Иветта Воронова

7. Философия, религия, мистика, природа

Это, наверное, самый правильный способ воспитания себя как полноценной личности, не с той точки зрения, что ты должен уметь читать, писать и говорить, и желательно грамотно, а именно с точки зрения восприятия себя в этом мире. Только не религия, а вера и понимание своего предназначения, философия своей жизни, важно найти, нащупать эту линию, понять её и стараться во что бы это ни стало не уходить с этой линии, а если сворачиваешь, четко осознавать, что тебе по голове стукнут и вернут обратно.

Можно как угодно ходить, но, на мой взгляд, ты все равно придешь из точки А в точку Б, это как отрезок на прямой, ты можешь ехать по дороге, я, допустим, с Охотного ряда начала бы двигаться и двигалась тупо прямо, Тверская, потом Тверская-Ямская, потом Ленинградское шоссе, потом МКАД. Самый короткий, самый правильный и самый насыщенный путь из точки А в точку Б – это по прямой. Но люди – существа любознательные и не лишенные искушений и грехов. Они периодически сворачивают, вот как если бы я заезжала в каждый двор – направо и налево. Я бы шла очень долго, а если бы мой путь раньше оборвался, я меньше успела бы. Но так или иначе, на мой взгляд, всё создано таким образом, что тебя всё равно возвращает на эту дорогу. Ты с нее уходишь, а потом тебя возвращает и ты думаешь, блин, наверное, это судьба или высшая сила.

Да в общем-то другого способа и не должно быть, как понять себя и развиться как человеку. Мы как смертные, как созданные Богом, зависящие от энергий и от всего остального, другого-то варианта нет, в книжках ты это вряд ли прочтешь. Другое дело, что когда всё это начинает получать человеческий облик, это уже воспринимается гораздо тяжелее.

Я не воспринимаю религию как понятие. Религия идет от человека. И наверное кто-то мне скажет: "Нет! Божьи руки, они находятся благодаря нам сегодняшним, мы, собственно, доносим смысл написанного, переданного Богом". Честно говоря, я считаю, что это полный бред.

В силу того, что люди рождаются, может быть, безгрешными изначально, хотя, в принципе, считается, что дети отягощаются ещё грехами родителей, не говоря уже о тех детях, которые в принципе зачаты в греховной связи, они уже рождаются как иллюстрация грехов. И когда этот человек по прошествии 14-ти лет хорошего подросткового греха, который в принципе всем нам свойственен, начиная с лжи, краж – все, что дети делают пусть и маленьких масштабах, когда мама говорит: "Не ешь сладкое до ужина", - а семилетний ребенок находит сладкое и съедает, он сразу два греха делает, он ворует и говорит маме, что не ел, - и эти же люди потом, пройдя, как ни абсурдно это звучит, курс обучения, а любое получение образования в семинарии, школе, где учат правильно говорить и громко петь, – это обучение, потом мне, грешному богобоязненному человеку, кладут руку на голову и говорят: "Отпускаю все твои грехи", - и в этот момент мне должно, типа, стать легче. Я этого не понимаю. Во-первых, вам самим не стыдно, если у вас есть совесть, если вы живете в монастыре или работаете, они же работают, они не служат Богу, они именно работают.

Взять вообще нашу страну, это печальная ситуация. Церковь всегда была как отдельный аппарат управления и влияния на народ. У нас есть два государства – Россия и церковь, два президента: Медведев с компанией и Алексий II тоже с компанией.

Наверное, в церковь ходить надо, но, наверное, с культурной точки зрения, а не с точки зрения веры. По-хорошему представать перед Богом или обращаться к Богу, как требует большая часть мировых религий – до этого вообще ничего нельзя делать дня три, если мне не изменяет память, я глубоко не вдавалась в эти подробности, но мусульманам до первой молитвы нельзя ни пить, ни есть, ничего, а православные, насколько я знаю, не могут в этот день работать, мыть голову, заниматься сексом накануне ночью, т.е. они должны представать в чистом виде на воскресную службу. А у нас приходят хорошо, если не с панели, подвязавшись платком, встает, ставит свечку. А количество святых, которые были в свое время причислены к лику святых Ватиканским папой черт пойми каким-то, кем-то выбранным на тайном голосовании еще двенадцатью такими же! И он будет решать!

 Я уважаю мать Терезу, она замечательная женщина, она у нас теперь причислена к лику святых, теперь ей мой ребенок или моя внучка пойдет и поставит свечку. Она жила, она делала, она жила правильно с точки зрения ее миссии и ее восприятия Бога, она жила правильно. Но она не святая! То же самое, что сейчас идет обсуждение, чтобы Диану причислить к мученикам и святым. Ведь на самом деле именно милосердие Божие именно и подразумевает, что не обязательно нам всем приходить к душевной гармонии с Ним, к налаженной связи с Ним через мучения, абсолютно нет. Я думаю, что Он сам был бы рад, если бы мы все не мучились, если бы мы сразу с детства понимали, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя. Почему считается, что чем больше человек мучался при жизни, тем он более святой после смерти! Когда я маме задала какой-то вопрос по поводу святых, оказывается у нас самый святой из святых – это был какой-то там Николай Чудотворец, только потому что при жизни он чего только там не пережил.

Николая II тоже собираются причислить к лику святых. Уже, значит, через пару десятков лет будут иконы с его изображением.

Да, прогресс не стоит на месте. Мы найдём фанатов каждому по потребностям. Кто хочет верить в Мерилина Мэнсона -  причислим его к лику святых, в царя Николая II, как своего Бога, ну тоже сейчас икону пойдем повесим. Это не правильно и это не воспитывает тебя. Это тебе говорит еще полсотни "нельзя", которые на самом деле не все такие уж нельзя, так скажем.

У меня общение с церковью началось в детстве, как и у всех, меня крестили, против крещения я ничего в принципе не имею, хотя тоже считаю, что ритуал – это понятие языческое все-таки. Я не помню, что то, что мы читали из последних дней жизни Христа, то, что даже потом экранизировалось, было связано с обрядами, он не делал никаких сумасшедших обрядов, которые церковь подразумевает. Это же тоже театр. Наверное, может быть, это будет звучать несколько богохульственно, но вот крестный ход на Пасху – ребята, Иисус Христос шел с огромным крестом, огромное расстояние на дикой жаре. А вы делаете в три часа ночи два круга вокруг храма Христа Спасителя, это не имеет никакого отношения к крестному ходу. Да, вы молодцы, вы верите, но можно это показать Господу не путем пародии. Можешь съездить туда, на ту гору, прикоснуться, попросить прощения или чего-то еще. Но вокруг храма Христа Спасителя… Вот в этот момент мне лично хочется застрелиться. Но я понимаю, что суицид – немалый грех и это меня останавливает.

У меня был опыт общения с церковнослужителем, не с самым плохим – с Алексием II, потому что бабушка один из концертов давала как раз в храме Христа Спасителя как раз после восстановления, и мы были у него в загородной резиденции. Есть хорошее русское выражение, не при ребенке будет сказано: "Я ебал!", от того, как у патриарха всея Руси. Наверное, ему в его семинарии не объясняли, что понятие чревоугодие не заканчивается едой и сексом. Это грех, который распространяется абсолютно на всё. Из стопроцентного шелка простыни, на которых он спит, огромное количество золота, серебра, всяких картин, репродукций и всего остального. Понятно, что он это не покупает, может быть, ему это дарят, но он не продает и не раздает бедным в пасхальный день. Он в этом живет, он ест и пьет во время великого поста. Почему? Потому что у него там где-то какое-то хроническое заболевание, ему нельзя поститься. Мне было лет 13 и у меня был легкий шок. И родители объяснили, что дойти до Бога не есть пройти через церковь. Это не есть путь, позвонить можно по телефону, а можно еще как-то донести информацию, и не обязательно всегда пользоваться церковью.

Туда стараюсь не ходить. Понимаю, что в силу каких-то там обстоятельств приходится туда ходить, но я к этому отношусь с определенного рода иронией. Не тянет, не было такого, чтобы меня тянуло в церковь. 

Касательно других религий, я считаю, что любая религия, если ты выбираешь, самый простой и он же самый сложный путь проживания, это прожить свою жизнь, отдать ее на служение Богу, не важно, в какого именно ты веришь, но это должна быть абсолютно ортодоксальная религия, где из 24-х часов 20 посвящено молитвам, общению, попыткам найти ответы на свои вопросы, ожидание озарения, каких-то таких вещей, т.е. когда ты действительно выворачиваешься внутрь, а остальные 4 часа ты тратишь на какие-то элементарные бытовые вещи.

Вообще из всех религий у моего поколения, наверное, самая популярная – это буддизм. Не потому, что они все его принимают поголовно, но они все считают его правильным. Когда их спрашиваешь, а почему, большинство из них говорит, что это самая свободная религия. Там же можно, грубо говоря, так, что "не нравится наша религия, пойди потусуйся в другую, потом вернешься". Не знаю, я никогда не вдавалась в историю этой религии и в основные ее каноны. Но я сама была в Индии, видела миллиард и еще миллион статуй Будды. Понимаешь, что фанатизм сродни Гитлера еще жив на нашей планете. Хотя это, наверное, уже перебор, когда в каждой лавке… То есть это как если бы у нас в каждом магазине были бы кресты. Ходить по улице было бы неприятно. И там – ты ходишь, на тебя все это давит. Может быть, не так, в силу того, что все и так там красочно, в серой Москве серые бы кресты – это точно было бы как на кладбище.

Близка мне такая религия как мусульманство. Она мне близка с точки зрения восприятия женщины в этой религии, но не в её ортодоксальной форме. Да, женщина создана для того, чтобы мужчине облегчить жизнь, сделать ее более счастливой и так далее. А то, что они запрещают своим женщинам работать – это тоже не есть хорошо, не есть правильно, потому что она тоже должна развиваться, в том числе и духовно.

Касательно любой христианской религии, я считаю, что это не имеет права на жизнь в принципе.

Иудаизм, вообще к нему вопросов нет, хотя опять-таки, а почему они отдельная религия, а почему они вообще отделились от христианства как такового, ведь события, которые происходили с Христом, они происходили на иудейской земле. И в Израиль, столицу иудейской религии, мы ездим к православным святыням, наверное, это абсурд.

Христианство более продаваемо, популярно. В Америке у нас все католики, ходят по воскресеньям в церковь и так далее.

То есть это опять же часть социальной жизни, это то же, что два раза в месяц надо сходить в театр и два раза в месяц отстоять службу. В царские времена вообще не было по-другому, что это за брак, если вас не венчали?

Но для меня общение с Богом – это общение с Ним сугубо наедине в тот момент, когда ты расслаблен. Ты садишься, выключаешь свет, я даже не ставлю музыку, просто такой наркотический залип в стену с определенными такими разговорами внутренними, причем у меня не строится общение из разряда, "а сделай так, дай так, пойми так и прости так". У меня начинается просто тупо самоанализ и, так как я свято верю в то, что Он слышит все, включая и все мысли, то Он слышит и процесс моего рассуждения. Зачастую у детей ответ в школе у доски учителя не устраивает, получилось 25, а ему интересно, правильно ли ребенок мыслит, что он пришел к этим двадцати пяти, не угадал ли он случайно. То же самое и здесь, сказать: "Господи, прости и отпусти наши грехи, – это, может быть и верно, но это должна быть финальная точка. И это не есть осознание через раскаяние, если Он не может услышать, увидеть, как ты к этому пришел. А все остальное для меня – это, действительно, требования социума, общества, поэтому, по большому счету, мне абсолютно всё равно, в какой религии я буду жить: с крестом на шее, со звездой Давида или с Кораном – не имеет никакого принципиального значения, для меня это не является и не может быть принципом. Многие мои подруги сталкивались с тем, что их муж другой религии, шли на принцип и отказывались менять вероисповедание. И я в этот момент пыталась объяснить всем и каждому, что вероисповедание и религия, как ты исповедуешь свою веру – в церкви, в костеле или в мечети – нет, наверное, имелось что-то глубокое, как ты к ней идешь, насколько ты к ней близок и так далее. В общем-то, рада, что многих смогла переубедить, но по сути своей… Если у меня муж будет иудеем, значит у меня будет звезда Давида на шее и Ханука – любимый праздник моих детей, будет это мусульманин – значит все будет несколько по-другому, за исключением хиджаба – к этому я пока не готова, по крайней мере пока, я к этому еще не пришла, хотя это тоже мелочи, наверное. Вот, собственно, это мое восприятие.

Касательно кармы, космоса, энергий и так далее, безусловно, мы от всего этого зависим, безусловно, это в нас движется, мы не противопоставляем Господу силу, она должна по идее работать в сотрудничестве. То есть, он создал за семь дней мир, соответственно, Он дал нам энергию воды, земли, воздуха, огня и всего остального, в принципе, Он нам дал ответы, какие-то ключи к пониманию к тому, как к нему прийти. Все, что от нас требуется, это эти ключи собственно говоря, прочитать. И потреблять энергию того, что нам дается в тот или иной момент.

Касательно эктрасенсорики, мистики… В экстрасенсов верю в силу того, что есть один знакомый близкий экстрасенс, который очень долго работал с нашей семьей, и я бы рада поверить, да он не ошибается – такая ситуация. Я, наверное из тех людей, которые будут верить, пока мне не будет доказано обратное. Но это распространяется на науку, религию, мистику и всякое такое, если говорить о людях, я до конца буду не верить, если мне не докажут обратное. Это другое, человек слаб, и я не готова так рисковать. Поэтому я конечно безусловно верю в то, что что-то есть.

А вот жизнь после смерти… наверное, после Судного дня я что-то плохо себе представляю. Хорошо бы, если бы была реинкарнация, хорошо бы, если бы сохранялся статус, т.е. не хотелось бы стать муравьем, в общем-то, а зачем? Есть люди, которые считают, что после реинкарнации, когда человек становится каким-то животным, особенно мало живущим, это его душе дается лишний период времени на отдых, на перезагрузку, для того, чтобы подготовится к следующему возвращению на Землю в качестве человека с душой. Хотя я искренне верю, что, например, моя собака очень умная. Но я сомневаюсь, что она в какой-то очень тесной связи с космосом, с кармой и так далее. Она скорее оттягивает какую-то энергетику.

Наверное, если все аспекты нашей жизни привести в книге, то, наверное, да, вопрос духовного развития идет от вопроса твоего взаимодействия с Богом и с миром. Это number 1 в моем листе, то, что позволяет мне до сих пор двигаться, отсюда мотивация к саморазвитию и восприятию жизни.

Что касается философии, в общем-то, это очень близко к религии. Есть много мудрых мыслей. Я считаю, что Конфуцию открывалась какая-то сверхъестественная информация, сверхважные вещи. Я вообще считаю, что и Карнеги, если он не героиновый наркоман, то у него был портал в космос, потому что те вещи, которые он пишет, они сумасшедшие, хотя он не философ, он несколько другой направленности, психолог, что-то типа этого. Всё это философия, и как любой другой научный предмет, всё идет от людей. Отсюда и такое выражение, наверное: "Давайте не будем философствовать", то есть давайте не будем поддаваться обычному пустому разговору. Эти философские трактаты, они, наверное, были "вау" для людей 2 тысячи лет до н.э. Для нас – это обычный архив среднестатистического московского психоаналитика, я думаю, что каждый из нас к этому постепенно приходит. Я, в общем-то, сама ходила к психоаналитику и потом, когда читала, думала, что можно же продать за большие деньги. Просто часовую беседу, когда я ей рассказывала о том, как мне взорвало мозг и о том, как маленький муравейчик ходит по кухне, и я, такая большая и смелая, сижу и понимаю, что, если я его сейчас шлепну, то, наверное… Это больные разговоры. Больные, но мне, когда я читала, просматривался какой-то смысл, и понимала, что я недалеко ходила от средней руки философов, потому что как жить, что делать, с кем бороться и как бороться – наверное, извечные такие темы. Но при этом философия, наверное, не ответила ни на один из вечных вопросов именно так, чтобы конкретно и безапелляционно, а очень расплывчато, очень мутная наука… Я вообще не понимаю понятие философский факультет, например, в институте, чему там учат, учат философствовать или учат быть теоретиками философских трудов. Я очень много слышала ответов на этот вопрос и ни один меня не обрадовал. Это все равно наука, а наука – это не от Бога, это от человека, поэтому это не гуд.

 

 

Л.С.

3. Философия, религия, мистика, природа

Как я понимаю, Вселенная, мир окружающий, это какая-то работа механизма, и ты, как шестерёнка, должен понять своё место в этом механизме. И это трудно – понять своё предназначение, как тебе работать в этом. Какой-то идёт цикл каждый день, ежедневно, идёт работа, и ты тоже должен как-то попадать в ритм, тоже должен что-то делать, должен работать, что-то создавать. Быть не объектом, а субъектом. Мне кажется, в основном, никто об этом не задумывается.

Природу мне очень жалко, то, что с ней происходит. Но она в обиду себя не даёт, я смотрю. Природу я люблю, но рассуждать об этом…

От религии я очень далёк. С религией я на вы. Что-то знаю, но… Бабушка с детства меня настроила против религии. Философский подход мне ближе, но я не окунался ни в философию, ни в науку…

В последнее время я склоняюсь к православию всё больше и больше. Но я Бога представляю не как дядю с длинными волосами, а как какой-то сгусток энергии, наверное, какой-то коллективный разум. Может быть, коллективная вера. Коллективный сосуд, который наполняется. Надо просто во что-то верить. Можно даже не задавать вопросов – "Что там, как там?", просто тупо верить. Тогда, может быть, и смыслом наполнится всё.

 

 

Елизавета Парфёнова

6. Философия, религия, мистика, природа

Искусство я рассматриваю как способ познания мира, расширения границ сознания. Философия и религия – это тоже способы познания мира. Если наука – это рациональный подход к познанию мира, то здесь наоборот – иррациональный, уходящий корнями в древность, к первоначальному, первобытному пониманию мира, к первым религиозным языческим воззрениям. Первые религиозные представления – это попытка людей описать необъяснимые явления природы: гром, молнию, причину наступления ночи, или смены времен года. Олицетворение природы, ощущение её живым существом, обладающим душой, характером, волей, по-моему, так поэтично и красиво, гораздо интереснее, чем бездушные атомы и молекулы научного представления.

Древние люди творили сказки, слагали песни и мифы, рождали метафоры – так появлялось искусство. Первые памятники архитектуры – это храмы, культовые сооружения. Философия – это в широком смысле – наука о человеке, из которой проистекли все гуманитарные и естественные науки. В узком смысле философия – это картина мира, представления о мироустройстве, о природе человека, сознания, идей, субстанции. Т.о. существуют различные философские представления, варианты системы мироустройства – философские концепции Канта, Сократа, Платона. И религия, и мистика, и философия, это всё учения о законах мироустройства, неких тайнах бытия, которые можно объяснить с позиций либо веры, либо предположения, но отсутствует точное знание об этом, это нельзя доказать опытным путем. Т.е. самые главные онтологические вопросы – о существовании Бога, что есть истина, в чем смысл существования. Наука отвечает на эти вопросы отрицательно – не существует того, что нельзя проверить эмпирически, доказать теоремой, т.е. с позиции науки – Бога нет, и вообще нет необъяснимого.

Я иррациональное не отрицаю, наоборот, каждый день своей жизни убеждаюсь в существовании высших сферы сознания. Ведь столько всего не доступно человеческому пониманию.

Моя философия – в тот момент, когда на тебя снисходит истина, все сомнения отступают, и ты вдруг понимаешь: вот так и есть, и никак по-другому. Но подобные моменты - это скорее редкое исключение, чем правило – их можно назвать инсайт, озарение, которое наступает в момент глубоких переживаний, психоделических опытов.

Религиозные воззрения разнообразны, иногда они совпадают с моим, но частично. Я бы сказала, что разные религии по-разному подходят к одним и тем же вопросам. Наиболее древние религии – политиестические - восточные религии, индуизм, который по сути возник уже во времена переселения народов и дробления арийских племен, мне кажутся более продвинутыми, складываются ощущение, что там во всё врубились уже очень давно, у них свой особенный менталитет, по-другому устроено сознание, ценности другие. Верят в переселение душ, карму и сансару – оттого так спокойно относятся к жизни и смерти – ведь этот бренный мир всего лишь иллюзия. 

Христианская культура и религия более молодая, в догматике ощущается некая наивность, словно она специально ориентирована на людей, которые находятся на совсем нулевом уровне человеческого духовного развития и познания, ничего кроме атеизма до этого не знали. Если человек только начал чувствовать, что существует сфера иррационального, начал задаваться вопросами онтологического характера, тогда христианство для него может быть хорошей опорой и своеобразным переходным этапом к дальнейшему познанию в этой сфере, для меня христианство, наверное, в каком-то смысле уже пройденный этап. Естественно, когда начинаешь обращаться к работам выдающихся христианских мыслителей, понимаешь, что они очень многое понимали в мироустройстве. Но сама идея церкви как посредника между богом и человеком мне не близка. Конечно, любой храм любой религии в моем понимании – святое место. Но главное – не прилежное исполнение обрядов и догм, а, в первую очередь, настоящая вера в душе, истинное чувство. Часто самые важные онтологические понятия для людей становятся общим местом, считаются ценностями в соответствии с привычкой, воспитанием, общепринятой моралью, заученной, не благодаря опыту личного переживания. Слово "любовь", например, так затаскали во всех мыслимых контекстах, что его высокий духовный смысл истерся, все говорят об этом, знают, что это "самое главное в жизни", но мало кто действительно испытывал это чувство, и знает вообще, о чём он говорит в действительности.

Мистика – это нечто необъяснимое, за границами рационального объяснения, четких религиозных или философских концепций. Хрестоматийные примеры, например, мать вдруг почувствовала что-то неладное, когда за три тыщи километров от нее сын вдруг попал в аварию, а у неё в этот момент дома сердце кольнуло, и она поняла что с ним что-то не то, или наличие каких-то паранормальных способностей – чтение мыслей. Кто-то не даёт этому никакого объяснения, просто говорит: "Да, мистика!", кто-то начинает в этом направлении работать дальше, пытается раскрывать и развивать эту область сознания, экспериментировать с психоделиками. Многие мои знакомые так дораскрывались, что вскрыли себе мозг и изрядно повредили рассудок.

Я считаю, к мистике надо с осторожностью относиться, потому что люди слишком самонадеянны в подобных экспериментах с сознанием, им изменяет чувство меры, особенно в приёме наркотиков, считают, что всё дозволено, и всё время, конечно, борщат. Здесь я скорее соглашусь с мнением моей подруги: если человеку должно что-то узнать, и он готов к этому, то он это узнает и в трезвом уме. Намеренные попытки ввести себя в состояние врубов чаще всего опасны и ни к чему хорошему не приводят.

Моя философия, что бог/мировая душа/всеобщее сознание присутствует во всём, во всех объектах и мирах вселенной, и человеческого мира в том числе. На свете существует очень много всякого рода уровней сущностей, как человеческие сущности, так и сущности определенной нации, самосознание языка, ментальность - всё это очень сложные взаимосвязанные системы, вложенные друг в друга. Ну и природа, естественно, всё живое, но не одушевлённое, на самом деле тоже одушевленное. В деревне Нижний Сатис в Мордовии, где мы отдыхаем летом, вдали от города чувствуется, как природа дышит, словно она живая. Наш прекрасный огромный дуб около дома, такой персонаж, что рядом с ним находясь, сразу чувствуешь какую-то неимоверную и очень древнюю силу, мощь, пришедшую из тех незапамятных времен, когда доисторические атланты строили этот мир и ворочали горы. Природа – это прекрасно, естественно, какое может быть отношение! Как и всё живое.

 

 

Иван Степанов

5. Философия, религия, мистика, природа

Я верю в Бога, я крещёный и очень рад, что я христианин и православный. Хотя слово "православный" я бы мог так же не говорить... Но в целом я верю в Бога, и религия оказывает на меня значимое влияние. Например, я могу испытывать угрызения совести, потому что я знаю, что это плохо. Почему я знаю, что это плохо? Потому что я верю в Бога. Не то что он мне говорит, что это плохо, мне он не говорит, плохо это, хорошо, выбирай сам. Но я знаю, что несу какую-то ответственность. В каком-то смысле я не один, и всё, что я делаю, я за это несу ответственность, и часто я пускаюсь в какие-то темы, что "я один, идите на хуй, я делаю так, как я хочу, потому что я один, сейчас у меня такая ситуация, ну и где, блядь, хоть кто-то?" Естественно, никого рядом нет, потому что просто их нет рядом, не ночуют с тобой в одной кровати. Но остаётся всё равно ощущение, что за свои поступки и мысли я несу ответственность.

На тему мистики. Почему-то именно потусторонний мир начинает вдруг волновать, и даже ты сам этого не ожидал (я с юмором говорю и даже с крайним скептицизмом), именно при употреблении психотропных веществ. Он вдруг есть и вдруг есть, оказывается, сущности, откуда это взялось! – ты никогда бы не подумал, и тут ты уже общаешься с сущностями и так далее. Очень клёвая это тема, такая же, как быть обиженным. Существование потустороннего мира, когда узнаёшь о нём подобным образом, ты в него попадаешь, или он попадает вдруг в этот мир, воплощается в голоса, в людей, с которыми ты общаешься, люди вдруг для тебя тоже становятся сущностями, с которыми ты можешь общаться – забавно это, конечно, всё, забавно.

Когда серьёзные вещи, вещи, которых если и касаться, то очень аккуратно, это не игрушки и не шутки совершенно, они начинают превращаться в привычку: "Ты меня чувствуешь?" – такой вопрос начинает приобретать характер семейного "Ты слышал, что я сказала?" – возникает вдруг телепатия, сверхспособности, а серьёзные переживания становятся уже каким-то "пыхнул и надо пожрать", "заморский маг покажет вам магию".

Очень забавна попытка связать потусторонний мир с посюсторонним миром, как Нью-эйдж: объединить, взять кусок отсюда, кусок отсюда, создать гибрид. Потому что ты не просто употребил, а потом эффект прошёл, нет. Это происходит уже потом, это начинает существовать уже без вещества, от которого у тебя появилось, начинает существовать для тебя, и появляются такие странные гибриды. Люди уже по-другому общаются с другими людьми. Одно дело, когда это доходит до безумия, шизофрении и так далее, а другое дело, когда ты в порядке, у тебя всё нормально, ты не ебанутый, и ничего такого не происходит с тобой, но, блин, оно как-то, действительно, начинает существовать. Более того, появляются особые жесты, мимика, начинают человека стопорить какие-то точки, вот он начинает разговаривать, очень легко, общаясь с человеком, остановившись чуть-чуть на каких-то моментах, легко можно ввести в одинаковые состояния разных людей, и один и тот же человек будет находиться в одном и том же состоянии в одних и тех же условиях.

В общем, забавная тема – попытка создать гибрид потустороннего и посюстороннего мира, объединить и создать для себя такой мир, которым ты пользуешься для общения с людьми. Такое отношение очень у многих моих сверстников к потустороннему и посюстороннему миру. Не отношение, а такая тенденция. Это же происходит и у меня. Но у меня это рождает такое отношение: не стоит интерепретировать вещи, которые ты можешь увидеть, и это похоже на определённые предметы, которые имеют материальную природу, это имеет какие-то ассоциативные связи с тобой, - но называть это чем-то потусторонним немножко стремновато. Потому что это попахивает уже... Пока у тебя есть язык, глаза, ты мыслишь определённым способом, можно так, можно по-другому, но пока у тебя есть душа, которая боится Бога, и пока есть что-то потустороннее, в любом случае, такой переход и общение с этим потусторонним, не может так просто это происходить, явно там тоже упырьки-то сидят не простые.

Явно есть какой-то провод, по которому ты общаешься, и этот провод – не факт, что он ведет в потусторонний мир, а это может быть просто искажающий провод реального мира. Потусторонний мир у меня обычно рождает боязнь темноты, монстры под кроватью и так далее. Возможно, это не так, но я ничего о нём не знаю и думаю, что вряд ли я могу, пока я хожу по этой планете и пока я живой, вряд ли я могу что-либо хотя бы осмеливаться называть. У меня такое отношение к этому.

О философии я с удовольствием сказал бы словами философов, которых читал когда-то, но я не могу ответить на этот вопрос, потому что философские учения я читал крайне мало. Структурировать мировоззрение и как-то его описать вербально – это и есть философия, то есть даже не миропознание, мир-то все познают, другое дело изложить это на бумаге в виде учения. Пришлось мне почитать тезисы трудов некоторых философов, занятное дело – изучение философии. Но это нужно читать. А читать что-то я не читаю... Мои источники – очень плохие пособия, я даже, по-моему, показывал экземпляр, и слова не очень хорошего преподавателя. Если бы накопился у меня в голове какой-то архив познаний трудов философов...

Чтобы философски сформулировать мировосприятие, нужно почитать философов…

 

 

Ольга Свешникова

3. Философия, религия, мистика, природа

Для меня это всё кучей намешано. Изначально это вера, которая мне навязана. Так моя мама, куча поколений, русский народ – православный народ, наверное, правильно, но фальшиво это. Все эти дурацкие каноны – в церковь в штанах не ходить, или платочком покрываться, и стоять эти ужасные службы. Ты стоишь и думаешь: "Оля, тебе не стыдно? Ты стоишь, ты же ничего о Боге не думаешь, а о том, как бы сесть, как у тебя ноги затекли, и ещё при этом злишься, особенно на этих всех бабулек, которые якобы православные, но смотрят на тебя таким змеиным взглядом, что думаешь, а где ты-то здесь, какое твое место в церкви?"

В детстве у меня куча книжек была, среди них и Библия тоже. Они стояли вперемешку – и Библия как сборник сказок понималась. То есть сакрального отношения вообще никакого не было. Скорее, чем старше, тем страшнее становилось. И родительские вздохи, когда в церковь идёшь: "Что ты, веди себя тихо", ну, как обычно. Приезжаю я в Питер, тоже там мама – чтобы сдать экзамен, сходить свечку поставить, чтобы что-то сделать, тоже свечку поставить, службу отстой, потом Пасха. Два или три года я ходила на эту Пасху, всю ночь с крестным ходом. Нет, был у меня такой очень чистый момент, но в какое-то время я поймала себя на том, что чистого уже ничего нету, вранье.

Было такое, когда приехала в Питер, зимой на первом курсе так мне хорошо было, что я в Питер попала, и тут всё так отлично складывается, и люди мои, и всё мне нравится, что на ночь молитвы благодарственные читала. От души. А потом прошло, перестала. А в общаге, у меня там куча стояла этих иконок с мощами, мама попросила: "Пусть стоят они у тебя", пусть стоят, мама, если тебе так спокойней. Тема такая – что её со всеми подряд обсуждать? Я не верю этим якобы православным. Чистого и славного человека, его и так видно. Я видела Божьего человека. В египетском коптском (ответвление христианства, одно из первых) монастыре. Через его глаза я впервые увидела, что значит Бог, который тебя любит. До этого Бог мне другом был. А тут я вдруг почувствовала, что он мне еще и Отец, мой Создатель. Любовь его безоговорочную приняла. Навсегда.

Когда я с Форком познакомилась, он как-то это всё так рассказывал, что-то объяснял, даже, помню на Пасху с ним сходила на крестный ход, но не мое. Понимаешь?

 А в это время начался процесс обращения к природе, может, из-за Чукотского детства. Впитала это, а теперь, когда время пришло, оно ко мне приходит? Деревья, трава, небо, дождь, они и есть некие сущности. Что-то со мной разговаривает, словами это не называется, просто когда ты чувствуешь, что делаешь правильно, какие-то вещи начинают открываться, так бы ты мимо них прошёл, а тут... Вот эта книга про качество тоже (Р. Пирсиг. Дзен и Искусство ухода за мотоциклом), всё это в одну кучу намешалось, я не хочу это всё словами называть, потому что назовёшь слово – сущность потеряется.

Все эти храмы – это больше на идолопоклонничество похоже, придумали каноны, но их же люди придумывают, и вообще, в принципе, понятно, что такое хорошо и что такое плохо, неужели Богу надо, чтобы ты стоял вот так нечестно в этом храме, и думал, как у меня спина болит, ноги болят, и вообще, "я такой молодец, видишь, прихожу в церковь, дань тебе отдаю, правильный я такой чел, порядочный". В какой-то момент в церковь перестала ходить, но в самые сложные моменты: "Боже, ну помоги, помоги".

Со мной девочка-колдунья жила, у неё мама такой была и бабушка, ей этот дар (наказание) передался. Вот она мне историю такую рассказала про Веру. Были у неё бабушка и дедушка, не по той линии, которая колдовская, другая. Дедушка самый настоящий атеист, а бабушка наоборот такая типа верующая, в церковь ходим, посты соблюдаем, из разряда гаденьких бабулек из церкви. Бабушка злая, дедушка добрый. Умерли они, когда их время пришло. Бабушка в аду, дедушка в раю. Не спрашивай, как она это вычислила, то ли бабушка к ней постоянно является, то ли дедушка… По-моему, это очевидно – если ты честный, добрый, не врёшь самому себе и людям, так прости, а за что тебя в ад? Ну опять же, такое сомнительное понятие этот ад... Мне очень нравится версия, что ад – это на Земле. Что ты сам себе его устраиваешь.

Я чужую веру и религию не отрицаю. Только у меня своя правда, адаптированная. У Коупленда даже термин такой есть -  ЯИЗМ ("попытка индивида, не получившего традиционного религиозного воспитания, самостоятельно  создать  религию, которая была  бы подогнана под его душу  и фигуру. Чаще всего - мешанина из идеи  реинкарнации, общения  с Богом, образ которого представляется крайне неясно,  натурализма и лозунгов типа: Глаз за глаз, карма за карму").

Что я имею на данный момент. Есть некая сущность, мне ее проще всего представить или как яркое пятно, или образ Иисуса. Определений не имеет, границ не имеет. Суть всего, начало и конец всего. То, что можно познать только частично. Как ты к этому относишься, так оно к тебе и поворачивается.

Меня не столько проблема веры занимает, сколько проблема гармонии внутри себя и внутри окружающего мира. Мне почему-то кажется, что если у тебя внутри что-то есть, мало того, что дети и животные начинают к тебе по-другому относиться, ты начинаешь общаться с окружающим тебя миром, с природой, люди к тебе совершенно другие подходят. У меня всё основывается на том, что "правильно/неправильно", "честно/нечестно". А  понятие правильности внутри определяется. Может, оно и навязано опытом моей жизни. Но есть же общие понятия. Вот за них и цепляюсь. Правда, она одна большая. А потом уже каждый под себя ее дробить начинает. Только она-то от этого не меняется. Я считаю, что Бог, сущность, всех принимает, всех порождает, что мы часть её, что мы что-то делаем для того, чтобы сделать ей лучше. Или сделать хуже – тот же самый плюс-минус. Главное, быть честным внутри себя, и с окружающими людьми, вообще с окружением. И тут уже самые большие проблемы начинаются. Потому что, во-первых, ты не всегда можешь быть честным, во-вторых, есть такие ситуации, когда ты просто не знаешь, куда тебе двигаться, что тебе делать. В такие моменты я стараюсь остаться полностью наедине с собой. И первые три-четыре дня – это вешалка, ты ищешь, как самому от себя сбежать, все твои проблемы, комплексы, загоны, и желание убить себя возникает огромное, то есть ты тут несостоятельный, здесь несостоятельный, тут нечестный человек, ну и вообще: а что ты здесь делаешь, непонятно. А потом, через три-четыре дня ты готов сам себя слушать, и, как правило, приходит это ощущение, но оно не вербализировано, какое-то время оно держится, и ты понимаешь, что тебе надо делать. Не конкретно, что тебе надо делать, что пошёл, взял лопату и копай, ты примерно направление видишь, куда ты хочешь двигаться, как это для тебя будет честно, и в этот момент у меня начинается такое, что начинаешь честно с людьми разговаривать, не боишься им "нет" сказать или "да", не боишься чувства проявлять, вылезаешь на некоторое время из раковины, чувствуешь, что люди к тебе тянутся.

Вера в добро, вера в любовь, вера в себя – главные составляющие ВЕРЫ, так мне кажется.

 

 

Владимир Колонцов

6. Философия, религия, мистика, природа

Что такое философия и для чего она нужна? Вся наша жизнь состоит из деятельности. Можно совершать деятельность, глядя только лишь на предмет того, что мы делаем. Обращать внимание на саму деятельность, и совершать над ней действия, то есть изменять её – это и есть философия. Делать можно хорошо, а можно – плохо. Философия нужна для совершенствования нашей деятельности. Для того чтобы воздействовать на что-либо (совершенствование есть воздействие) – нужно видеть то, на что ты воздействуешь. Можно видеть глазами, а можно – разумом. Разум видит понятиями. Мы можем смотреть глазами на окружающую обстановку, видеть чётко, но при этом не видеть предметы, потому что мы о них не имеем соответствующих понятий. Вместо этого мы будем видеть что-нибудь ещё: точки, чёрточки, или другой хлам (и то, только из-за того, что мы имеем понятие о чёрточках и тому подобное). Чтобы видеть свою деятельность, нужно иметь соответствующие понятия. Но если мы задумываемся над этим, понятия появляются.

Вначале философы задумывались над собственной деятельностью. Задумываться над своей деятельностью есть деятельность, называемая разумной деятельностью. Поэтому следующим шагом было исследование разума.

В мыслительной деятельности может быть практический интерес и теоретический. Практический интерес состоит в совершенствовании предмета наших размышлений. Теоретический интерес, вообще говоря, есть частный случай практического, только предмет здесь – наши знания. Мы стараемся сделать наши знания более компактными, простыми для усвоения, пытаемся их систематизировать, чтобы больше помещалось в голове и легче было в них ориентироваться, пытаемся разрешить противоречия и так далее.

Важнейшее понятие в нашей деятельности есть действие. Действие – это почти то же самое, что изменение, особенно, если это элементарное действие. Действие определяется условием и результатом. Результат одного действия может стать условием для другого. Таким образом, два действия могут объединиться в одно новое, со своим условием и результатом. Живя, мы узнаём, какие действия при каких условиях к каким результатам приводят. Когда у нас наберётся достаточное количество информации, мы можем производить эксперименты в голове, и смотреть, что получится. Здесь мы проводим эксперименты, комбинируя различные действия. Планирование есть поиск нужной последовательности действий, приводящее к нужному результату. Когда мы найдём эту цепочку, то она превращается для нас в одно действие. Говоря "превращается", я имел в виду, что цепочка действий начинает восприниматься как одно действие.

Бывают действия совершённые по нашей воле, а бывают – действия природы. Действия природы отличаются тем, что они полностью зависят от начальных условий, то есть, если мы полностью восстановим начальные условия, то действие обязательно произойдёт (если оно уже происходило в таких же условиях). Это есть важное для опыта априорное утверждение нашего разума, которое доказать нельзя, так как мы можем представить ситуацию, когда этот закон не выполняется. В квантовом мире, может быть (а может быть, не может), он не выполняется.

Есть чувства, дающие информацию, а есть чувства, связанные с деятельностью. Любая деятельность, ставшая привычной, может вызывать характерное для неё ощущение. Такого рода ощущения могут быть желаниями, побуждениями, и тому подобное. Ощущение счастья, несчастья непосредственно связано с деятельностью.

Религия зачастую возникает из-за того, что мы не можем исправить свою деятельность, и ждём помощи от Всемогущего. Со временем люди начинают понимать, что им нужно, чтобы помощник был не только Всемогущим, но и Всеблагим.

Хотелось бы немного упомянуть о рае и аде. Люди для себя решают, будут ли они следовать добру или злу. Часто они не соглашаются на добро, и разрешают себе совершать плохие поступки в будущем. Распространённый аргумент против добра – так не выживешь. Те, кто встал за добро, не мирятся с плохим, и желают чего-то лучше. Человек, стремящийся к чему-то, ближе находится к этому, нежели человек, к этому не стремящийся. Люди, соглашающиеся на зло, часто соглашаются с худшим, и не ищут лучшего. Лучшего за них ищет похоть или что-нибудь подобное. Примерно понятно, чем такие поиски заканчиваются.

Если человек встал за добро, то он отказывается от плохого. Плохого он боится. И в этом видит своё преимущество человек, соглашающийся на зло. Если кто-то делает что-то плохое, то плохого происходит не так уж и много. Иногда даже бывает трудно сделать что-нибудь, чтобы были плохие последствия. Плохих последствий обычно не получается, потому что при сознании их возможности становится как-то не по себе, и сам виновник, или люди вокруг него хотя бы неосознанно (но страдая) сглаживают последствия.

Короче, из этого должно следовать, что те, кто встал за добро, скорее живут в раю, а те, кто за зло – наоборот. Причём здесь ещё играет важную роль заблуждение: ведь человек, избравший зло, хотел как лучше, но обманулся.

Вот что ещё можно сказать о философии. Чувствуется, что сейчас есть тенденция от изучения общего к изучению особенного. Как-то это всё стрёмно. Говорят, что все мысли уже изложены. Понятно, что особенного больше, чем общего, здесь легче найти новизну. Искание новизны для учёного – порок, потому что этим он обычно отходит от того, что нужно людям, занимается бесполезными вещами, снижает авторитет разумной деятельности. Что касается меня, так я считаю, что это большое счастье, что столько известно. Вот захочется до чего-нибудь дойти, а это оказывается очень далеко, недостижимо в моей жизни. А тут вроде много чего сделано, и до цели не так уж и далеко.

Ещё один нехороший аргумент в пользу особенного: общее ассоциируется с обычным, скучным, а особенное – это что-то такое особенное! Такое стремление к развлечениям не очень-то и красиво. Вообще, воздействие на себя, вызванное чувственными побуждениями, противно.

 

 

Ольга Артемьева

7. Философия, религия, мистика, природа

Непростой вопрос… Про природу…я сейчас вспоминаю наше веселое пребывание на Украине, в достаточно спартанских условиях, приближенных к экстремальным. В принципе, всегда есть что делать. И когда постоянно есть, чем заниматься, не "рубить дрова-печь топить", но хотя бы обеспечения какие-то более простые. При этом особо не задумываешься на тему ценностей, но при этом ближе к чему-то настоящему, ощущение такое возникает. В городе, конечно, все по-другому.

Тяжело, прямо такая пустота, даже сказать как-то нечего.

Мельком видела рекламу, репортаж про девушек, которые приближены к церковным делам и которые потом становятся матушками, достаточно молодые девушки. И я тот репортаж не посмотрела, а хотела. То есть получается, что для них это поиск чего-то такого, более постоянного, какой-то вариант принца на белом коне, который служит Богу, не пьет, не курит, каким-то таким добродетелям, что ли, себя посвящает.

У меня сейчас думать о вечном нет времени.

 

 

Николай Волков

3. Философия, религия, мистика, природа

Есть такой фильм, Дух времени, в нем отражён трезвый взгляд со стороны на текущее положение вещей, на религию, на политику, на весь государственный строй, на страны первого, второго, третьего мира. Фильм сделан больше, похоже, для населения США с целью донести да них иную точку зрения об их стране. Тем не менее, там рассказываются вполне трезвые вещи, касающиеся всех. Я не знаю, бред это или нет, но позиция, которую занимает автор этого фильма, мне очень интересна. В фильме три части. Последняя часть – выглядит так же, как книга, по которой сняли фильм Фаренгейт 9/11. Первая часть посвящена историческим фактам, связанным с религией. Берётся египетская мифология, сравнивается с христианством, и обнаруживается, что у всех религий есть общие моменты, как будто всё списано с одной истории. Я был поражён, что египетская мифология абсолютно такая же, как христианская. Там подчёркивается, что религия была разработана для того, чтобы укрепить рычаги управления массами общества. Когда Рим переходил от язычества к христианству, Константин активно продвигал эту идею, и, по-моему, для истории это уже не секрет, что Библия была переписана в пользу власти. Но, несмотря на все эти домыслы, я не поменял отношение к нашей церкви.

Конечно, некоторые моменты в нашей церкви меня не устраивают, как, например, было время, когда в новостях очень часто ротировались непонятные явления, происходящие с некоторыми иконами, и всё это выдавалось за некое божье чудо. Понятно, чтобы поддержать веру, все способы хороши,  но для меня и без этого церковь остается чем-то высоким, где объединяются все православные, и где можно спокойно помолится, хотя я не умею этого делать.

Помню, как-то я сдавал экзамены по философии в одно учреждение с своим бывшим однокурсником. Так как с дипломом математиков-информатиков нас было только двое, и бюджетных места на технарей было тоже только два. То было достаточно подать заявление, и всё. Нам, заранее дали билеты с надписью "Билет. Волков" И листочек с печатью уже. "Так, - говорят, - ребята, не позорьтесь, заполняйте бесплатные бюджетные места". Прошла неделя, я ничего не написал, и случайно потерял эти все листочки, я никогда такие вещи не терял, вот это впервые за пять лет моей учёбы в институте произошёл такой жёсткий косяк. Мой друг вообще ничего не написал. То есть, когда я пришёл на экзамен по философии, он сидел в коридоре, и копался в интернете за ноутбуком со скоростным GPRS модемом: "Блин, найти ничего невозможно", а найти было, действительно, ничего не возможно, потому что мы к экзамену не готовились, саму философию проходили чисто поверхностно, как и положено технарям, а там присутствовали вопросы по философии, на которые прямой ответ не получишь, введя вопрос в поиск. Мы теряться не стали и спокойно пошли сдавать. Женщина, которая раздавала билеты на экзамене, нас не знала и дела ей никакого не было до нас. "Мы математики, пришли сдавать экзамен  по философии, только мы всё забыли" – "И что?" – "Нам сдавать экзамен?" – "Конечно, да". Нам дали абсолютно другие билеты, мы садимся, читаем эти билеты, на экзамене присутствовали бывшие студенты, претендовавшие на платные и бесплатные места по разным направлениям помимо нашего, все что-то пишут, причём было видно сразу, что никто не поможет. Они боролись за бесплатные места. Шурик ничего не написал, у него был просто белый листок, а я просто импровизировал на тему философии Древней Греции. Просто так, чтобы в листочке что-то было написано. Когда Шурик подошёл к одному из экзаменаторов с белым листочком, экзаменатор на него посмотрел и сказал: "Ну вообще вы правы, вся эта наука – полный гон", и они просто порассуждали о жизни. То же самое произошло и со мной. Когда он прочитал первое предложение, то сразу раскусил мой план, по заполнению листка. Так мы сдали экзамены.

Сейчас я понял, что нахожусь на таком этапе жизни, когда с моим мировоззрением происходят перемены. На меня повлияли последние события в Южной Осетии. Я даже на секунду ощутил, как хрупок наш беспечный мир, и как близка угроза войны в любой момент. Себя я паникером не считаю, но с этого дня я стал больше ценить и ощущать жизнь.

Кстати, ещё небольшое отступление, один прикол из интернета: вывесили большую фотографию, сделанную, по-моему, в Грузии. Там по-русски написано: "Уважаемые товарищи грузины! Пожалуйста, научитесь воевать. Приедем, проверим! Такая-то стрелковая дивизия". Это оставили в ходе последней войны Грузии с Осетией.

Моё мировоззрение – это то, что я стараюсь построить в стороне от того, что нам навязывает большой город, но все равно могу признать, что у меня это получается не всегда.

Теория коммуникации построена так: есть некий коммуникатор, который вносит изменения в коммуникацию, чтобы перевести своего адресата на новый тип поведения. По такому принципу построено большое количество рекламных и других сообщений в нашем городе. Отсюда можно сделать вывод, что многое из того, что нам навязывают, на самом деле нам это не нужно.

Люди, которые живут в больших городах и те, кто живет где-нибудь в селе, отличаются своим мировоззрением и жизненными ценностями.

Любой человек к двадцати годам в 2008 году задаёт себе вопрос: "А что дальше?" Понятно, что машина, карьера, дом, семья. Да, но на одну зарплату машину не купишь, откладывать нереально. И тогда – что делает средний подросток моего времени – он начинает тратить в клубе на всякие мелкие дешёвые удовольствия, а не заставлять эти деньги работать дальше на него. Нет у него таких денег. И специфика Москвы в том, что их у тебя и не будет. Большинству людей страшно что-то самим делать, создавать. Они идут на работу, и их жизнь превращается в то, что они каждый день ездят на работу, отупляются, отращивают себе живот и забывают, что значит жить. Ничего не производят, не делают, не придумывают. А только работают на кого-то.

Моё мировоззрение по отношению к работе: многие работодатели предлагают своим сотрудникам брать кредиты. Для чего это делается, понятно. Чтобы человек был привязан к своей работе. Чтобы он не мог спокойно её покинуть: "Пошли-ка вы на хуй, ребята, у меня есть свои дела тоже". Если человек будет должен денег, то он не позволит себе так сделать. Он возьмёт кредит на машину, он возьмёт кредит на квартиру и ему придётся на этой работе ещё лет десять работать, и утешать себя тем, что он никому ничего не обязан. Меня это не устраивает, я себя не вижу в роли участника подобных крысиных бегов. Причём этот “гуманный” способ построения общества практикуется не везде. Например, в Индии пока таких вещей нет.

 Вообще у меня такая мечта есть: заработать штук сорок зелёными и уехать из России на лет пять-десять, куда-нибудь в Индию, снять домик и жить там спокойно это время, не парясь абсолютно. Может, немножко даже там и подрабатывать, хотя на эти деньги там можно абсолютно не работать, вообще жить просто прекрасно. Там же, в Индии, есть российские поселения подобных романтиков. В принципе, я думаю, такое будет возможно к годам 40-50.

Возможно, лет через десять моя мечта изменится, но сейчас это мне кажется вполне привлекательным. А может, у меня такие мысли от того, что я уже третий год не вылезаю из Москвы. Хотелось бы вообще жить свободно – как один из моих бывших преподавателей: он живёт, работая раз в год, берёт какой-то проект, выполняет его, потом года два-три не работает, живёт на эти деньги, занимается спортом, сидит на даче. Вот это нормальная жизнь. При этом у него нет потребности в каких-то вещах. И, как я догадываюсь, в период, когда он живет без работы, сильно он себя не ограничивает.

 

 

Яркая

9. Философия, религия, мистика, природа

Для меня философия – это упражнения для мозгов.

Какая разница, сидел ли Диоген в бочке или бочка – в Диогене? Главное – это то, что он при этом чувствовал. Я не знаю, какими единицами мыслят философы, но, наверное, им от этого хорошо. От построения разных миров.

В повседневной жизни существует такое понятие, как философский взгляд на мир. У всех бывали ситуации, когда ну вот ничего не получается, и тогда нужно просто посмотреть на ситуацию с другой стороны. И человек может выйти на совершенно другое понимание себя, людей и мира.

Можно сказать, что человек изначально мыслит себя в единении с природой. Дальше идет его искусственное отделение от природы, он строит свою жизнь в городах. Сейчас чем больше человек общается с природой, тем лучше. Для меня природа – это главный источник питания души.

Хотя у меня в воображении возникает образ человека будущего. Это такой инопланетянин из кинофильма Спилберга. Он общается силой мысли, им не надо ничего друг другу говорить. Даже не знаю, хорошо это или плохо. Просто по-другому. Еще я недавно мечтала, чтобы люди жили, как в фильме Прекрасная зеленая. В гармонии с природой. Но понимаю, что на данный момент это невозможно. Наверное, самое главное – это познание мира, понимание его богатства и разнообразия.

Религия  - это хорошо. Думаю, что религиозным людям проще жить, чем тем, которые не определились, - они каждый день открывают новый источник радости, и это здорово. Мне нравится церковнославянский язык, на котором поются песнопения. Иногда я думаю, что если я стану православной, например (хотя, может быть, верю в Бога), то мне чего-то будет не хватать. Но это всё, наверное, стереотипы общества. Сложно объяснить. Я почему-то всё время думаю, что меня в чем-то ограничивают.

Я уважаю все религии, на данный момент мне ближе всего христианство. Я хожу петь в православную церковь, и мне это нравится: сама служба, настрой в храме. Меня крестили в 6 лет на Украине, воспоминания об этом противоречивые. Сначала мы с братом помогали расставлять свечи. В храме было уютно. Но когда началось само крещение, было не очень приятно почему-то. После причащения стояла очередь к старушке - она давала пить воду из малюсенькой сковородочки. И раздражалась на нас, что мы задерживаем остальных.

Летом мы были на образовательной программе Нооген на Ладоге. Большинство времени мы решали задачи, в которых содержались парадоксы, строили миры, например, мир без повторений или придумать экзамен в школу творцов – каким должен быть настоящий творец? Все дети (от 13-ти до 20-ти лет) были разделены на группы + взрослая группа, в которой я и была. А потом каждая группа представляла свое решение на общей конференции. Были также студии (типа кружков) – запускание воздушных змеев, вырезание рун, скалолазание и т.д. Вечером мы занимались проектом - своеобразной ролевой игрой про лесных и не только духов – эльфы, водный народ, гномы пытались объединиться, чтобы выяснить, нужно ли сотрудничать с людьми дальше или нет. Потому что люди все больше стали забывать свои корни, связь с природой. В конце проекта мы собрались в большой круг со всеми народами, и сначала стали обсуждать людей – какие у них привычки, что это вообще, что они за существа. Выяснили, что у них появилась дурная привычка оставлять за собой всякий мусор. Также неизвестно, зачем им нужны эти ревущие монстры, проплывающие по воде. Раньше они лучше понимали лесных духов.

Иногда мы собираемся ноогеновской группой по выходным и решаем задачи – строим миры. Один раз у нас получилась философия Платона.

Вообще у меня куча идей, как можно изменить мир. Я каждый день об этом думаю. Но не всегда это реально воплотить в жизнь. Я чувствую, что мир на самом деле шире, чем мыслит его человек через какие-то концепции. А ещё у человека очень много стереотипов. У каждого человека в голове есть схема, как нужно действовать в разных ситуациях. Я сама хочу измениться, мне хочется видеть мир с разных точек зрения. Но мне кажется, что у меня это не очень получается. Что-то во мне такое живет, что не хочет вылезать наружу. И я часто собой недовольна. Сплошная "занимательная психология".

Мне было трудно адаптироваться в городе. Трудно выбрать именно то, чем я собираюсь заниматься, зарабатывать на жизнь. Я думала, что приеду в Петербург, и мне представлялась нелегкая жизнь. Картина была такая - я живу в маленькой комнатке и перебиваюсь с хлеба на воду. А на самом деле сложности были, но в другой области - в общении с людьми и уживании с ними в общежитии. Очень сложно было понять, что город - это совсем новые возможности. В городе не успел сделать одно дело – нужно делать другое. И постоянно приходится выбирать. Например, пойти ли на курсы по методике преподавания или на пение, или же выспаться?

Мистика. Интересно про сверхспособности человека. Про людей, которые исцеляют (Христос).

Мне в 12 лет приснился сон про Иисуса Христа.

Сначала он родился в преисподней, в аду, где всё горит и бушует пламя. Это было как кадр из фильма про Сатану. Дальше я иду по городу, на улицах никого нет. Этот город воздушный, светлый и дома внешне выглядят, как арки. Но живут все как бы под землёй, но всё открыто. Нет дверей. (Отчасти это выглядит, как на картинках Эшера со ступеньками.) Я подхожу к одному дому, спускаюсь по лестнице и вижу какого-то человека в коричневом одеянии с капюшоном. Думаю, в монашеском. Я понимаю, что это Христос. И тогда он поворачивается ко мне лицом. Оно оказывается монструозным и очень злым, и лицо его выглядит, как маска. Тут он проходит сквозь каменные полусферы, которых на полу было несколько, будто бы он прозрачный, как привидение. Подходит ко мне, предлагает выпить вина. Когда я пила, он сказал, что это его кровь. Мне стало страшно, и я стала от него убегать, а он за мной гнался. Я бежала долго. Город стал постепенно наполняться жителями, и я спряталась за толстого человека. Иисус исчез.

Интересны экстрасенсы и всякие целители (Ванга, например).

Задаюсь глобальным вопросом – как человеку избавиться от своего эго?

Иногда думаю, что если бы я жила в первобытном обществе и там была бы жёсткая организация из материальных принципов (добывание мамонтов и т.п.), мне было бы проще жить. На самом деле, я даже хотела бы так жить. Или жизнь с рождения в племени с ограничениями, где всё строго предписано, традиционно и не возникает вопросов, что делать. Но совсем в первобытном обществе возникают другие проблемы – выживания. Поэтому лучше уж жить сейчас!

Верю в НЛО. И в немецкий язык. И в абсурд тоже верю.

А ещё мне интересны сны. Я люблю их рассказывать разным людям. Недавно мне приснилась вода, как я туда прыгаю в костюме космонавта, и погружаюсь. Потом спасаю какой-то труп. И нажимаю на кнопку, и открывается дверь в какую-то не то лабораторию, не то в приборную космического корабля. Дальше не помню. Интересно, что Васе, который спал со мной в одной комнате, снились космонавты. )))

Имена. Думаю, что от имени человека зависит его судьба, характер. Об именах я сужу по ощущениям от людей, которых встречаю. Например, Иван ассоциируется у меня со скромностью, Катя – энергия, веселье, Антон – задумчивость.

Мне нравится библейское имя Иона и имя София. Мое имя мне тоже нравится. Не нравится почему-то имя Толик.

 

 

Ольга Иванова

 

6. Философия, религия, мистика, природа

 

Всякие духовные и псевдодуховные практики очень распространены.

По большей части среди тех, кто "в молодости" был неформалом.

Это устойчивая вещь.

Все, кто сейчас чем-то таким интересуются, читают, практикуют, все лет 6 назад хипповали или панковали.

 

Сейчас, к счастью, уже не время диких сект, когда все полоумно метались кто куда, лишь бы чудо, нет, наши подходят к этому моменту более чем осмысленно.

Поэтому философов читают, в религиях разбираются, в привидения верят, но не настолько, чтобы смотреть передачи по ТВ-3.

Тех, кто придерживается строго одной религии, не так много, в основном предпочитают микс из книг Ошо, Кастанеды, симпатий к буддизму/индуизму и всего, что когда-то было прочитано.

Может, мне просто повезло, но в моем окружении получившиеся мировоззрения довольно гармоничны.

Фанатиков нет, с ума никто не сходит, зато отношение ко всему этому очень гибкое.

Даже завзятые материалисты среди нас адекватно реагируют на всякие телеги про энергетику и иже с ней.

Ну, не всегда, конечно.

Но скепсиса к чакрам и прочему гораздо меньше.

Как-то все эти понятия влились.

 

 

С природой все неоднозначно. Все хотят с ней слиться, но не все готовы жить без бытовых условий. Поэтому вылазки либо кратковременные, либо редкие. Хотя, конечно, есть и исключения.

Те, кто постарше, те живут в лесу гораздо охотнее, без напрягов.

А среди  моих сверстников мало тех, кто ходит в походы.

 

 

 

Hosted by uCoz