Д. Рылов
Контракт
Сценарий
Роли:
Александр, среднего уже возраста, несколько потрепан
(возможна щетина, мятая куртка, некие — любые — признаки нужды)
Приятная
молодая женщина, менеджер проекта.
Охранник
офиса, приятный молодой человек (необяз.)
Девушка
— гостья.
Девушка,
курящая в офисе (необяз.)
№ кадра, продолжи- тельность |
Содержание кадра. |
1.
12 — 15 сек |
Можно из зтм.
Комната в офисе, яркий контрастный свет. Центр и левую половину кадра
занимает дверь, справа виден кусок стола боком к камере и монитор на нем. В
крайнем правом углу кадра перед столом спинка стула (стул тоже боком к
камере). Трех- четырехсекундная задержка на этом
кадре. Голос главного героя. —
Нет, вы знаете, я, наверное, отказываюсь. Женский голос (мягко и внушительно): —
Если вы подойдете, мы вам позвоним. Пока это говорится, стул отодвигается к
центру кадра и видно, что с него встает и идет по направлению к двери главный
герой. Произносит: — Нет,
спасибо. Подходит к двери, берется за ручку. |
2. 8 — 10 сек |
Камера двигается по коридору. Это глаза
идущего. Одинаковые двери и яркий свет. Слышно, как работает радио, принтер,
обычный офисный шум. В середине коридора поворот, идущий поворачивает, за ним
курит офисно одетая девушка (белая блузка или
рубашка, черный низ). Еще один поворот, идущий (камера) оказывается лицом к
двери. Дверь и стол рядом с ней, как в первом кадре, но стол без компьютера,
за ним сидит охранник, приятный светлый молодой человек, поднимает глаза,
смотрит в камеру, улыбается, делает рукой движение под столом, не переставая
улыбаться и смотреть в камеру. Раздается резкий писк. |
3.
8 —
10 сек |
Комната. В кадре окно, на подоконнике
справа виден телефон. Он не звонит. Спустя две секунды на фоне окна слева
появляется черный силуэт главного героя. Он подходит к телефону, берет трубку
и говорит: — Алло? Трехсекундное молчание. (Нежелательно, но можно этот кадр продолжить.
Он говорит: — Да нет, произошла ошибка. Я уже отказался) |
4.
60
— 70 сек |
Повторение первого кадра. Офисный шум.
Женский голос: —
… Заключаем контракты с населением на долговременной основе. Давайте сюда
вашу анкету. (Шелест
бумаги). Если вы подойдете, мы
позвоним. Камера медленно сдвигается в ходе ее
речи вправо, постепенно появляется стул с сидящим на нем сбоку от стола
героем, боком к камере, за столом, лицом к нему сидит молодая женщина. На
столе монитор. Женщина продолжает, несколько механически, как вежливый
автоответчик: —
Мы имеем уникальный международный опыт в заключении
такого рода контрактов. Мы представляем здесь коммерческое отделение американского
исследовательского института (неразборчивое английское со старательным прононсом название, а
можно просто Scientific Research Institute).
Вы, конечно, слышали о завещании после своей смерти для научных целей своих
органов и частей тела. В кадре в это время работающий факс. Ее
голос: —
Не пугайтесь, в нашем случае это не совсем так. Мы немедленно по заключении
контракта вручаем Вам деньги наличными или переводим на ваш счет, как Вам
удобнее, а остальное
пусть Вас не заботит. Речь идет не о
Вашем теле и не о вашем имуществе, а только о том, что останется от Вашей
личности после смерти. Как вы понимаете, мы вам ее ни в коей мере не желаем,
более того, чем дольше Вы проживете, тем нам выгоднее. Все это оговорено в
контракте. Вот образец. Пока она говорит, снова вид сбоку на
героя, женщину, стол, затем наезд камеры на главного героя. Он берет бумагу и
читает про себя. Голос менеджера. —
Чтобы вы не беспокоились, в контракте отдельно указывается, что мы не
претендуем на вашу собственность,
включая движимое и недвижимое имущество. В кадре — радио. —
Вместо единовременной выплаты по желанию клиента мы можем осуществлять
повременные. Сумма контракта, как вы видите, такова, что безбедной старости
мы гарантировать не можем, но обеспечены необходимым Вы будете. А еще (в кадре снова он и она в профиль, говорит подчеркнуто)
мы предоставляем своим клиентам самые, самые разнообразные услуги, Вам,
Александр, нужно только пожелать. Крупным планом ее лицо с приятной
улыбкой. Молчание. —
Сейчас мы ничего не требуем. У Вас есть время подумать. Образец возьмите. Его голос: — Я,
честно говоря, не вполне понимаю… Зтм. |
5. 15 — 20 сек |
Комната героя в том же ракурсе. Он ходит
по ней с конвертом (лучше открыткой) в руках и разговаривает вслух,
язвительно: — По
условиям контракта вам предлагаются на выбор следующие туры. Пока говорит, делает из открытки самолетик, идет к окну,
открывает его, наезд камеры в открытое окно. Там на фоне неба висят провода.
Спокойный, похожий на автоответчик голос женщины — менеджера проекта: — Мы рады, что Вы до нас
добрались. Садитесь поудобнее. Найти нас довольно
непросто, но зато приезжают только те, кому это действительно нужно. Как вы о нас узнали? Голос главного героя: —
В метро бумажку дали. Зтм. |
6. 10 сек |
Из зтм.
Повторение третьего кадра. Телефон стоит на подоконнике и слышен женский
голос, будто включен автоответчик (звук как из телефонной трубки): —
…Оплата осуществляется как через Сбербанк, так и в офисе фирмы. Примите наши
поздравления. Спасибо. Короткие гудки. |
7. 10 сек. |
Дверь в квартиру, звонка не было. Герой
подходит к двери, открывает ее. На пороге симпатичная улыбчивая девушка в
плаще. Говорит: — Здравствуйте.
Я к вам по поводу выполнений условий контракта. — Что? — Можно
войти? Снимает плащ, под ним короткая замшевая
юбочка, блузка или офисная белая рубашка, очень
легкая. |
8. 15 — 20 сек. |
В комнате на фоне окна. Девушка и
главный герой друг напротив друга, два силуэта в профиль. Девушка, мягко и
деловито: — Да,
условия. Как вам удобнее и что именно? Пока говорит, деловито начинает
расстегивать блузку (рубашку). Крупным планом глаза главного героя. Они
спокойны. Его голос, с небольшим придыханием: —
Это ошибка. Я ничего не подписывал. Я вообще-то отказался от контракта. Голос девушки, очень мягко: — Этого
не может быть. Зтм. |
9. 35 — 40 сек |
Повторение первого кадра. Цоканье
каблуков. —
Здравствуйте, Александр. Вы пришли за деньгами. Мы выплачиваем сразу и
наличными. Камера сдвигается вправо, на стуле,
спинка которого видна в начале кадра, сидит главный герой, за стол на стул
садится женщина-менеджер. Он делает пояснительное движение головой вперед и с
легкой запинкой говорит. — Драсьте, но, вы
понимаете, я же отказался от контракта, я ничего не подписывал… —
А Вы непременно хотите подписаться? Может быть, кровью? Александр Филиппович,
у Вас отличное досье, и Вы прекрасно прошли наши тесты. В кадре мигающий монитор компьютера. — Все
же я хотел бы отказаться… — Вы, Александр Филиппович, проявляете (ее голос повышается и становится чеканным)
удивительную тупость и упрямство. Вы не
хотите пользоваться нашими услугами? В кадре работающий принтер. —
Нет. —
Вы отказываетесь от денег? —
Да. —
Вы отказываетесь от контракта? —
Да. (Кадр можно продолжить так:
Женщина, лицо крупным планом: — У Вас была уникальная возможность. Когда Вы будете об этом жалеть, вините во всем только свою
тупость и упрямство). |
10. 10 — 12 сек |
Полное повторение 2го кадра. Проход по
коридору, девушка, охранник, писк. |
11. 5 — 7 сек |
Эта же серая дверь, только снаружи,
закрывается с легким железным щелчком. Главный герой сходит с порога, от
холода засовывая руки в карманы. Вид здания снаружи — обычное, серое, заводское, прямые линии,
признаков погоды и деревьев не видно — только асфальт и само здание, но герой
зябко приподнимает плечи, холодно. |
12. 10 сек |
Герой крупным планом. Складка на лбу,
растерянность. Опускает глаза и тихо произносит: —
Тупость и упрямство. Тупость и упрямство. |
Послесловие:
Идеи все просты и пожелания понятны.
История соблазнения человека дьяволом в современном именно офисном антураже;
только офис является местом, где в современности это может происходить. Офис
нарочито трафаретен, однообразен, кафкианск. Непременны милые
светлые девушки, белизна (белый преобладает в офисе, в доме черный, на улице
серый, осенне-зимний, герой одет в куртку), скромная офисная одежда (белый
верх, черный низ) и проч. Нет окон, только двери. Сосредоточенность
камеры на предметах в офисе, а не на людях. Желательны перебивки кадров видом
работающего факса, принтера, мигающего экрана компьютера, радио. Важно: при
беседах в офисе приятная женщина перебивает конец фраз героя, не дослушивая его
чуть-чуть, обязательно наложение последних слов его фраз и ее ответов. Она как
бы заранее знает, что он скажет. И наоборот, его фразы с перерывом после ее.
Герой — человек с каменным лицом, на котором нет эмоций, только в последнем
кадре, когда он шепчет, на лице появляется растерянность. У него нет
рациональных причин отказываться от контракта. Причина его спасения — упрямство
в нежелании нового, изменений, страх перед непонятным,
незнакомым.