Иван Степанов
6. Массовая культура, спорт,
телевидение, мода, реклама, гламур
Хорошо
создана машина, сформирована органично, потому что она необходима, может быть,
работает очень клёво. Есть
спрос и предложение. Спрос: "наслаждайся", и предложение, действительно,
вполне компенсирует спрос, наслаждаться можешь как угодно. Смысла существования
такого явления как массовая культура не вижу. Потребление само по себе или
потребление каких-то других вещей потреблением с помощью массовой культуры,
трудов каких-то писателей, то же пособие в институте, которое я показывал,
"Труды философов. Тезисы". Познание тоже как аттракцион.
Мода и гламур – вещь отдельная от массовой культуры. По сути, то
же самое, ты потребляешь и наслаждаешься, можно назвать это суб-культурой. Мода – это украшательство. В этом
можно, в принципе, разглядеть какой-то эстетический момент... Да и вообще, во
всём можно найти эстетику, просто здесь это выводится на первый план. Популярно
жёлтое пятно на жопе на красных штанах, а сверху
такой-то топ. И никто из моих знакомых, он журналы не читает и вообще в этом не
участвует, он не в курсе, что модно, но на нём появляется в определённый момент
это жёлтое пятно на жопе на красных штанах с таким-то
топом. Хотя это довольно логично, потому что наиболее модные товары ты
покупаешь просто и только таким образом в этом участвуешь. Не нужно искать
специально. Работает так же, как массовая культура, ты, в общем, не ищешь
ничего, просто рот открывай и туда бублики летят.
Мультик какой-то был про двух чуваков,
которые за Ваню даже ели конфеты. Просто открывай рот
и будут за тебя кушать конфеты. Такое метание конфет. Не вкусно и наслаждения
нет, но прикольно. Летят конфеты, за тебя их даже едят, уже даже жевать не надо. Существование
обычного человека-муравья. Зачем жить тогда какому-нибудь инженеру Васильеву,
который всю жизнь провёл на заводе и знает, как закручивать гайки.
Спорт –
это к теме новостей. Есть новости о политике, есть новости о погоде, когда тебе
в принципе не интересна погода, ты всё равно завтра дома проваляешься, а потом
ты придёшь в офис и там посидишь, и то, ты это сделаешь на автомобиле, и тебя в
принципе это не касается. Где там бури магнитные или ещё что. У тебя нет
шалаша, в котором ты живёшь, и если вдруг пойдёт град, то надо подготовиться,
урожай укрыть. Как русские победили в чемпионате, это хорошо. А в итоге
проиграли где-то ещё, и это плохо. Это с одной стороны. С другой стороны, спорт-бары, например, есть. Можно приходить просто в бар нажираться, а можно приходить, как в кино, только здесь
можно бухать, курить и орать, потом выйти из бара: "Рассия!!!"
– тоже клёво. Какая-то,
может, даже общность с людьми, может, ради этого.
Матч когда был, выиграли, чуваки
на улицы вышли, незнакомые совершенно, гопы какие-то,
упыри, которые если вот так встретились с теми, кто с ними же был на улице,
какие-то мальчики в очочках, если бы они встретились,
то эти очочки были б разбиты, и мальчик бы очень
громко кричал, а тут они вместе орут "Россия!", обнимаются, и вообще,
всё клёво. И тут взгляд переводится на рекламный щит,
на котором написано: "Пиво Holsten, пиво чемпионов. Официальный
спонсор по футболу". И они идут вместе употреблять это пивко. Реклама
должна быть всегда к месту.
Тонко
продуманы все эти механизмы, тоньше, чем кажется. Как айсберг – на поверхности
вещь, которая негативно воспринимается, но почему-то работает всё очень классно. Всё равно все ходят с этим пятном на жопе, хотя могут купить джинсы. И смысл существования таких
явлений как реклама или массовая культура - они очень смежны.
Одно к другому – только так это может функционировать. И не факт, что только
ради цели "Употребляй и наслаждайся". Непонятно, является ли это
разбросанной системой, есть пиво Holsten, делает оно рекламу, есть
чемпионат России, есть человек, который занимается промоушном
и располагает надписи Holsten на сиденьях, и у них
общий интерес, собрались – сделали. А есть ещё рядом другой стадион, там другие
люди, другие бренды и другие марки. Кроме того, есть
такая фирма как Nescafe, которой тоже нужно сделать рекламный щит. Есть такой ощущение, что это
функционирует как система, связная и очень продуманная. Каждый элемент, он не
просто так появился. Какой-то производитель орехов, которому нужно пробиться,
он пробивается, это понятно. Но вот как это происходит, механизм какой-то
существует. И цели это служит наверняка не только "употребляй", эти
орехи или эти новости.
Клёво я
завернул, да? Сам не очень понял, о чём я.