Владимир Колонцов

6. Философия, религия, мистика, природа

Что такое философия и для чего она нужна? Вся наша жизнь состоит из деятельности. Можно совершать деятельность, глядя только лишь на предмет того, что мы делаем. Обращать внимание на саму деятельность, и совершать над ней действия, то есть изменять её – это и есть философия. Делать можно хорошо, а можно – плохо. Философия нужна для совершенствования нашей деятельности. Для того чтобы воздействовать на что-либо (совершенствование есть воздействие) – нужно видеть то, на что ты воздействуешь. Можно видеть глазами, а можно – разумом. Разум видит понятиями. Мы можем смотреть глазами на окружающую обстановку, видеть чётко, но при этом не видеть предметы, потому что мы о них не имеем соответствующих понятий. Вместо этого мы будем видеть что-нибудь ещё: точки, чёрточки, или другой хлам (и то, только из-за того, что мы имеем понятие о чёрточках и тому подобное). Чтобы видеть свою деятельность, нужно иметь соответствующие понятия. Но если мы задумываемся над этим, понятия появляются.

Вначале философы задумывались над собственной деятельностью. Задумываться над своей деятельностью есть деятельность, называемая разумной деятельностью. Поэтому следующим шагом было исследование разума.

В мыслительной деятельности может быть практический интерес и теоретический. Практический интерес состоит в совершенствовании предмета наших размышлений. Теоретический интерес, вообще говоря, есть частный случай практического, только предмет здесь – наши знания. Мы стараемся сделать наши знания более компактными, простыми для усвоения, пытаемся их систематизировать, чтобы больше помещалось в голове и легче было в них ориентироваться, пытаемся разрешить противоречия и так далее.

Важнейшее понятие в нашей деятельности есть действие. Действие – это почти то же самое, что изменение, особенно, если это элементарное действие. Действие определяется условием и результатом. Результат одного действия может стать условием для другого. Таким образом, два действия могут объединиться в одно новое, со своим условием и результатом. Живя, мы узнаём, какие действия при каких условиях к каким результатам приводят. Когда у нас наберётся достаточное количество информации, мы можем производить эксперименты в голове, и смотреть, что получится. Здесь мы проводим эксперименты, комбинируя различные действия. Планирование есть поиск нужной последовательности действий, приводящее к нужному результату. Когда мы найдём эту цепочку, то она превращается для нас в одно действие. Говоря "превращается", я имел в виду, что цепочка действий начинает восприниматься как одно действие.

Бывают действия совершённые по нашей воле, а бывают – действия природы. Действия природы отличаются тем, что они полностью зависят от начальных условий, то есть, если мы полностью восстановим начальные условия, то действие обязательно произойдёт (если оно уже происходило в таких же условиях). Это есть важное для опыта априорное утверждение нашего разума, которое доказать нельзя, так как мы можем представить ситуацию, когда этот закон не выполняется. В квантовом мире, может быть (а может быть, не может), он не выполняется.

Есть чувства, дающие информацию, а есть чувства, связанные с деятельностью. Любая деятельность, ставшая привычной, может вызывать характерное для неё ощущение. Такого рода ощущения могут быть желаниями, побуждениями, и тому подобное. Ощущение счастья, несчастья непосредственно связано с деятельностью.

Религия зачастую возникает из-за того, что мы не можем исправить свою деятельность, и ждём помощи от Всемогущего. Со временем люди начинают понимать, что им нужно, чтобы помощник был не только Всемогущим, но и Всеблагим.

Хотелось бы немного упомянуть о рае и аде. Люди для себя решают, будут ли они следовать добру или злу. Часто они не соглашаются на добро, и разрешают себе совершать плохие поступки в будущем. Распространённый аргумент против добра – так не выживешь. Те, кто встал за добро, не мирятся с плохим, и желают чего-то лучше. Человек, стремящийся к чему-то, ближе находится к этому, нежели человек, к этому не стремящийся. Люди, соглашающиеся на зло, часто соглашаются с худшим, и не ищут лучшего. Лучшего за них ищет похоть или что-нибудь подобное. Примерно понятно, чем такие поиски заканчиваются.

Если человек встал за добро, то он отказывается от плохого. Плохого он боится. И в этом видит своё преимущество человек, соглашающийся на зло. Если кто-то делает что-то плохое, то плохого происходит не так уж и много. Иногда даже бывает трудно сделать что-нибудь, чтобы были плохие последствия. Плохих последствий обычно не получается, потому что при сознании их возможности становится как-то не по себе, и сам виновник, или люди вокруг него хотя бы неосознанно (но страдая) сглаживают последствия.

Короче, из этого должно следовать, что те, кто встал за добро, скорее живут в раю, а те, кто за зло – наоборот. Причём здесь ещё играет важную роль заблуждение: ведь человек, избравший зло, хотел как лучше, но обманулся.

Вот что ещё можно сказать о философии. Чувствуется, что сейчас есть тенденция от изучения общего к изучению особенного. Как-то это всё стрёмно. Говорят, что все мысли уже изложены. Понятно, что особенного больше, чем общего, здесь легче найти новизну. Искание новизны для учёного – порок, потому что этим он обычно отходит от того, что нужно людям, занимается бесполезными вещами, снижает авторитет разумной деятельности. Что касается меня, так я считаю, что это большое счастье, что столько известно. Вот захочется до чего-нибудь дойти, а это оказывается очень далеко, недостижимо в моей жизни. А тут вроде много чего сделано, и до цели не так уж и далеко.

Ещё один нехороший аргумент в пользу особенного: общее ассоциируется с обычным, скучным, а особенное – это что-то такое особенное! Такое стремление к развлечениям не очень-то и красиво. Вообще, воздействие на себя, вызванное чувственными побуждениями, противно.

 

 

Hosted by uCoz