Ольга Артемьева
5. Массовая культура, спорт,
телевидение, мода, реклама, гламур
Мое первое знакомство с рекламой было очень
позитивным, когда на телевидении пошла реклама, я уж не помню, в каких это было
годах, где-то 90-91, да? Реклама какого-то банка очень была забавная с ёжиком
таким крутящимся… И уже тогда интереснее было смотреть
рекламу, чем какой-то фильм. Собственно, и сейчас, за это время, очень многое
изменилось, потому что, возвращаясь к политике, государству все равно нужны
люди, которые будут задавать как можно меньше вопросов. И сейчас я смотрю на
Андрюшу, и хотя у нас нет телевизора, но когда он получает к нему доступ, он от
него не отходит, и даже не только во время мультиков, где тоже идет промывка
мозгов. Они, по преимуществу, иностранные и не сказать, что они учат чему-то
хорошему, доброму, вечному, и какой он после этих мультиков, это внушает
серьезные такие мысли, очень печальные. Андрюха, чтобы его увлечь, ему
достаточно какой-нибудь ерунды по телеку или по DVD, и ему хорошо, а мне нужна была (к вопросу о
поколении) книга, то есть более такой вариант думающий, что ли. Все равно,
когда человек читает, это больше идет на развитие, хотя бы навыка чтения, не
говоря уж о фантазии.
Телевидение на Андрюшу хуже, чем DVD воздействует,
потому что там есть реклама и потом, когда мы идем с ним в магазин… Так вот, вот этот человек, который постоянно перебивает,
он уже готовый потребитель. Он уже сам не знает, чего ему
хотеть в том или ином случае, это как зомбирование,
какие игрушки, хотя это все ему не надо, но он не может объяснить, почему ему
не надо и даже не может объяснить, почему надо, просто тупо хочется, что-то
такое навязанное, навязанное желание. У меня тоже был такой период, как
у всех детей, когда что-то такое яркое, красивое и у всех есть, естественно,
возникает желание, чтобы и у тебя тоже было всё то же самое, что и у всех. И
потом, когда здесь появилась возможность что-то покупать в отрыве от родителей,
такое пришло отрезвление небольшое, что всё это навязанные ценности, а лично
мне нужно что-то другое, что поесть, попить, а развлекаться можно не шопингом, а общением. Потому что сейчас идет как раз такое
замечательное общество потребления, что снять стресс предлагают шопингом, в магазинах, новые коллекции. И в принципе я,
наверное, не вписываюсь немного в этот поток, хотя вижу людей, которые в него
так радостно булькнули, которым все это интересно, больше заработать и больше
потратить, отдохнуть, где модно, съездить на Гоа, те,
кто живёт по каким-то общепринятым законам. Если раньше это была там
какая-нибудь шуба, то сейчас это такой вот перечень: квартира, машина, отдых на
Гоа и последняя коллекция. И сейчас это уже так
бодренько с детства закладывается, то есть пока это детские игрушки, но их
разнообразие и ассортимент, конечно, пугает. В моем детстве было все гораздо
меньше и скромнее.
И сейчас я смотрю на Алину и думаю, что через
несколько лет мне будет заявлено, "мама купи мне то, хочу это, у всех это
есть и вот к этому надо ещё такие дивайсы",
и, конечно, вопрос, как от этого всего уберечься, стоит остро.