Иветта Воронова
7. Философия, религия, мистика,
природа
Это, наверное, самый правильный способ воспитания себя
как полноценной личности, не с той точки зрения, что ты должен уметь читать,
писать и говорить, и желательно грамотно, а именно с точки зрения восприятия
себя в этом мире. Только не религия, а вера и понимание своего предназначения,
философия своей жизни, важно найти, нащупать эту линию, понять её и стараться во что бы это ни стало не уходить с этой линии, а
если сворачиваешь, четко осознавать, что тебе по голове стукнут и вернут
обратно.
Можно как угодно ходить, но, на мой взгляд, ты все
равно придешь из точки А в точку Б, это как отрезок на
прямой, ты можешь ехать по дороге, я, допустим, с Охотного ряда начала бы
двигаться и двигалась тупо прямо, Тверская, потом Тверская-Ямская,
потом Ленинградское шоссе, потом МКАД. Самый короткий, самый правильный и самый
насыщенный путь из точки А в точку Б – это по прямой.
Но люди – существа любознательные и не лишенные искушений и грехов. Они
периодически сворачивают, вот как если бы я заезжала в каждый двор – направо и
налево. Я бы шла очень долго, а если бы мой путь раньше оборвался, я меньше
успела бы. Но так или иначе, на мой взгляд, всё
создано таким образом, что тебя всё равно возвращает на эту дорогу. Ты с нее
уходишь, а потом тебя возвращает и ты думаешь, блин,
наверное, это судьба или высшая сила.
Да в общем-то другого способа и не должно быть, как
понять себя и развиться как человеку. Мы как смертные, как созданные Богом,
зависящие от энергий и от всего остального, другого-то варианта нет, в книжках
ты это вряд ли прочтешь. Другое дело, что когда всё это начинает получать
человеческий облик, это уже воспринимается гораздо тяжелее.
Я не воспринимаю религию как понятие. Религия идет от
человека. И наверное кто-то мне скажет: "Нет!
Божьи руки, они находятся благодаря нам сегодняшним, мы, собственно, доносим
смысл написанного, переданного Богом". Честно
говоря, я считаю, что это полный бред.
В силу того, что люди рождаются, может быть,
безгрешными изначально, хотя, в принципе, считается, что дети отягощаются ещё
грехами родителей, не говоря уже о тех детях, которые в принципе зачаты в
греховной связи, они уже рождаются как иллюстрация грехов. И когда этот человек
по прошествии 14-ти лет хорошего подросткового греха, который в принципе всем
нам свойственен, начиная с лжи, краж – все, что дети
делают пусть и маленьких масштабах, когда мама говорит: "Не
ешь сладкое до ужина", - а семилетний ребенок находит сладкое и съедает,
он сразу два греха делает, он ворует и говорит маме, что не ел, - и эти же люди
потом, пройдя, как ни абсурдно это звучит, курс обучения, а любое получение
образования в семинарии, школе, где учат правильно говорить и громко петь, –
это обучение, потом мне, грешному богобоязненному человеку, кладут руку
на голову и говорят: "Отпускаю все твои грехи", - и в этот момент мне
должно, типа, стать легче. Я этого не понимаю. Во-первых, вам самим не стыдно,
если у вас есть совесть, если вы живете в монастыре или работаете, они же
работают, они не служат Богу, они именно работают.
Взять вообще нашу страну, это печальная ситуация.
Церковь всегда была как отдельный аппарат управления и влияния на народ. У нас
есть два государства – Россия и церковь, два президента: Медведев с компанией и
Алексий II тоже с компанией.
Наверное, в церковь ходить надо, но, наверное, с
культурной точки зрения, а не с точки зрения веры. По-хорошему
представать перед Богом или обращаться к Богу, как требует большая часть
мировых религий – до этого вообще ничего нельзя делать дня три, если мне не
изменяет память, я глубоко не вдавалась в эти подробности, но мусульманам до
первой молитвы нельзя ни пить, ни есть, ничего, а православные, насколько я
знаю, не могут в этот день работать, мыть голову, заниматься сексом
накануне ночью, т.е. они должны представать в чистом виде на воскресную службу.
А у нас приходят хорошо, если не с панели, подвязавшись платком, встает, ставит
свечку. А количество святых, которые были в свое время
причислены к лику святых Ватиканским папой черт пойми
каким-то, кем-то выбранным на тайном голосовании еще двенадцатью такими же! И
он будет решать!
Я уважаю мать Терезу, она замечательная женщина, она у нас
теперь причислена к лику святых, теперь ей мой ребенок или моя внучка пойдет и
поставит свечку. Она жила, она делала, она жила правильно с точки зрения ее
миссии и ее восприятия Бога, она жила правильно. Но
она не святая! То же самое, что сейчас идет обсуждение, чтобы Диану причислить
к мученикам и святым. Ведь на самом деле именно милосердие Божие
именно и подразумевает, что не обязательно нам всем приходить к душевной
гармонии с Ним, к налаженной связи с Ним через мучения, абсолютно нет. Я думаю,
что Он сам был бы рад, если бы мы все не мучились, если бы мы сразу с детства
понимали, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя. Почему считается, что
чем больше человек мучался при жизни, тем он более святой после смерти! Когда я
маме задала какой-то вопрос по поводу святых, оказывается у нас самый святой из
святых – это был какой-то там Николай Чудотворец, только потому
что при жизни он чего только там не пережил.
Николая II тоже
собираются причислить к лику святых. Уже, значит, через пару десятков лет будут
иконы с его изображением.
Да, прогресс не стоит на месте. Мы найдём фанатов
каждому по потребностям. Кто хочет верить в Мерилина Мэнсона - причислим
его к лику святых, в царя Николая II, как
своего Бога, ну тоже сейчас икону пойдем повесим. Это
не правильно и это не воспитывает тебя. Это тебе говорит еще полсотни
"нельзя", которые на самом деле не все такие уж нельзя, так скажем.
У меня общение с церковью началось в детстве, как и у
всех, меня крестили, против крещения я ничего в принципе не имею, хотя тоже
считаю, что ритуал – это понятие языческое все-таки. Я не помню, что то, что мы читали из последних дней жизни Христа, то,
что даже потом экранизировалось, было связано с обрядами, он не делал никаких
сумасшедших обрядов, которые церковь подразумевает. Это же тоже театр.
Наверное, может быть, это будет звучать несколько богохульственно,
но вот крестный ход на Пасху – ребята, Иисус Христос шел с огромным крестом,
огромное расстояние на дикой жаре. А вы делаете в три часа ночи два круга
вокруг храма Христа Спасителя, это не имеет никакого отношения к крестному
ходу. Да, вы молодцы, вы верите, но можно это показать Господу не путем
пародии. Можешь съездить туда, на ту гору, прикоснуться, попросить прощения или
чего-то еще. Но вокруг храма Христа Спасителя… Вот в
этот момент мне лично хочется застрелиться. Но я понимаю, что суицид – немалый
грех и это меня останавливает.
У меня был опыт общения с церковнослужителем, не с
самым плохим – с Алексием II, потому что
бабушка один из концертов давала как раз в храме Христа Спасителя как раз после
восстановления, и мы были у него в загородной резиденции. Есть хорошее русское
выражение, не при ребенке будет сказано: "Я ебал!",
от того, как у патриарха всея Руси. Наверное, ему в его семинарии не объясняли,
что понятие чревоугодие не заканчивается едой и сексом. Это грех, который
распространяется абсолютно на всё. Из стопроцентного шелка простыни, на которых
он спит, огромное количество золота, серебра, всяких картин, репродукций и
всего остального. Понятно, что он это не покупает, может быть, ему это дарят,
но он не продает и не раздает бедным в пасхальный день. Он в этом живет, он ест
и пьет во время великого поста. Почему? Потому что у него там где-то какое-то
хроническое заболевание, ему нельзя поститься. Мне было лет
13 и у меня был легкий шок. И родители объяснили, что дойти
до Бога не есть пройти через церковь. Это не есть путь, позвонить можно
по телефону, а можно еще как-то донести информацию, и не обязательно всегда
пользоваться церковью.
Туда стараюсь не ходить. Понимаю, что в силу каких-то
там обстоятельств приходится туда ходить, но я к этому
отношусь с определенного рода иронией. Не тянет, не было такого, чтобы меня
тянуло в церковь.
Касательно других религий, я считаю,
что любая религия, если ты выбираешь, самый простой и он же самый сложный путь
проживания, это прожить свою жизнь, отдать ее на служение Богу, не важно, в
какого именно ты веришь, но это должна быть абсолютно ортодоксальная религия,
где из 24-х часов 20 посвящено молитвам, общению, попыткам найти ответы на свои
вопросы, ожидание озарения, каких-то
таких вещей, т.е. когда ты действительно выворачиваешься внутрь, а остальные 4
часа ты тратишь на какие-то элементарные бытовые вещи.
Вообще из всех религий у моего поколения, наверное,
самая популярная – это буддизм. Не потому, что они все его принимают поголовно,
но они все считают его правильным. Когда их спрашиваешь, а почему, большинство
из них говорит, что это самая свободная религия. Там же можно, грубо говоря,
так, что "не нравится наша религия, пойди потусуйся
в другую, потом вернешься". Не знаю, я никогда не
вдавалась в историю этой религии и в основные ее каноны. Но я сама была в
Индии, видела миллиард и еще миллион статуй Будды. Понимаешь, что фанатизм
сродни Гитлера еще жив на нашей планете. Хотя это, наверное, уже перебор, когда
в каждой лавке… То есть это как если бы у нас в каждом
магазине были бы кресты. Ходить по улице было бы неприятно. И там – ты ходишь,
на тебя все это давит. Может быть, не так, в силу того, что все и так там
красочно, в серой Москве серые бы кресты – это точно было бы как на кладбище.
Близка мне такая религия как мусульманство. Она мне
близка с точки зрения восприятия женщины в этой религии, но не в её
ортодоксальной форме. Да, женщина создана для того, чтобы мужчине облегчить
жизнь, сделать ее более счастливой и так далее. А то, что они запрещают своим
женщинам работать – это тоже не есть хорошо, не есть правильно, потому что она
тоже должна развиваться, в том числе и духовно.
Касательно любой христианской религии, я считаю, что
это не имеет права на жизнь в принципе.
Иудаизм, вообще к нему вопросов нет, хотя опять-таки,
а почему они отдельная религия, а почему они вообще отделились от христианства
как такового, ведь события, которые происходили с Христом, они происходили на
иудейской земле. И в Израиль, столицу иудейской религии, мы ездим к
православным святыням, наверное, это абсурд.
Христианство более продаваемо, популярно. В Америке у
нас все католики, ходят по воскресеньям в церковь и так далее.
То есть это опять же часть социальной жизни, это то
же, что два раза в месяц надо сходить в театр и два раза в месяц отстоять
службу. В царские времена вообще не было по-другому, что это за брак, если вас
не венчали?
Но для меня общение с Богом – это общение с Ним сугубо
наедине в тот момент, когда ты расслаблен. Ты садишься, выключаешь свет, я даже
не ставлю музыку, просто такой наркотический залип в стену с определенными
такими разговорами внутренними, причем у меня не строится общение из разряда,
"а сделай так, дай так, пойми так и прости так". У меня начинается
просто тупо самоанализ и, так как я свято верю в то, что Он слышит все, включая
и все мысли, то Он слышит и процесс моего рассуждения. Зачастую у детей ответ в
школе у доски учителя не устраивает, получилось 25, а ему интересно, правильно
ли ребенок мыслит, что он пришел к этим двадцати пяти, не угадал ли он
случайно. То же самое и здесь, сказать: "Господи, прости и отпусти наши
грехи, – это, может быть и верно, но это должна быть финальная точка. И это не
есть осознание через раскаяние, если Он не может услышать, увидеть, как ты к
этому пришел. А все остальное для меня – это, действительно, требования
социума, общества, поэтому, по большому счету, мне абсолютно всё равно, в какой
религии я буду жить: с крестом на шее, со звездой Давида или с Кораном – не
имеет никакого принципиального значения, для меня это не является и не может
быть принципом. Многие мои подруги сталкивались с тем, что их муж другой
религии, шли на принцип и отказывались менять вероисповедание. И я в этот
момент пыталась объяснить всем и каждому, что вероисповедание и религия, как ты
исповедуешь свою веру – в церкви, в костеле или в мечети – нет, наверное,
имелось что-то глубокое, как ты к ней идешь, насколько ты к ней близок и так
далее. В общем-то, рада, что многих смогла переубедить, но по сути своей… Если у меня муж будет иудеем, значит у меня будет звезда
Давида на шее и Ханука – любимый праздник моих детей,
будет это мусульманин – значит все будет несколько по-другому, за исключением хиджаба – к этому я пока не готова, по крайней мере пока, я
к этому еще не пришла, хотя это тоже мелочи, наверное. Вот, собственно, это мое
восприятие.
Касательно кармы, космоса, энергий и так далее,
безусловно, мы от всего этого зависим, безусловно, это в нас движется, мы не
противопоставляем Господу силу, она должна по идее работать в сотрудничестве.
То есть, он создал за семь дней мир, соответственно, Он дал нам энергию воды,
земли, воздуха, огня и всего остального, в принципе, Он нам дал ответы,
какие-то ключи к пониманию к тому, как к нему прийти. Все, что от нас
требуется, это эти ключи собственно говоря, прочитать.
И потреблять энергию того, что нам дается в тот или иной момент.
Касательно эктрасенсорики,
мистики… В экстрасенсов верю в силу того, что есть
один знакомый близкий экстрасенс, который очень долго работал с нашей семьей, и
я бы рада поверить, да он не ошибается – такая ситуация. Я, наверное
из тех людей, которые будут верить, пока мне не будет доказано обратное. Но это
распространяется на науку, религию, мистику и всякое такое, если говорить о
людях, я до конца буду не верить, если мне не докажут обратное. Это другое,
человек слаб, и я не готова так рисковать. Поэтому я
конечно безусловно верю в то, что что-то есть.
А вот жизнь после смерти…
наверное, после Судного дня я что-то плохо себе представляю. Хорошо бы, если бы
была реинкарнация, хорошо бы, если бы сохранялся
статус, т.е. не хотелось бы стать муравьем, в общем-то, а зачем? Есть люди,
которые считают, что после реинкарнации, когда
человек становится каким-то животным, особенно мало живущим, это его душе
дается лишний период времени на отдых, на перезагрузку, для того, чтобы
подготовится к следующему возвращению на Землю в качестве человека с душой.
Хотя я искренне верю, что, например, моя собака очень
умная. Но я сомневаюсь, что она в какой-то очень тесной связи с космосом, с
кармой и так далее. Она скорее оттягивает какую-то энергетику.
Наверное, если все аспекты нашей жизни привести в
книге, то, наверное, да, вопрос духовного развития идет от вопроса твоего взаимодействия
с Богом и с миром. Это number 1 в моем
листе, то, что позволяет мне до сих пор двигаться, отсюда мотивация к саморазвитию
и восприятию жизни.
Что касается философии, в общем-то, это очень близко к религии. Есть
много мудрых мыслей. Я считаю, что Конфуцию открывалась какая-то
сверхъестественная информация, сверхважные вещи. Я вообще считаю, что и Карнеги, если он не героиновый наркоман, то
у него был портал в космос, потому что те вещи, которые он пишет, они
сумасшедшие, хотя он не философ, он несколько другой направленности, психолог,
что-то типа этого. Всё это философия, и как любой другой научный
предмет, всё идет от людей. Отсюда и такое выражение, наверное: "Давайте не будем философствовать", то есть давайте не
будем поддаваться обычному пустому разговору. Эти философские трактаты, они,
наверное, были "вау" для людей 2 тысячи лет
до н.э. Для нас – это обычный архив
среднестатистического московского психоаналитика, я думаю, что каждый из нас к
этому постепенно приходит. Я, в общем-то, сама ходила к психоаналитику и потом,
когда читала, думала, что можно же продать за большие деньги. Просто часовую
беседу, когда я ей рассказывала о том, как мне взорвало мозг и о том, как
маленький муравейчик ходит по кухне, и я, такая
большая и смелая, сижу и понимаю, что, если я его сейчас шлепну, то, наверное… Это больные разговоры. Больные, но мне, когда я читала,
просматривался какой-то смысл, и понимала, что я недалеко ходила от средней
руки философов, потому что как жить, что делать, с кем бороться и как бороться
– наверное, извечные такие темы. Но при этом философия, наверное, не ответила
ни на один из вечных вопросов именно так, чтобы конкретно и безапелляционно, а
очень расплывчато, очень мутная наука… Я вообще не понимаю понятие философский
факультет, например, в институте, чему там учат, учат философствовать или учат
быть теоретиками философских трудов. Я очень много слышала
ответов на этот вопрос и ни один меня не обрадовал. Это все равно наука,
а наука – это не от Бога, это от человека, поэтому это не гуд.