Ольга Артемьева

6. Наука, образование, школа

В школе сейчас такой зоопарк! Я вспоминаю, где я работала, и когда училась еще. Это вообще, знаешь, как будто с другой планеты. Есть там, конечно, один-два с общечеловеческими ценностями, кто любит читать, не чужд искусству, так сказать, с богатым внутренним миром, и который над собой работает. Ну, там один ребенок из параллели, допустим, а остальные как раз уже готовые потребители, которые живут уже этими ценностями.

Уже сами учителя не то, что замечают, это сложно не заметить, когда вот даже в записках, если раньше какие-то такие были темы, ну, просто треп или об уроках или там кого-то обсуждали, такие сплетни, то там уже идет обсуждение на ком что одето и сколько это стоит, уже где-то с 7-го класса. Мысли только об этом. И работать с этими школьниками, конечно, было… очень интересно, потому что я там была как официальное лицо, говорила всем: "Вот, очень интересно узнать о себе", - и когда идешь мимо их тусовки и слышишь, как они общаются и какие выражают интересы, складывается более цельное восприятие. Но понятное дело, что человек не должен быть таким линейным, с каждым он по-разному себя ведёт и разное говорит, но, в общем и целом они на меня произвели более удручающее впечатление, чем даже те, кто учился со мной, более младшие классы. Когда я сама училась в 11-ом, я смотрела на наших семиклассников и думала: "Боже мой, они дикие, я их просто боюсь", настолько уже были другие интересы, другие люди, 4-5 лет нас отделяло, и сейчас уже 10 лет отделяет. То, что изменилось в стране, у родителей… Вот сейчас Андрюша тоже, как он себя ведет, какой он человек, представитель, так сказать, своего поколения, он, правда, не рядовой представитель, у него тоже свои особенности.

Андрюша заболел, когда учился в 1-ом классе, и я ему говорила, чтобы он не отдыхал, а решал задачи. Я смотрела, как он думает, когда решает задачу, как его логика строится, и мы это всё бодренько делали и забежали вперед, как-то так само случайно получилось. И потом учительница Андрюху отругала, что он такой негодяй, всё решал сам до того момента, как они это прошли. Из меня сделали такое замечательное пугало и учительница спросила: "Кто тебя просил это делать? Лучше бы ты ничего не решал". Он сказал: "Тётя Оля". Учительница говорит: "Кто эта тётя Оля? Так над ребенком бедным издеваться!". И тогда, конечно, Андрюша получил жестокий урок, что инициатива наказуема. Я так огорчилась, больше, чем Андрюша. Я сейчас тоже пошла в первый класс вместе с Андрюшей, так как я не ходила в первый класс, мне это было интересно, я ходила в нулевку, а потом во второй. Такой пропущенный этап. И то, чему их учат, и как их учат, и то, что в голове ничего не остается, это удручает. И то, что не учат мыслить, что за это даже наказывают как-то. Не мыслить, не рассуждать, а учат следовать правилам, ко всему подходить формально. Есть такая задача, ее надо оформлять так-то, решать так-то, и всё. До автоматизма. А о том, чтобы подумать, развить свою мысль, это, наоборот, наказывается. Может, это так только в младшей школе, чтобы привить какие-то дисциплинарные моменты... В итоге получается, что ребенок не учится думать. И когда пытаешься что-то спрашивать, прочитал – что понял, и, естественно, нет интереса к такому обучению, у Андрюши нет интереса, и я его понимаю. Мне бы тоже это было неинтересно, а так как он еще и не любит читать, то у него вообще нет интереса ходить в школу, кроме общения, он уже знаком с какими-то пятиклассниками, там тоже тусовка своя. Ради этого можно пойти в школу, а можно так вот заболеть, "тяжело", потому что та же тусовка есть во дворе.

В Южно-Сахалинске, кстати, образование лучше, чем в Москве. Было, по крайней мере. Сейчас не знаю. Сейчас как-то, знаешь, всё усредняется и сводится к тому, что везде всё одинаково. Что в хорошей школе, что в плохой. Программа одинаковая, отношение учителей тоже одинаковое – отчитать и уйти.

Про институт. Брат считает, что нам не повезло, и он сейчас маме предъявляет претензии, что, мол, их привезли и предложили такой-то факультет, а он ехал поступать на другой факультет, и он согласился и отучился в итоге не там, где хотел. И то, что мама его не заставила куда-то перевестись, он это ей ставит в вину. Нина поступала, куда хотела, я поступала, куда хотела. Я даже не могу себе представить, что меня бы заставили поступать туда, куда я не хочу. Я завалила бы экзамены, например.

Я искренне хотела стать психологом, классе в 10-м захотела, курса до 4-го хотела. Я, честно говоря, потом задавала себе такой вопрос, а чего я, собственно, захотела учиться там, где я училась. И ответить себе я так толком и не смогла. Большей частью, конечно, это был поиск ответов на вопросы, идущие из детства, связанные с какими-то семейными сложностями, трудностями, решением своих проблем. Но обычно считается в нашей среде, и сами преподаватели нам говорили, что люди, которые приходят учиться психологии, ища ответы на свои вопросы, чтобы решить свои какие-то проблемы, они решают эти проблемы и уходят из этой науки. А кто остается, я не знаю, задавали вопросы, могут ли все приходить в психологию искать ответы на те или иные вопросы, ответ был: "Да, конечно". Следующий вопрос был: "А те, кто не уходят, они что не находят ответов?". На что наш добрый милый Василюк сказал: "Ну, в чём-то вы правы", - и на этом обсуждение закончилось. Главное, все очень логично.

А на четвёртом курсе пришло такое чувство, что всё это бессмысленно. У меня просто пропал интерес. Лично я могла бодро идти в аспирантуру, писать какие-то работы. Но это было бы как в анекдоте, есть чем, есть где, но зачем? На пятом куре уже были авторские курсы и были разные преподаватели, кто-то реализовался со своей теорией и как-то её двигал, а кто-то остался на том уровне, что только преподает её в вузе и все. И я посмотрела на это научное сообщество, где все друг друга знают, все выпускники МГУ, основная тусовка наших профессоров и доцентов, и начала думать, хочу ли я туда входить, надо ли оно мне. Я написала диплом, я знаю, какой это диплом, насколько он мне самой не понравился, как я над ним работала, но у меня не было выхода, потому что голова была другим занята. Я его написала за месяц, грубо говоря. Мне поставили "отлично", потому что тема была выбрана удачно. И я поняла, что моя работа по большому счету никому не нужна, потому что тоже какие-то отписки, я же еще в деканате работала, посмотрела изнутри на это все, на отношение к студентам. И уже под конец все как-то определялись, кто шел в аспирантуру продолжать для своих каких-то целей, а я поняла, что из научной среды, я уже посмотрела, что это такое, и поняла, что я там быть не хочу, посвящать свою жизнь вот этому мне не хочется.

Вроде оно всё о реальности, о том, как что устроено, но при этом всё оторвано от жизни.

Нельзя отрицать приятный момент, что когда сюда идут студенты, я хожу с чувством гордости, что у меня это все позади. Самое приятное в обучении, что оно закончено.

 

 

Hosted by uCoz