Д. Рылов

Занимательное гробоведение

К выходу нового альбома "Гражданской обороны" наше издание предлагает читательскому вниманию годичной давности набросок, почему-либо появившийся в этой реальности.

ЛИЦЕНЗИОННАЯ ВЕРСИЯ "ПОСЕВА": НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРАВКЕ ТРЕКЛИСТОВ НОМЕРНЫХ АЛЬБОМОВ.
Материалы к исследованию.

Поскольку издание-переиздание магнитоальбомов плодовитейшей группы "Гражданская оборона" длится уже двенадцать лет, можно сделать одно важное наблюдение: при каждом новом выпуске (магнитоальбом – пластинка – компакт-диск) записи РЕДАКТИРУЮТСЯ на всех уровнях – от длины песен и использованных обработок звука до изменения наименований в треклисте. Практически НИ ОДНА из "лицензионных" работ не вышла в абсолютно том же виде, что и "магнитоальбомная".

На пластинке "Прыг-скок", к примеру, на одну песню больше, чем на магнитоальбоме, а на компакт-диске еще на две песни больше. Но это бы даже и хорошо. Правда, такие вещи делаются обычно в виде бонус-треков, здесь же ничего подобного - вспарывается прямо тело альбома с определенной драматургией, какая бы степень предумышленности за ней ни стояла, и звучанием (а у этих "лишних" треков оно радикально другое).

Но вот если взять уже альбом "Война", то здесь налицо гораздо более грубая работа: на диск включили очередную блистательную версию "Все идет по плану" и "Уеду в Америку" из "Посева" (в "лицензионный" "Посев", выход которого и послужил причиной данного наброска, эта композиция почему-то не попала вовсе, хотя на магнитоальбоме шла первым номером и вообще имелась там в двух исполнениях – "прерванном" и "полном"), в ущерб раритетным "Человек это гордо звучит" и "Созвездие Яйца". Можно, конечно, много поговорить о низком художественном уровне этих композиций, особенно второй, в авторском исполнении Кузи УО, но альбом "Звездопад" тогда и вовсе не следовало выпускать, при такой-то притязательности.

Конечно, и "Война" – далеко не первый случай небрежного обращения с формулировкой трек-листов подпольных магнитоальбомов, выпущенных в так называемом "лицензионном" виде, понятие какового, кстати говоря, существенно разнится у автора, правообладателей и российского законодательства.

Не вдаваясь в представления и мотивации издателей (их было много разной степени пиратскости, это тема отдельного культурологического исследования, не имеющего прямого отношения к данной работе) вспомним основные различия между "лицензионными" и "магнитоальбомными" версиями (мы сознательно не противопоставляем термину лицензионные версии термин пиратские версии, не из идеологических соображений, а по причине традиционного понимания пиратской версии как копии лицензионной, в рассматриваемом же случае дело было ровно наоборот).

Если обычное переиздание магнитоальбомов подразумевает подход, характерный для профанных представлений о реставрации как о любовном деле, совершаемом аккуратными учеными для максимально точного воспроизведения куска жизни определенной эпохи, то в данном случае мы имеем дело как раз с реалистическим румяным работником по найму, разъебывающим кувалдой печную кладку в преддверие чилл-аута.

Пройдемся по вехам большого пути.

Из "Хорошо" волевым усилием удалена песня №2, "На каждой стене портрет великого вождя…". Больше она нигде никогда не появлялась, только в данном интернет-издании текстов Гражданской обороны она вставлена между "Кленовым листом" и "Бабища блевани", чего на "лицензионной" версии не наблюдается.

Из "Красного альбома" удалена песня "КБГ-рок" (не путать с "КГБ-рок") в пользу акустического бутлега "Игра в бисер перед свиньями", который ранее назывался "Красный альбом (акустика)", зато добавлена песня "Открытая дверь", украшавшая собой магнитоальбом "Оптимизм" (здесь боюсь ошибиться).

"Боевой стимул" вышел с другим вариантом "Капусты", "Система" вообще в акустике. И еще немного о навсегда утерянном для человечества: это песня "70 лет Октября".

На "Так закалялась сталь" другой вариант "Тишины" без инструментального сопровождения и отсутствует "Мы идем по засохшей траве".

Для "Все идет по плану" все "стихи" ("Какое небо", "Лапша", "Однажды", "Вот какое небо", "Что приснилось художнику в сумасшедшем доме") были переписаны заново, а в "Тошноту" они не вошли, причем "Что приснилось художнику в сумасшедшем доме" навсегда осталась на пластинке "Все идет по плану", в переиздание магнитоальбома она не вошла.

С акустикой вообще и концертной акустикой в частности поступили просто: не стали издавать отдельно "Концерт в Иркутске", выпустили включающий его сборник "Музыка весны" (на нем 26 песен из "Иркутского концерта", всего на "Иркутском концерте" в варианте, который записан у меня, 44 песни), сборник вообще очень своеобразный в репертуарном плане. Сюда не вошли многие известные акустические номера, в т.ч. "Он увидел солнце", "Зоопарк", "Колыбельная", а в особенности удивительно отсутствие "Кто сдохнет первым" и "Философская песня о пуле" со студийных "Вершков и корешков", солидная часть которых, тем не менее, ничтоже сумняшеся впихнута (14 композиций, почти половина, +"Лето прошло", на "официальном издании" "Вершков и Корешков" отсутствующее, но на "Музыке весны" представленная как запись той же сессии) на этот колоссальный по разнообразию представленного материала бардак, при том, что в нем встречается, в частности, по два исполнения "Боевых стимула", "Мимикрии", "Новой правды", "Насрать на мое лицо", "Насекомых", "Системы" и "Русского поля экспериментов".

С "Посевом" издатели перемудрили окончательно. Он больше не называется "История: Посев 1982 – 1985", запись 1989 года, как указано во всех мыслимых дискографиях, в том числе и авторизированных Летовым, а называется просто "Посев". Но это коллекционерская дотошность, въедливость фарисействующего специалиста, однако есть здесь сюжеты, которые могут вызвать любопытство и далеких от данной проблематики специалистов.

В магнитоальбоме было тридцать композиций, если считать "стишки", "инструменталы" и прочее безобразие за отдельные треки: дело в том, что сам автор обычно выделяет их, но иногда включает в композиции, как стихотворение "На беззащитной дороге..." на виниле "Все идет по плану" входит в трек "Второй эшелон" (в скобках замечу, что Летов декларирует пиратское происхождение "дохоровских" пластинок и компактов "Гражданской обороны", но не в том смысле, что не принимал в них участия, а в том смысле, что не получил за это денег. О его вкладе в их выпуск говорит и использование на "Все идет по плану" специально перезаписанных для этой пластинки некоторых треков, выпущенных впоследствиии ХОРом под названием "Тошнота", и оформление из раритетных фотографий на "Попсе", не появившееся впоследствии на компакт-диске "Попс", зато вошедшее почему-то на компакт-диск "Посев", кстати, на том же "Попсе"-пластинке, а затем и компакте, были аккуратно вырезаны или искажены все выкрики "Хой!", вряд ли кто-нибудь, кроме автора, мог с этим морочится, об авторском участии в BSAевских компактах говорит и публикация на сборнике "Русское поле экспериментов" BSA, оформленном тоже оригинальными фотографиями, текстов песен в авторской редакции. Ибо "со слуха" разобрать эти тексты НЕВОЗМОЖНО. Известно, что Летов не публикует "тексты" песен, публикует только "стихи", отличая их между собой с помощью более чем своеобразного параметра "чтение глазами". Первые этому "чтению глазами" не поддаются, зато вторые "читаются глазами" прекрасно. Об общественном неведении относительно истинного содержания его песен говорят примеры из интернет-публикаций: "Отрыгнув сомненья, за кота в рукав", "Собрав всю волю воедино, умело проглоти алычу", "Ржавый пункер - моя свобода", "Пластмассовый мир победил, пакет оказался сильней", "А скоро достанется всем", "Ванька Роллинг Стоун (Вариант: Ай лайк Роллинг Стоун)", "Христос терпел и нам велел, пацанам хуе-мое (Вариант: просто так, хуе-мое)", "Сдавленные ротики, сухие догматы", "Да да, я зарезан" (это "Тоталитаризм", довольно давно, правда, встречалось), "Весь снежок - терочки" и самые, на мой взгляд, выразительные "В мокрой постели голое тело нашли, черт не одел", "Как и что облевывал летящий Башлачев" и "Трогать и немножечко пытать свою плоть". Именно "Русском поле экспериментов" звучание "Гражданской обороны" более всего приближается к "индустриальному", полностью иногда заглушающему торопливое пение вокалиста. Публикацию полных текстов песен "Каждому свое", "Поезд ушел" и "Превосходная песня" мог произвести только автор, это я утверждаю как человек, который лично пытался тексты этих песен разобрать).

Так вот, из тридцати треков магнитоальбома "История: Посев" ХОР выпустил четырнадцать! Даром что здесь нет половины композиций, последовательность их педантично соблюдена относительно магнитоальбомной. Я позволил себе составить собственный вариант треклиста на основе официального ХОРовского (песни помечены восклицательным знаком) и МП-3 варианта магнитоальбома, найденного в интернете и скаченного, жаль, не помню где – еще плюс двенадцать треков (песни помечены тильдой и названы в соответствии со своими интернет-названиями). Эти два источника вместе составляются в единое собрание, песни располагаются по номерам треков. Но есть и еще одна запись -- это пиратская кассета, купленная мной в 1993 году на лотке в магазине "Молодая гвардия" (ныне "Зигзаг"). Песни на ней располагаются примерно в том же порядке, что дает основания расставить их на свои места в этом списке, но поскольку они не оцифрованы, то помечаются прочерком и не сопровождаются номерами. В таком виде теперь эту запись я с наслаждением слушаю. Спасибо.

Гражданская Оборона
"История: Посев 1982 - 85" 1989

1. ~ Уеду в Америку I 0:28
2. ! Открове 2:52
3. ~ Мама, мама... 2:35
4. ! Поганая молодежь 2:49
5. ~ Среди заражённого логикой мира 1:33
6. ~ Кто ищет смысл 3:21
7. ~ Дети спят 2:13
8. ! Зеленый блюз ("Сегодня очень трудно…") 3:10
- Может, ГО
- Мама, бля
9. ~ (Мнение обозревателя) 0:58
10. ! Рваные бусы 3:47
- Я видел собаку
11. ~ Уеду в Америку II 1:00
12. ! Осенняя песня ("Я думаю вечность...") 3:08
13. ~ Как бы я хотел умереть 0:57
14. ! Черный цвет ("Стоя в голубом...") 3:44
15. ~ Кузю уговаривают читать стих 1:46
16. ! Ненавижу женщин 3:03
17. ~ (Инструментал) 1: 38
18. ! Метаморфоза ("Подхватило ураганом...") 2:19
19. ! Проглаженный железным утюгом 1:58
20. ! Сибирский мороз ("Окно замерзло...") 3:55
21. ~ (Ла-ла-ла) 1:05
22. ! Я выдуман напрочь 3:03
- На наших глазах
23. ! Малиновая скала ("Рядом лица с двух сторон...") 3:03
24. ! По теперешним-то временам 0:27
25. ! Детский доктор сказал "Ништяк" 3:11
26. ~ Тихий смех 0:13

Оправданием ХОРу служит то, что мутит всю эту фигню наверняка автор, Солженицын ведь редактирует до сих пор "В круге первом", переписывая не слишком любезные высказывания о Столыпине, апологетикой которого ныне занимается, и никакая редакция "Литпамятников", которая хочет выпустить ИЗНАЧАЛЬНЫЙ вариант, ему не указ.

Его право.

PS Зато ХОР выпустил "Вершки и корешки" общей протяженностью 62 минуты на двух компакт-дисках. Солидная фирма! Дабл ИПи, еб твою мать!

2003

 

Hosted by uCoz