Иван Степанов
7. Наука, образование, школа
С
определённого момента в школе я очень живо интересовался научным познанием.
Цель была – интересное чтиво, интересные факты сами по
себе. Хотя довольно часто использовали мы всякие познания, когда делали
нитроглицерин и так далее, в восьмом классе, порох мутили, какие-то вещества
получали, при смешивании которых возникает реакция очень сильного расширения, и
если всё это находится в среде, которая не может расшириться, происходит очень
хороший бум. Пошалить, всё такое, какое-то практическое применение.
Есть у
меня друг такой, Вова Колонцов, вот он сейчас в Дубне
учится, на ядерного физика, по-моему, вот он увлёкся этим, продолжил. Меня не
так интересует наука, просто живые и мыслящие мозги у меня имеются, в плане математического
мышления, ну это просто провести время за беседой, поделиться какими-то
впечатлениями, обсудить события с научной точки зрения. Например, открыли
электростанцию по новому методу работы, или отчего происходят магнитные бури на
Солнце. А друг мой посвятил себя этому, учится в институте и планирует
заниматься только этим. Не очень понятен сам смысл занятия наукой. Вечное
образование? Что это значит? Когда ты учёный, что это такое? Что это значит –
быть учёным? Всё время ты ищешь что-то, учишься, учишься, узнаёшь, узнаёшь...
В совковые
времена была тема – надо приносить пользу Родине, будем изучать новые типы
энергии, и будет всем клёво.
Или оружие замутим какое-нибудь офигенное,
чтобы американцам мало не показалось, страшно было. А сейчас нет же таких
моментов, то есть можно искать какой-то новый тип энергии, можно бомбы делать,
всегда будет спрос, можно просто изучать, новые элементы открывать в таблице
Менделеева. Это полезное занятие, польза практическая будет, но непонятно, что
такое быть учёным, заниматься всё время вечным познанием, только познавать, у
тебя нет личной жизни, есть только познание и голова, которая этого требует, в
которой есть ещё место, чтобы какие-то знания и факты впихнуть. Очень забавна
приверженность этой системе. Есть другие методы познания, в них не настолько
структурированы рамки, за которые ты не должен выходить, то есть выходи, но это
будет так же объясняться в рамках этой системы, а здесь есть рамки, за которые
выходить нельзя. Если ты ускорил какой-то элемент, замерил расстояние, которое
он прошёл, и ускорение, с которым он замедлялся, то такая-то формула будет
работать, и ты что-то доказал. Не может быть иначе. Всё доказуемо и всё легко
проверить экспериментами. И выходит, нет того, что нельзя познать, и принцип
один.
Когда
научный метод становится доминирующим, он становится единственным. Так и только
так. И это занимает все такие институты, как школа, образование. Доминирующий
метод познания, а чего именно познания... Ценность развития – это получение
информации, не учиться рисовать, не учиться реализовывать себя, а именно
получение информации и использование её в рамках научного метода.
Институтское
образование предполагает тусу, с которой общаешься,
как в школе, но там тебя ещё воспитывают, а в институте никто тебя не
воспитывает, есть люди, с которыми ты общаешься, и общаешься зачастую довольно
плотно. Если серьёзный институт, типа МГУ, тогда это клёво
тем, что потом эти люди очень классно пригождаются. Из
двадцати одногруппников десять становятся успешными
людьми, один в одной сфере может тебе помочь, другой в другой сфере, и ты тоже
можешь чем-то помочь, и получается полезная туса в
рациональном плане, к тому же ты ещё и просто находишь клёвых друзей. Но это я не про себя говорю, потому
что учусь в институте на дневном, но бываю там в
сессию недельку, а то и меньше, две последние сессии прошли мимо меня, я особо
их не беспокоил, эти сессии. К тому же хороших институтов, по-моему, мало. Но
даже и в хороших институтах правильного мало.