Елизавета
Парфёнова
7. Наука, образование, школа
Образование у меня гуманитарное: я учусь на
филологическом факультете, занимаюсь языком, литературой – т.е. тем, что
связано со способом человеческого мышления, его взглядами. Одновременно
занимаюсь фотографией, рисунком, то есть визуальным искусством. При этом склад
ума у меня достаточно логичный: даже когда я занимаюсь литературой, для меня
важно, чтоб вырисовывалась некая система, выстраивалась структура, я нахожу
какие-то связи между явлениями. Вспоминая опять же о моей личной философии: в
моменты осознания истины и иррациональное начинает в
нормальные системы складываться, связи находятся везде. Просто то, что можно
увидеть и доказать, привести пример видимый (собственно, научный метод познания),
оно наиболее очевидно, и поэтому проще из этого сделать систему, чем найти
связь между совершенно абстрактными понятиями.
Школа, учит как раз научному способу
познания. Начальная школа - некие прикладные знания, необходимые для жизни в
социуме – тебя учат читать, писать, считать, чтоб ты мог самостоятельно себя
обслуживать. Дальше уже идёт обучение литературе, то есть знакомство с
культурной традицией национальной, чтобы быть в курсе и в контексте. Тут же и
история. История и история культуры, литература настолько взаимосвязаны, что
границы между ними очень прозрачны. Литература – это и сами тексты и история
литературы, литературныме памятники – носители
истории народа.
Грубо говоря, в школе выстраивается система
ценностей какая-то. Тебя специально знакомят с лучшими произведениями
литературы, чтоб ты мог научиться сравнивать, выделять критерии художественной
ценности, качества, учат, что плохо, а что хорошо. На тему качества, кстати,
есть хорошая книга Пирсига Дзен или искусство по
уходу за мотоциклом.
Точные науки мне в школе хорошо давались, но
не могу сказать, что длинные уравнения алгебры мне пригождаются на практике.
Точные науки – воплощенный идеал научного метода – вот теорема и вот
доказательство, всё должно быть доказуемо, но, с другой стороны, занятия науками
– это тоже творчество, где очевиден результат опытов. Химия и физика – ученый
выясняет принципы, а потом создаёт с их помощью что-то новое, изобретает новый
механизм, машину, лекарство, выводит более выносливую породу собак, более
плодовитый и сладкий сорт яблок. Теории работают на практике, вон, деда Юра
юбилей тут отпраздновал, ядерную бомбу изобрел – работает хорошо. Другое дело,
с какими целями развивают отрасль науки – с мирными или военными, для кого
наука, для человека или для государства?
Наука – это система знаний в какой-то
области, четкая структура. Даже в университете, на филологическом факультете,
казалось бы "бег литературного процесса", "язык – живой
постоянно меняющийся динамичный организм", но… Какая
там свобода творчества, какие передовые и новаторские подходы и методы!? У нас
на кафедре СОВРЕМЕННОЙ русской литературы преподают как в восемнадцатом веке.
Очень жесткий консерватизм. Пятьдесят лет мусолят одни
и те же школы, направления, жанры, сплошной формализм и теория литературы.
Теория, форма мне интересна как эстетическая и художественная ценность,
"ой, ну как он это друг с другом соединил, ой какое слово подобрал, так
метко", но если при помощи формы достигается нужный результат. Мне же в
литературном произведении важна гармония формы и содержания, как глубокий
философский подтекст отражается в способе построения произведения, как все
художественные средства гармонично отвечают авторскому замыслу. Любопытно
проследить ход авторских мыслей и способ мышления, уровень духовного развития. Ведь то, что он пишет, характеризует его: возможно в процессе
создания, пока автор творит, пишет, он сам меняется, что-то узнаёт, т.е.
творчество как процесс познания. В первую очередь мысль мне интересна мысль,
идея. На кафедре литературы двадцатого века такая ситуация: занялась я,
например, постмодернизмом, Пелевиным, чтоб изучить
его философию, мировоззренческую концепцию, а специалисты по постмодернизму
занимаются поиском цитат, аллюзий и витиеватых метафор. Пелевина,
например, разбирали лишь одно занятие, потому что у него ничего такого суперинтересного с точки зрения языковых изысков нету. Круто вообще. Меня это поразило. Многие застряли в
рамках своих консервативных представлений и литературных предпочтений, не очень
открыты каким-то новым взглядам и точкам зрения – пытаешься впихнуть свою
курсовую работу, где последний абзац на страницу о самом главном, по сути дела,
выстрадан ночами тяжких дум, а тебе пишут в курсовой работе прямо: "А вот
последний абзац я совсем не понял"... Тут, конечно, начисто
мозг вышибает.
Должен быть, конечно, какой-то базовый
уровень образования, общий контекст, чтобы коммуникация происходила. Бедное
человечество, чем больше знаний, информации, чем больше средств коммуникации, тем
больше с этой самой коммуникацией проблем, разобщенность, разъединение. У меня
такое создаётся впечатление, что от ясности сознания человечество уже давно
ушло, видимо, только в начале времен, когда оно ещё зарождалось, всё было в
порядке. Чем больше дивайсов было изобретено, тем
больше люди теряли суть происходящего, что они должны делать и зачем они живут,
ну явно не для того, чтоб изобрести компьютер и стать абсолютно беспомощным,
если он сломается... Ну и наука, собственно, старается на поприще работы в
топку ада – технический прогресс.