Иван Степанов

6. Массовая культура, спорт, телевидение, мода, реклама, гламур

Хорошо создана машина, сформирована органично, потому что она необходима, может быть, работает очень клёво. Есть спрос и предложение. Спрос: "наслаждайся", и предложение, действительно, вполне компенсирует спрос, наслаждаться можешь как угодно. Смысла существования такого явления как массовая культура не вижу. Потребление само по себе или потребление каких-то других вещей потреблением с помощью массовой культуры, трудов каких-то писателей, то же пособие в институте, которое я показывал, "Труды философов. Тезисы". Познание тоже как аттракцион.

Мода и гламур – вещь отдельная от массовой культуры. По сути, то же самое, ты потребляешь и наслаждаешься, можно назвать это суб-культурой. Мода – это украшательство. В этом можно, в принципе, разглядеть какой-то эстетический момент... Да и вообще, во всём можно найти эстетику, просто здесь это выводится на первый план. Популярно жёлтое пятно на жопе на красных штанах, а сверху такой-то топ. И никто из моих знакомых, он журналы не читает и вообще в этом не участвует, он не в курсе, что модно, но на нём появляется в определённый момент это жёлтое пятно на жопе на красных штанах с таким-то топом. Хотя это довольно логично, потому что наиболее модные товары ты покупаешь просто и только таким образом в этом участвуешь. Не нужно искать специально. Работает так же, как массовая культура, ты, в общем, не ищешь ничего, просто рот открывай и туда бублики летят. Мультик какой-то был про двух чуваков, которые за Ваню даже ели конфеты. Просто открывай рот и будут за тебя кушать конфеты. Такое метание конфет. Не вкусно и наслаждения нет, но прикольно. Летят конфеты, за тебя их даже едят, уже даже жевать не надо. Существование обычного человека-муравья. Зачем жить тогда какому-нибудь инженеру Васильеву, который всю жизнь провёл на заводе и знает, как закручивать гайки.

Спорт – это к теме новостей. Есть новости о политике, есть новости о погоде, когда тебе в принципе не интересна погода, ты всё равно завтра дома проваляешься, а потом ты придёшь в офис и там посидишь, и то, ты это сделаешь на автомобиле, и тебя в принципе это не касается. Где там бури магнитные или ещё что. У тебя нет шалаша, в котором ты живёшь, и если вдруг пойдёт град, то надо подготовиться, урожай укрыть. Как русские победили в чемпионате, это хорошо. А в итоге проиграли где-то ещё, и это плохо. Это с одной стороны. С другой стороны, спорт-бары, например, есть. Можно приходить просто в бар нажираться, а можно приходить, как в кино, только здесь можно бухать, курить и орать, потом выйти из бара: "Рассия!!!" – тоже клёво. Какая-то, может, даже общность с людьми, может, ради этого.

Матч когда был, выиграли, чуваки на улицы вышли, незнакомые совершенно, гопы какие-то, упыри, которые если вот так встретились с теми, кто с ними же был на улице, какие-то мальчики в очочках, если бы они встретились, то эти очочки были б разбиты, и мальчик бы очень громко кричал, а тут они вместе орут "Россия!", обнимаются, и вообще, всё клёво. И тут взгляд переводится на рекламный щит, на котором написано: "Пиво Holsten, пиво чемпионов. Официальный спонсор по футболу". И они идут вместе употреблять это пивко. Реклама должна быть всегда к месту.

Тонко продуманы все эти механизмы, тоньше, чем кажется. Как айсберг – на поверхности вещь, которая негативно воспринимается, но почему-то работает всё очень классно. Всё равно все ходят с этим пятном на жопе, хотя могут купить джинсы. И смысл существования таких явлений как реклама или массовая культура - они очень смежны. Одно к другому – только так это может функционировать. И не факт, что только ради цели "Употребляй и наслаждайся". Непонятно, является ли это разбросанной системой, есть пиво Holsten, делает оно рекламу, есть чемпионат России, есть человек, который занимается промоушном и располагает надписи Holsten на сиденьях, и у них общий интерес, собрались – сделали. А есть ещё рядом другой стадион, там другие люди, другие бренды и другие марки. Кроме того, есть такая фирма как Nescafe, которой тоже нужно сделать рекламный щит. Есть такой ощущение, что это функционирует как система, связная и очень продуманная. Каждый элемент, он не просто так появился. Какой-то производитель орехов, которому нужно пробиться, он пробивается, это понятно. Но вот как это происходит, механизм какой-то существует. И цели это служит наверняка не только "употребляй", эти орехи или эти новости.

Клёво я завернул, да? Сам не очень понял, о чём я.

Hosted by uCoz