в заброшенном ТЭЦ или в заброшенном трамвайном депо, но при этом мы не скажем владельцам и не сообщим местным властям, что у нас тут что-то будет". Самое интересное, когда это в лесу устраивают, то тупо собирают молодёжь, уезжают в Подмосковье, там устраивают полевые удобства, пару туалетов и т.п. В таких местах хорошо, наверное, идут на продажу наркотики, пиво. А потом приезжает глава местного колхоза, видит большую толпу у себя на участке: "Кто вам дал разрешение? А кто вы такие?", а там колонки уже, диджеи, толпа,  ну, в общем лишь бы дать народу повеселиться и, самое главное, бабла срубить.

Очень здорово рекламируют пиво. Если раньше было много рекламы, куда не сунься, то после того, как появились ограничения во времени показа и количестве рекламы пива, оно полилось рекой в разных молодежных сериалах. На самом деле, что бы ни говорили, пиво – обыкновенная отрава, как и сигареты, я имею в виду то, что производится на территории России, и к этому относятся иностранные бренды. Для меня пиво, сигареты и поход в Макдональдс – это просто синонимы. А тот факт, что этот напиток, мягко говоря, нам впихивают, вызывает у меня еще большее отвращение к нему.

 

 

Яркая

5. Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

К спорту отношусь не очень хорошо, настороженно. Потому что многие спортсмены перенапрягаются, и ничего хорошего из этого не выходит. В профессиональном спорте мне нравится здоровый дух соревнования. Не нравится вся эта развитая индустрия химической промышленности. Получается, что спортсмены занимают первые места, а по сути это ученые разных стран соревнуются в создании стероидов (или что они там употребляют). У меня есть знакомая девушка, которая занимается уже профессионально фехтованием, и хочет стать мастером спорта, а потом министром спорта, хотя я этого не понимаю. Мастер спорта хоть дает какие-то привилегии для поступления в институты, а министр вообще что делает? Наверное, организовывает мероприятия.

Телевидение – это один из рычагов управления массовым сознанием людей. Если смотреть его каждый день (даже можно и не каждый), то у человека меняются мозги. Люди как подопытные кролики, смотрят ТВ и рекламу, а потом под их "вкусы", сформировавшиеся в результате такого промывания мозгов, делают вещи, которые люди покупают…

Так называемый гламур меня никогда не радовал. У меня он ассоциируется со словом "мурр". Я даже с началом процветания гламура стала почти ненавидеть розовый цвет.

Власть имущие искусно управляют сознанием людей, и в этом им помогает телевидение, реклама, всяческая пропаганда фальшивых ценностей.

Но я не хочу сказать, что телевизор – это всегда плохо. По ящику можно узнать много нового и интересного. Каждому человеку – своё. Главное – оставаться человеком, а не пожирать чипсы перед голубым экраном, как делают слабовольные люди.

Но я думаю, что даже новости в какой-то степени перевираются, так как они отражают данные официальной информации, которая может работать чисто для прикрытия.

Массовыми в литературе, например, стали Донцова, Пауло Коэльо и Гарри Поттер. Всерьёз я читала Коэльо года 4 назад. Но с первой же книги, Алхимик, я поняла, что он повторяет одну и ту же мысль, и мне надоело читать, но до конца дочитала.

Люблю читать, пытаюсь читать больше.  Сейчас читаю книгу Льва Успенского Слово о словах. Имя дома твоего. Там очень много о происхождении слов и об их возникновении. Очень интересно!

В интернете широко используется язык падонкафф. Он проник во все сферы деятельности. Меня он забавляет.

Энди Уорхол создал новую популярную культуру. Он как бы поменял сознание людей, говоря, что банки с томатным супом Кэмбпелл - тоже искусство. Он показал пошлость культуры массового потребления.

Сейчас стала популярна социалистическая культура. Старое вновь приходит. Народ вспоминает, что было во время войны, плакаты типа Молчи, Долой кухонное рабство, Нет (с изображением человека, отказывающегося от спиртного) стали модными. И я думаю, что это неплохо.

Голливудские фильмы не очень люблю. Это уже настолько у большинства людей в крови, что иногда становится тошно.

 

 

Ольга Иванова

 

4. Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

 

С массовой культурой всё очень интересно. К примеру, В контакте, у кого ни глянешь, все пишут, что телевизор не смотрят.

А я уверена, что нифига, смотрят, но стесняются.

Я вот, признаюсь, смотрю иногда сериалы по стс. Но разве об этом кому скажешь? Это же позор. И гипноящик, и сериалы – это все дурной тон.

С другой стороны, для всех "инакомыслящих" есть своя культура, ничуть не менее массовая. И уж, конечно, она давно не "контр".

Кажется, наше поколение это осознало и делает попытки "вырваться", т.е. стать более независимыми.

Насколько успешно – трудно сказать.

И на старуху находится проруха.

Опять же, для тех, кому телевизор смотреть западло, есть интернет, а в нем все та же массовая культура.

 

Более того, она массовая как никогда.

 

Про спорт ничего сказать не могу. Не думаю, что он популярен. У меня нет ни одного более или менее профессионального спортсмена из ровесников.

Зато тьма тьмущая бордеров. Ну, это как бы тоже спорт.

Лыжники есть, йоги, капоэйрщики, дзюдоисты, но все занимаются спортом для себя.

Мода… Ну, куда от нее денешься. Наше поколение, как любое другое, ей следует.

Притом, "модные" журналы редко кто читает, но выглядят все всё равно очень похоже. Кеды, толстовки, балетки, дреды, арафатки

Я давно не видела столько одинаковых людей, как последние лет пять.

 

С рекламой то же самое. Все потребляют брендовые вещи, от этого тоже никуда не денешься.

Что касается гламура, то это слово такое, с плохой репутацией.

Но, мне кажется, среди моих сверстников "гламурных" гораздо меньше, чем на год младше и так далее.

Это очень хорошо было в институте заметно.

На нашем курсе и старше, гламурных были единицы, а уже на год младше – там поголовно.

Так что это не наша фишка.

 

Hosted by uCoz