Ольга Свешникова
3. Философия, религия, мистика,
природа
Для меня
это всё кучей намешано. Изначально это вера, которая мне навязана. Так моя
мама, куча поколений, русский народ – православный народ, наверное, правильно,
но фальшиво это. Все эти дурацкие каноны – в церковь в
штанах не ходить, или платочком покрываться, и стоять эти ужасные службы. Ты
стоишь и думаешь: "Оля, тебе не стыдно? Ты стоишь, ты же
ничего о Боге не думаешь, а о том, как бы сесть, как у тебя ноги затекли, и ещё
при этом злишься, особенно на этих всех бабулек,
которые якобы православные, но смотрят на тебя таким змеиным взглядом, что
думаешь, а где ты-то здесь, какое твое место в церкви?"
В детстве
у меня куча книжек была, среди них и Библия тоже. Они стояли вперемешку – и
Библия как сборник сказок понималась. То есть сакрального отношения вообще
никакого не было. Скорее, чем старше, тем страшнее становилось. И родительские
вздохи, когда в церковь идёшь: "Что ты, веди себя тихо", ну, как
обычно. Приезжаю я в Питер,
тоже там мама – чтобы сдать экзамен, сходить свечку поставить, чтобы что-то
сделать, тоже свечку поставить, службу отстой, потом Пасха. Два или три года я
ходила на эту Пасху, всю ночь с крестным ходом. Нет, был у меня такой очень
чистый момент, но в какое-то время я поймала себя на том, что чистого уже
ничего нету, вранье.
Было
такое, когда приехала в Питер,
зимой на первом курсе так мне хорошо было, что я в Питер попала, и тут всё так
отлично складывается, и люди мои, и всё мне нравится, что на ночь молитвы
благодарственные читала. От души. А потом прошло, перестала. А в общаге, у меня
там куча стояла этих иконок с мощами, мама попросила: "Пусть стоят они у
тебя", пусть стоят, мама, если тебе так спокойней. Тема такая – что её со
всеми подряд обсуждать? Я не верю этим якобы православным. Чистого и славного
человека, его и так видно. Я видела Божьего человека. В египетском коптском
(ответвление христианства, одно из первых) монастыре. Через его глаза я впервые
увидела, что значит Бог, который тебя любит. До этого Бог мне другом был. А тут
я вдруг почувствовала, что он мне еще и Отец, мой Создатель. Любовь его
безоговорочную приняла. Навсегда.
Когда я с Форком
познакомилась, он как-то это всё так рассказывал, что-то объяснял, даже, помню на Пасху с ним сходила на крестный ход, но не мое.
Понимаешь?
А в
это время начался процесс обращения к природе, может, из-за Чукотского детства.
Впитала это, а теперь, когда время пришло, оно ко мне приходит? Деревья, трава, небо, дождь, они и есть некие сущности. Что-то со мной
разговаривает, словами это не называется, просто когда
ты чувствуешь, что делаешь правильно, какие-то вещи начинают открываться, так
бы ты мимо них прошёл, а тут... Вот эта книга про качество
тоже (Р. Пирсиг. Дзен и Искусство
ухода за мотоциклом),
всё это в одну кучу намешалось, я не хочу это всё
словами называть, потому что назовёшь слово – сущность потеряется.
Все эти храмы – это больше
на идолопоклонничество похоже, придумали каноны, но их же люди придумывают, и
вообще, в принципе, понятно, что такое хорошо и что такое плохо, неужели Богу
надо, чтобы ты стоял вот так нечестно в этом храме, и думал, как у меня спина
болит, ноги болят, и вообще, "я такой молодец, видишь, прихожу в церковь,
дань тебе отдаю, правильный я такой чел, порядочный". В какой-то момент в церковь
перестала ходить, но в самые сложные моменты: "Боже, ну помоги,
помоги".
Со мной девочка-колдунья жила, у неё мама
такой была и бабушка, ей этот дар (наказание) передался. Вот она мне историю
такую рассказала про Веру. Были у неё бабушка и дедушка, не по той линии,
которая колдовская, другая. Дедушка самый настоящий атеист, а бабушка наоборот
такая типа верующая, в церковь ходим, посты соблюдаем, из разряда гаденьких бабулек из церкви.
Бабушка злая, дедушка добрый. Умерли они, когда их время пришло. Бабушка в аду,
дедушка в раю. Не спрашивай, как она это вычислила, то ли бабушка к ней
постоянно является, то ли дедушка… По-моему, это
очевидно – если ты честный, добрый, не врёшь самому себе и людям, так прости, а
за что тебя в ад? Ну опять же, такое сомнительное
понятие этот ад... Мне очень нравится версия, что ад – это на Земле. Что ты сам
себе его устраиваешь.
Я чужую веру и религию не отрицаю. Только у меня своя правда, адаптированная. У Коупленда даже термин такой есть - ЯИЗМ ("попытка индивида, не получившего традиционного религиозного воспитания, самостоятельно создать религию, которая была бы подогнана под его душу и фигуру. Чаще всего - мешанина из идеи реинкарнации, общения с Богом, образ которого представляется крайне неясно, натурализма и лозунгов типа: Глаз за глаз, карма за карму").
Что я имею на данный момент. Есть некая
сущность, мне ее проще всего представить или как яркое пятно, или образ Иисуса.
Определений не имеет, границ не имеет. Суть всего, начало и конец всего. То,
что можно познать только частично. Как ты к этому относишься, так оно к тебе и
поворачивается.
Меня не
столько проблема веры занимает, сколько проблема гармонии внутри себя и внутри
окружающего мира. Мне почему-то кажется, что если у тебя внутри что-то есть,
мало того, что дети и животные начинают к тебе по-другому относиться, ты
начинаешь общаться с окружающим тебя миром, с природой, люди к тебе совершенно
другие подходят. У меня всё основывается на том, что
"правильно/неправильно", "честно/нечестно". А понятие правильности внутри определяется.
Может, оно и навязано опытом моей жизни. Но есть же общие понятия. Вот за них и
цепляюсь. Правда, она одна большая. А потом уже каждый под себя
ее дробить начинает. Только она-то от этого не меняется. Я считаю, что Бог,
сущность, всех принимает, всех порождает, что мы часть её, что мы что-то делаем
для того, чтобы сделать ей лучше. Или сделать хуже – тот же самый плюс-минус.
Главное, быть честным внутри себя, и с окружающими людьми, вообще с окружением.
И тут уже самые большие проблемы начинаются. Потому что, во-первых, ты не
всегда можешь быть честным, во-вторых, есть такие ситуации, когда ты просто не
знаешь, куда тебе двигаться, что тебе делать. В такие моменты я стараюсь
остаться полностью наедине с собой. И первые три-четыре дня – это вешалка, ты
ищешь, как самому от себя сбежать, все твои проблемы, комплексы, загоны, и
желание убить себя возникает огромное, то есть ты тут несостоятельный, здесь
несостоятельный, тут нечестный человек, ну и вообще: а что ты здесь делаешь,
непонятно. А потом, через три-четыре дня ты готов сам себя слушать, и, как правило,
приходит это ощущение, но оно не вербализировано, какое-то время оно держится,
и ты понимаешь, что тебе надо делать. Не конкретно, что тебе надо делать, что
пошёл, взял лопату и копай, ты примерно направление видишь, куда ты хочешь
двигаться, как это для тебя будет честно, и в этот момент у меня начинается
такое, что начинаешь честно с людьми разговаривать, не боишься им
"нет" сказать или "да", не боишься
чувства проявлять, вылезаешь на некоторое время из раковины, чувствуешь, что
люди к тебе тянутся.
Вера в
добро, вера в любовь, вера в себя – главные составляющие ВЕРЫ, так мне кажется.