Владимир Колонцов

7. Наука, образование, школа

Что можно сказать о науке? Есть наука – предмет, а есть наука – разумный взгляд на мир. В противоположность разумному взгляду ставится чувственный. При таком взгляде всё кругом – просто вещи, которые можно потрогать, увидеть и т.п. Об этих вещах трудно что-либо сказать, разве что описать, что испытываешь.

Переход к разумному взгляду может произойти так: можно выделить материю и составлять из них формы. Материя – здесь будет остаток чувственного восприятия, а формы – начало разумного.

Разум видит формы, упорядоченность, закономерности, законы, структуры, иерархии и тому подобное. Всё это – другой мир, отличный от чувственного. Материя со временем исчезает, потому что она сама существует благодаря каким-то законам. Та материя, которую мы ощущаем – это не есть что-то, а просто мир так устроен: мы – это какие-то структуры; есть другие структуры (а вместе мы единая структура), и всё там происходит таким образом, что создаётся представление о материи у какой-то части структуры.

Как вообще такое получается? Как получается другой мир? Всё, что мы созерцаем, откладывается в нашем сознании как объекты и связи между ними. Совокупность объектов мы воспринимаем как мир. Когда объектами были чувственные вещи – мы видели чувственный мир. Но затем мы стали исследовать взаимосвязи, отчего эти взаимосвязи превратились в объекты. Эти новые объекты также взаимосвязаны. Таких объектов постепенно становится больше, а некоторые из них начинают замещать чувственные объекты. Так мы перемещаемся в другой мир.

Есть приятное – то, что доставляет нам удовольствие через чувства, а есть прекрасное – нечто упорядоченное, целесообразное. Если у вас возникает структурное видение, то всё кругом (и внутри нас) видится системным, закономерным, упорядоченным, а значит – прекрасным.

Бывает, мы чем-то восхищаемся, готовы преклоняться перед этим. Здесь и возникает религия. Древние поклонялись могуществу природы, от которой зависела их жизнь. Природные силы одушевлялись, возникали боги. Затем люди познали науки, математику, этику – этими вещами также можно восхищаться. В средние века люди к всемогуществу Бога добавляли бесконечность, всеблагость.

Мне кажется, что существования упорядоченных структур достаточно для религии, даже не надо придумывать Бога, весь наш структурный мир уже можно назвать Богом. Хотя не думаю, что на этом стоит останавливаться. Закономерности образуют структуры. Структуры существуют по определённым законам. Эти законы можно изучать, превращать их в объекты… Это есть движение в определённом направлении, но качественно здесь уже ничего не должно поменяться. Кто знает, может быть на этом пути можно наткнуться на возможность нового качественного скачка? Тогда мы наверняка ещё больше приблизимся к Богу.

Думаю, что науке в скором времени понадобится управление. Раньше, судя по всему, там управление было, причём именно благодаря этому, благодаря тем началам, которые были положены, наука достигла таких больших успехов. Сейчас же в науке анархия, мало кто понимает, что надо делать, зачем это нужно. Здесь я не имею ввиду не коммерческие исследования, а фундаментальную науку. Возникло множество слабосвязанных отраслей. Чтобы поддерживать отрасль, нужны люди, а учёных сейчас не прибавляется, несмотря на рост населения.

Почему так получилось? Думаю, что из-за человеческих пороков. Многие люди занимались и занимаются наукой не ради науки, или служению человечеству, а ради удовлетворения своего честолюбия. То есть они занимаются наукой, чтобы просто что-то сделать, что-нибудь выдающееся, что ещё никто не сделал, что-нибудь нетривиальное, труднодоступное. При этом эти учёные не понимают реально, чем они занимаются, зачем это нужно, как они это делают.

Кто покрутился в обществе учёных, тот наверняка знает, как там ценится авторитет. Конечно, учёные бывают разные, встречаются и хорошие (хотя бы условно). Кстати, известный факт, что девять из десяти публикаций сейчас – что-то вроде спама. К нам с запада приходит практика подсчёта индекса цитируемости – количество ссылок на твои работы. Сейчас цель научной работы – написать статью. Не будешь писать – уволят. Это всё нехорошие вещи, усугубляющие проблемы, но они и сами являются следствиями этих проблем. Вообще говоря, решение таких проблем относится скорее к философии. Но большинство физиков философию ненавидят, а философы науку не понимают.

Образование – это очень хорошая вещь. Образование воспитывает человека, даёт ему большие способности. Наш мир очень сложен, чтобы что-то сделать, надо постараться, а если что-то сделаешь, то наверняка на тебя упадут какие-нибудь плохие последствия. Человек в школе может учиться совершать какие-либо поступки, учиться мыслить. Здесь всё это происходит под контролем старших, так что ничего плохого не случится, можно набираться опыта, сколько влезет. Главное побольше набраться, чтобы потом легче жить. Ведь это так приятно – с лёгкостью совершать поступки, и гордиться их следствиями.

Такому хорошему развитию способствуют решение различных математических трудностей, реконструкция процессов, объяснение явлений, происходящих в географии, истории, биологии и в других науках, различного рода дискуссии, споры, делающие нас сильнее, написание своих сочинений, описание испытанного тобой опыта, проникновение искусством, организация творческих вечеров... Почему этого не происходит? Неужели это так трудно организовать, или это неинтересно? Может быть это не соответствует реалиям современной жизни? А может школьники тупые? Сколько ещё можно придумать тупых отговорок, чтобы это не делать?

Сейчас, к сожалению, образование сводится к выучиванию (почти вызубриванию) материала, который никому не нужен. Считается, что чем больше материала даёшь, или чем больше требуешь на экзамене, тем лучше. Так считают ещё не очень испортившиеся педагоги (очень испортившиеся получают деньги, и ждут, когда же это всё закончится).

Здесь я дал два крайних взгляда на современное образование. В реальности происходит что-то среднее, но ближе к негативному варианту, в общем, образование сейчас как-то не очень хорошее, а если что-то делается, то не в нужную сторону.

 

Hosted by uCoz