Елизавета Парфёнова

5. Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

Отношение к массовой культуре - то, о чем в начале мы говорили: чем старше становишься, тем больше формируются интересы, лично я с возрастом от массовой культуры совсем открепилась. Круг общения сузился, и всё меньше вокруг меня случайных людей, с которыми у вас нет ничего общего, кроме каких-то обязанностей в социальном институте, тех, кто интересуется собственно этой массовой культурой и может с тобой поделиться знанием о ней. Откровенную попсу, например, я не слушаю, это не музыка. Я слушаю музыку, которая мне нравится, имеет художественную ценность. Конечно, это тоже своего рода популярная музыка, будь она совсем непопулярной, мы бы ее просто не смогли бы найти. То же самое с фильмами, например. Спортом я не интересуюсь, как и телевидением (про него я сказала в СМИ) – это сплошной интертэймент.

Модой интересуюсь, всё-таки я девочка. Но мода – это же понятие широкое, мода может быть на всё что угодно…

Мода – это нечто самое популярное в определенный отрезок времени в большом кругу людей, самое популярное занятие, музыка, например. Чем больше народу любит или интересуется именно этим  - тем больше масштаб моды. Мода в одежде или музыке 60-х, 70-х, 80-х например. Одно время среди молодежи было модно слушать джаз, а сейчас рок, например. Быть модным – значит быть в струе, следить за переменами стилей, за тем что актуально. Гламур – модное сейчас словечко. Вообще, этот термин чем-то таким неприятным, дурно пахнущим, отдает – "блеск", значит, опять деньги. Говорят, если дерьмо приснится – это к деньгам. Такие ассоциации у меня с гламуром. Можно на тему гламура пошутить, пообсуждать в кругу подруг во время светской болтовни, можно как-то всю эту массовую культуру оценивать со стороны, от нечего делать, но для того, чтобы к этому как-то относиться, разбираться в этом, нужно быть в этой тусовке. В молодежной массовой культуре важно быть модно одетым, ходить в модные клубы, т.е. опять же массовая мода - мода на ценности материальные, те же товары и услуги.

Следить за модой в одежде - большая заморочка, по-моему, модные вещи всегда самые дорогие, нужно много времени на чтение модных журналов, отслеживание модных тенденций, время на походы по магазинам, и много денег, перемена мод происходит быстро – одежда – это бизнес в первую очередь, то что будет модно в новом сезоне, придумывает маленькая кучка модельеров. Чтобы убедить людей, что это модно и продать товар – нужна реклама – опять же СМИ: телевидение, море глянцевых журналов живут за счет денег рекламодателей. А рекламодатели, продавцы - за счет денег потребителей. А потребитель это, получается, я, точнее я  - только потребитель и кошелек с деньгами для всей этой системы. То есть, чтоб быть модным, нужно сразу настроиться вести какой-то своеобразный образ жизни, связанный с вещами. Это, в свою очередь, значит, что нужно себя в какие-то рамки, очень сомнительные, загнать, стать ограниченным, и сразу много лишних дел появится в жизни – бесполезная трата времени. Основной вопрос: зачем всё это нужно, для чего я вообще живу, неужели, чтоб только потреблять материальные ценности, заниматься подобной мелочной херней? Сразу задумываешься о праве выбора, воле. Ведь хочется быть свободным в своих решениях, независимым от моды и рекламы. Главное, чтоб мне доставляло удовольствие, то, чем я занимаюсь, чтобы в гармонии с самим собой пребывать в первую очередь.

Конечно мне не все равно, что происходит в мире, в обществе, чем интересуется молодежь (тут от массовой культуры никуда не денешься), но это не любопытство, не желание следовать или не следовать тенденциям. Мне важна философская составляющая происходящего, смысл исторических процессов, экзистенциальная суть явлений: к чему движется вообще наша цивилизация, общество массового потребления, где мы сейчас, на горе или на краю колодца? Вряд ли на горе.

 

Hosted by uCoz