Парфенова Т.Н.
каф. "Зарубежная литература"
филологического ф-та
МГУ им. Ломоносова
научный
руководитель
д.ф.н. С.И.
Пискунова
Неоплатонизм в сочинениях
испанского гуманиста XVI века Луиса де
Леона
Темой данной работы является исследование влияния неоплатонизма на
испанскую культуру эпохи Ренессанса на примере сочинений испанского гуманиста,
богослова и поэта второй половины XVI
века Луиса де Леона (1527 — 1591 гг.). Его перу принадлежат
толкования и комментарии к книгам Священного Писания, проповеди, письма,
дидактический трактат "Совершенная супруга", поэтические сочинения и
диалог "Об именах Христа", первые две книги которого были
опубликованы в 1583 г. Для нас особый интерес представляют поэтические опыты
Луиса де Леона и диалог "Об именах Христа" — центральное сочинение
автора, в котором отразились все основные черты его мировоззрения.
В целом, мировоззрение Луиса де
Леона складывалось под влиянием разных философских и религиозно-философских
течений. В нем органично сплетаются восточная и западная мистика, эразмизм,
древнееврейская герменевтика и каббала, средневековая схоластика и
неоплатонизм. Поэтому, обращаясь к творчеству Луиса де Леона, необходимо, в
первую очередь, учитывать, что именно синтез
разных традиций и является основной особенностью мировоззрения этого автора. Мы
же в рамках данного исследования постараемся раскрыть лишь один безусловно
крайне важный, но далеко не единственный источник, питавший гуманистическую
мысль Луиса де Леона: неоплатонизм в его ренессансном и, перефразируя А. Ф.
Лосева, "артистически-индивидуалистическом"1
варианте.
Творчество Луиса де Леона приходится на вторую половину XVI
века — эпоху расцвета неоплатонизма в ренессансной Испании, где распространение
неоплатонических идей началось столетием позже Италии. Действительно, в Италии
неоплатонизм, связанный, в первую очередь, с именами Марсилио Фичино и Джованни
Пико делла Миpандола и деятельностью Платоновской Академии во Флоренции,
достигает своего апогея в XV веке. В Испанию неоплатонизм приходит позже, в XVI
веке, вместе с усвоением опыта итальянского Ренессанса. Однако, несмотря
на то, что идеи неоплатонизма в их
разнообразном истолковании нашли отражение в испанской литературе первой
половины XVI века, в целом влияние этого философского течения на мировоззрение
Первого Возрождения2 не велико, и он носит
скорее стихийный, неосознанный характер. Своего расцвета и
зрелости ренессансный неоплатонизм достигает в Испании лишь во второй половине
XVI столетия — в эпоху Второго Возрождения, когда на первый план выходят
проблемы человека и его души, его внутренней жизни, его взаимоотношений со
своим Твоpцом, когда происходит философское осмысление бытия и мира.
Неоплатоническая философия с ее представлениями о гармонично устроенной
"одушевленной" Вселенной, управляемой Богом-Творцом как нельзя лучше
удовлетворяет потребностям испанских авторов этой эпохи. Поэтому неоплатонизм
становится главной составляющей духовной жизни Испании второй половины XVI
века. Одним из яркий примеров преломления неоплатонических взглядов в
сочинениях испанских гуманистов является диалог Луиса де Леона "Об именах
Христа".
Влияние неоплатонизма, прежде всего, обусловило выбор темы
"Имен Христа": анализ имен, которыми Христа называют в Священном
Писании. Задача автора – рассмотреть через частные свойства, которыми являются
для нас имена Христа, единое (самого Христа), которое, однако, не сводится ко
всем рассматриваемым признакам, сколь бы разнообразны они ни были, и пребывает
"над" ними. Эти имена, согласно Луису де Леону, являются
"знаками, в коих Господь божественным образом запечатлел все, что должно
изведать человеку о Христе и что способен охватить его несовершенный
разум"3. Знание этих отдельных свойств позволит
человеку осознать необъятное величие Христа, которое, однако, можно постичь
лишь в особом наитии, сверхумном экстазе.
Фигура Христа выбрана не случайно. Как неоплатоник, Луис де
Леон противопоставляет два мира — идеальный, обитель вечных сущностей, и земной
— смутное подобие идей и первопричин всего сущего, содержащихся, по Луису де
Леону, в премудрости Божией (en el saber de Dios4).
Поэтому часто на страницах его сочинений можно встретить образ земного, как
"тени, отсвета" (исп. sombra) небесного, восходящий еще к Платону.
Нередко он усиливается посредством прямой оппозиции "здесь" –
"там" (aquí — allí) и/или "это" — "то" (esto — aquello),
полюса которой сосередоточены вокруг понятийных полей "плохо" –
"хорошо". Характерным примером такого противопоставления может
служить описание двух миров в главе "Пастырь": "Ибо здесь трудишься, не покладая рук, там отдыхаешь; здесь представляешь себе, там
видишь; здесь нас пугают и ужасают
тени вещей; там усмиряет и услаждает
истина. Это есть мрак, суета и
суматоха; то есть свет наичистейший в
вечном покое"5 (курсив мой). Ряд может быть продолжен вплоть до крайней
оппозиции "мертвое" — "живое" (cosas muertas, cosas sin
vida — cosas vivas), причем "мертвое" является характеристикой
земного, реального мира, в то время как "живое" относится к миру
небесному.
В то же время оппозиция "земля" — "небо"
не приобретает у Луиса де Леона трагического характера. Как неоплатоник, он
считает, что мир земной является подобием
иного, идеального, посему и в нем присутствует Божественное начало: земля,
сотворенная Богом — отражение, пусть неясное и несовершенное, — вечной,
небесной обители. Таким образом, между человеком и Богом, "землей и
"небом" нет непреодолимой преграды. Напротив, они зеркально
отражаются друг в друге: "…Марсело опустил взгляд на воду, которая была
неподвижной и прозрачной, и в ней, как в зеркале, сияли все звезды и вся
красота неба, и казалось, что это другое небо, усеянное прекрасными
огнями". Чуть ниже:"...И подобно тому, как образ
неба отражается в воде (что есть наше тело, готовое стать зеркалом) и делает ее
похожей на себя, так и благодать, проникнув в душу и поселившись в ней, ... уподобляет
ее Богу, придает ей божественные качества и преображает ее саму в небо"6. В этой связи особо важна роль Христа,
который выполняет роль посредника между "землей" и
"небом": каждый человек носит в себе "царство Божие", в
свою очередь, Христос соединяет в себе божественную и человеческую природу. Тем
самым в самой человеческой личности заложен потенциал для бесконечного
самосовершенствования, высшей наградой которого станет познание бытия Божьего:
согласно Луису де Леону, человек способен вслед за Спасителем вознестись в
самые высокие сферы, но для этого он должен, во-первых, быть добродетельным и,
во-вторых, иметь легкую, свободную от грехов душу.
Идея подобия, типичная для ренессансного неоплатонизма,
занимает центральное место в философии Луиса де Леона. Быть может, он был одним
из последних испанских писателей, у которого сохранилось чисто ренессансное
видение мира: для него это, прежде всего, Порядок и Гармония. Он воспринимает
мир целостным, в его неделимой единичности, где каждая, даже самая малая вещь
имеет свой особый смысл, свое место в единой системе, и живет в согласии с
остальными частями великого и совершенного механизма, которым управляет
Господь. Вслед за Плотином, испанский гуманист-неоплатоник видит идеальное
бытие вещей в том, что каждая из них содержит в себе все остальные: одно
присутствует во всем и все в одном — таким образом осуществляется взаимосвязь
элементов в великой цепи мирового бытия. Как пишет Луис де Леон в главе "Об именах в
целом", "совершенство всех элементов бытия состоит в том, чтобы в
каждом из нас был совершенный мир: все заключено во мне и я присутствую во
всем, существую в каждой по отдельности и во всех вместе взятых вещах и храню
часть их сущности в себе, благодаря чему все мы оказываемся частями этого
великого механизма мироздания, и в нерушимое единство превращается многообразие
его различий. И сохраняя свою самость, они смешиваются, и, оставаясь многими,
не являются таковыми. Так, открывая нашему взору всё разнообразие и
многообразие универсума, побеждает единство и царствует, и надо всем водружает
свой престол"7.
Средневековье и Ренессанс, составлявшие единую
средневеково-ренессансную систему, мыслили космос как замкнутое, завершенное в
себе иерархическое пространство, в котором, цитируя Г. К. Косикова, "место
и ценность любой вещи определялось ее близостью или удаленностью от Бога"
и в котором "...не было этически нейтральных предметов, точек или
направлений движения"8. Центром
этого упорядоченного пространства у Луиса де Леона является Христос. К нему как к "центру всего" (centro de todo) устремлены самые
страстные желания всего сущего, для которого существует одна единственная,
высочайшая цель: стать как можно ближе Христу и, в конечном счете, полностью
уподобиться Ему. Поэтому, как и Плотин, Луис де Леон воспринимает универсум в
виде круга, радиусы которого - все существующие вещи - устремлены к центру, к
Христу, и сходятся в одной точке9.
"Христоцентризм" — основа мировосприятия Луиса де Леона и главная
идея его сочинения. Для него уже в самих именах Христа заключено единство и
многообразие мироздания, раскрыть которое и стремится автор, подробно исследуя
каждое имя, делая явным его тайный смысл.
Теория имени у Луиса де Леона восходит в
платоновскому "Кратилу" и непосредственно связана с неоплатоническими
представлениями автора о единстве всех элементов мирозданья и стремлении всех
вещей к своему идеалу ("совершенному бытию",
"совершенству"). Имя, согласно Луису де
Леону, есть ни что иное, как сама вещь, но не в ее "реальном бытии, а в
том что у нас на уме и на устах"10,
то есть, образ или отражение реального предмета. Имена позволяют называемым
вещам существовать одновременно во многих местах и, тем самым, позволяют
реализовать их стремление к совершенству: "Все вещи живут и существуют в
наших мыслях, когда мы их мыслим, на языке и устах, когда произносим, и та же
самая сущность, которую имеют они, возникает и в нас, ежели мы правильно
понимаем и называем их. Я говорю "та же самая", подразумевая подобие,
хотя … свойства их различны. Вещи сами по себе обладают весом и объемом, но в
восприятии того, кто их мыслит, они становятся духовными, возвышенными
сущностями; одним словом, сами по себе они являются
настоящими предметами, но в нашем понимании и в речи становятся отражениями
этих предметов, … образами, которые их замещают, выступают вместо самих вещей …
в стремлении вещей к совершенству и единству"11. Вслед за великими неоплатониками Плотином
и Марсилио Фичино, обращавшихся в своих трудах к образу отражающегося во многих
зеркалах лица12, — Луис де Леон
сопоставляет имена с зеркальными отражениями одного и того же предмета в
нескольких зеркалах, которые, не сливаясь, проникают через глаза в душу
смотрящего.
Образ зеркала как выражение неоплатонической идеи подобия
часто встречается на страницах "Имен Христа" и лежит в основе
многочисленных метафор и сравнений. В главе "Лик Господень" автор
вновь обращается к нему, уподобляя Христа самому чистому и ясному отражению
Бога: "Допустим, мы поставим множество зеркал на разном расстоянии от прекрасного
лика — его черты лучше всего отразятся в том из них, что ближе всего
расположено к нему. Так и эта святейшая душа, связанная
личными узами с Божественным Словом, принимает Его величие и живее всего
отражает Его, чем кто либо другой"13.
Более детально образ Христа как "живого отражения" или
"копии" Бога-Отца описывается далее, в главе "Божий Сын",
где Христос рассматривается как "живой образ", отражающийся (se
espeja) в "зеркально чистом" (espejado y clarísimo) сознании
Господа, когда тот мыслит самого себя. Бог сравнивается с Великим
Художником, который "пишет" (dibuja)14
свой детальный и точный портрет. И этим полученным изображением является его
Сын, Христос.
Образ Бога-Художника типичен для ренессансного неоплатонизма,
который, по мнению А.Ф. Лосева, отличался от античного и средневекового
неоплатонизма "артистическим характером"15. В "Именах Христа" это
художественное начало воплотилось в образе Творца, который рисует
свой автопортрет. В поэтических сочинениях Луиса
де Леона возникает иной артистический
образ Бога — Великого Дирижера, управляющего космическим оркестром. Для
неоплатонизма, впитавшего в себя пифагореизм, вселенная имеет
музыкально-числовую структуру: двигаясь и вращаясь, небесные тела издают
чарующие звуки, которые, звуча согласно и в такт, образуют волшебную, неземную
гармонию. Как отмечает А. Ф Лосев, "именно благодаря космической музыке
каждый элемент (мироздания) остается
самим собою и не переходит в другой элемент, и в то же время все элементы
оказываются в мире безусловно связанными в результате их взаимного
соотношения"16.
Луис де Леон выделяет три рода музыки, которыми человек может
наслаждаться в этом мире: музыку природную — щебет птиц, журчание воды, шелест
трав и листвы, музыку человеческую, которая возникает при игре на музыкальных
инструментах и пении, и музыку божественную или иначе небесную — самую
сладостную и желанную из всех. Два первых вида музыки
являются отголоском музыки небесной, поэтому если человек настраивает свои
душевные струны в унисон с природными или музыкальными, он способен услышать
"музыку сфер". Процесс восприятия душой небесной музыки через
музыку земную детально описан Луисом де Леоном в стихотворении "Ода
Франсиско Салинасу"17: игра
музыканта заставляет душу поэта-неоплатоника вспомнить о своем настоящем,
божественном происхождении. Она освобождается от груза мирских страстей, мыслей
и желаний и вновь обретает утраченные силы, выздоравливает (исп. mejorarse). И,
наконец, воспаряет к своему Создателю, а в этом и заключается для нее истинное,
наивысшее блаженство. По мере воспарения душа сначала начинает слышать созвучия
божественной музыки ("…и слышит там
иного рода непреходящие созвучья …"), а затем перед ней во всем
великолепии открывается картина вселенского оркестра. Дирижирует этим
космическим оркестром сам Великий Маэстро, Бог. В руках Он держит цитру,
струнами которой служат планеты и звезды. В описании появляется наречие здесь, что говорит о том, что душа
закончила свой полет и теперь витает в самых высоких сферах, возле своего
Творца. В этом сверхумном экстазе, когда второе, земное "я" поэта
погружено в забытье, его душа способна зрить духовными очами Господа
(употреблен глагол "ver", видеть) и наслаждаться мистической близостью с Ним. Но
"отрадный обморок" не может длиться вечно, и душа постепенно
возвращается из высших сфер на землю: просыпается земное сознание, постепенно
возвращаются память, зрение и слух. Поэт вновь обращается к местоимениям
первого лица ("я", "мой"), тогда как описание иного мира
велось от третьего лица.
Как неоплатоник, Луис де Леон считает, что постичь истины
бытия, приблизиться к Христу человек может через сверхумный экстаз. Однако,
чтобы достичь экстаза и воспарить в небесную обитель, душа должна избавиться от
мирских забот и суетных мыслей, отягощающих ее.
Поэтому, прежде всего, человек должен достичь мира с самим собой,
придать микрокосму космическую упорядоченность. Это даст ему возможность жить в
мире и с другими людьми, и с Богом: подобно тому, как струна звучит согласно с
другими струнами и вместе с ними создает сладчайшую мелодию, так и душа, не
смущаемая ни страстями, ни мирской суетой "...созвучна с Богом и живет в
согласии с людьми"18.
Достичь экстатического состояния Луису де Леону помогают не
только звуки музыки, но и созерцание природы: в обоих случаях человек забывает
о своем земном существовании и становится причастным мировой гармонии. Музыка и
природа имеют для Луиса де Леона особое значение — и то, и другое является для
него воплощением, во-первых, порядка, а, во-вторых, мира и спокойствия — свойств,
которые поэт-неоплатоник ценил превыше всех иных благ. Он не раз воспевает их в
своих поэтических произведениях. В частности, в стихотворении "Спокойная ночь",
где покой называется одной из главных характеристик небесной обители наряду с
неземной красотой, блаженством, священной любовью и вечной весной (…"здесь
обитает радость, здесь царствует покой…"19).
Мотив покоя и гармонии часто сопровождается в сочинениях Луиса де Леона мотивом
ночи и образом ночного неба. "Ночь" носит у Луиса де Леона
символическое значение и напрямую связана с оппозицией “земля” - “небо”.
Главной характеристикой “неба”, в том числе и ночного неба, является свет. И не
только потому, что оно усыпано бесчисленным множеством сияющих светил
(буквально "украшено бесчисленными огнями", de innumerables luces adornado), но и в метафизическом плане. Небеса — это обитель Бога, а Бог есть свет и в Нем нет никакой тьмы. “Земля” же, напротив,
окутана ночным мраком, погружена в "крепкий, замогильный сон и
забвение" (en sueño y en olvido sepultado20). Потому "ночь" и
сопутствующий ей "мрак, тьма" являются не столько временными
характеристиками "земли", сколько морально-нравственными. Они
указывают, насколько далеко отдалилось современное человечество от божественной
истины ("земля" у Луиса де Леона имеет также и собирательное значение
– "все ничтожные, низкие люди", “toda la vil gente”).
В целом, слова "слаженность"
(concierto), "гармония"
(harmonía), "покой" (paz), "согласие" (concordia),
"спокойствие" (sosiego), "порядок" (órden),
"отдохновение" (reposo) постоянно присутствуют на страницах его
сочинений, а глава "Мирный Владыка" в "Именах Христа"
становится настоящей проповедью мира и покоя. Как и в стихотворении "Спокойная ночь",
особую мистическую атмосферу здесь создает образ ночного неба: когда затухают дневные краски и голоса, когда земля
изменяет свой привычный облик и тают обычные образы, приходит минута прямого
общения человека со всей вселенной: "...если созерцать звезды, то их
порядок и согласие, приносит в наши души спокойствие, ... желания и страсти,
смущающие и томящие нас днем, постепенно утихают и,
словно готовясь ко сну, занимают каждая свое место ... Тогда просыпается то,
что является основой души, ее господином - разум ... и он, будто воодушевленный
этим небесным великолепием, ... вспоминает свое божественное происхождение и
изгоняет из души все низменное и греховное..."21. И когда душа очищена от греха и в ней
нет более места дисгармонии, человек становится частью мирового единства. С
этого момента грани между двумя мирами стираются, антитеза "земля" -
"небо" исчезает и звезды уже способны
внимать его словам: "...Вот солнце закончит свои дела, придет на его место
луна, а с ней сияющий звездный хор, которые станут для Вас аудиторией большей,
чем эта; и ночью, когда смолкнут все звуки и только Вы
будете говорить, они станут слушать Вас с великим вниманием"22.
Как неоплатоник эпохи Ренессанса, Луис де Леон видит в
природе, "живой, пульсирующий организм, насыщенный вечными одушевленными
энергиями"23, "художественное
осуществление" Мировой Души, отражение божественной красоты и гармонии на земле. Тема природы как
идеального, гармоничного “малого” мира проходит через все творчество Луиса де
Леона. Природе автор противопоставляет “большой” мир — город. Для Луиса де
Леона, как для многих испанских писателей эпохи Возрождения, город — это
воплощение суетности, царство иллюзорных ценностей и мирских страстей,
сбивающих человека с праведного пути и ввергающих его в бездну греха. Город
враждебен человеку: в своих стихотворениях поэт называет его "злым и
порочным миром" (mundo malvado) и даже сумасшествием, поскольку для него
жизнь, протекающая в фальшивых наслаждениях, отравленная завистью, ненавистью и
беззаконием, равносильна потере рассудка (el vivir loco). Эта жизнь
бессмысленна и бесплодна. Однако ядом неверия отравлен лишь "город".
Мирское зло не затронуло вечной природы, она сохранила свою первозданность и
невинность. Для Луиса де Леона природа является одной из важнейших опор в
жизни. Она не только приносит покой и согласие в душу и лечит внутреннюю
дисгармонию, но и позволяет избежать земных соблазнов, наполняет человеческое
существование высшим смыслом. Не случайно и в "Именах Христа", и в
поэтических произведениях Луиса де Леона возникает образ природы как
"сладостной гавани" (puerto sabroso) в противовес образу разбушевавшегося моря, который
символизирует в его произведениях городскую жизнь. Буйная, стихийная природа,
которую впоследствии будет воспевать романтики, — явление глубоко чуждое Луису
де Леону как человеку эпохи Возрождения, для которого бурное море, дикие лесные
чащи — это такое же проявление хаоса, как и город. Поэтому идеалом для Луиса де
Леона является природа упорядоченная,
окультуренная. Именно такую природу он воспевает в своих сочинениях, действие
которых происходит в монастырском саду или роще, где "среди побегов,
взращенных силами земли, виднелись искусственно посаженые деревья"24. Сад является результатом творческой
работы человека, который, подобно своему Творцу, превратил естественный хаос в
упорядоченное и гармоничное единство отдельных элементов — цветов, растений,
деревьев, — прообразом которого является райский сад.
Вслед
за итальянскими гуманистами и неоплатониками эпохи Возрождения (прежде всего,
Петраркой и Марсилио Фичино), Луис де Леон воспевает уединенную, созерцательную
жизнь на лоне природы. Настоящим гимном такой созерцательной жизни становятся
его стихотворения "Песнь об уединенной жизни" и "Об
уединении", а также глава "Пастырь" из "Имен Христа",
где автор резонно отмечает: "Возможно, в городах и умеют лучше говорить,
но тонко чувствовать можно лишь на природе и в одиночестве"25. Самое главное преимущество
естественной жизни в том, что она плодотворна. Не случайно в "Песне об
уединенной жизни" поэт, любуясь своим садом, говорит, что скоро в нем
поспеет урожай26. Помимо своего прямого
значения слово "фрукт, плод" (исп. fruto) имеет также метафорическое
значение: итог, результат жизни. Кроме того, образ "плода" несет и
символическую нагрузку: именем "Плодом" Священное Писание называет
Христа, поэтому плодотворная, созерцательная жизнь означает одновременно и
жизнь во Христе. Это антитеза
бессмысленному городскому существованию, которая реализуется как во многих
главах "Имен Христа", так и в некоторых стихотворениях Луиса де
Леона, в частности, в той же "Песни об уединенной жизни". Здесь поэт
обращается к образу человека, увлекшегося ложными
ценностям (власть, золото, плотские утехи), которого он сравнивает с
мореплавателем, доверившимся ненадежному, дословно "фальшивому",
кораблю (исп. falso leño) во время бури.
Плачевна судьба его пассажиров: бушующее море утянет их на дно вместе с
разбитым в щепки кораблем. Особенно важен здесь мотив расплаты: разъяренное
море олицетворяет разгневанную природу, которая выступает как возмездие тем,
кто польстился на "фальшивые" блага и забыл о вечных ценностях. И вот
грешник тонет в пучине собственных грехов, и опускается на дно, в адскую
бездну. Так, при помощи образов бурного моря и сада изображает Луис де Леон
близкую ему идею истинной и ложной жизни, которая непосредственно связана с
оппозицией "природа" – "город" или еще шире
"небо" – "земля".
Таким
образом, в творчестве Луиса де Леона
отразились все основные черты ренессансного неоплатонизма. В
том числе, представления о Едином, находящемся превыше всякого бытия и познания.
О самоподвижности мира, где каждая вещь постоянно стремится к своему идеальному
бытию, которое заключено в Боге, путем уподобления Богу. Об истечении
божественного начала на все элементы бытия. Об одушевленной Вселенной и вечно
движущемся, музыкальном, гармоничном Космосе, где каждый элемент имеет свое
особое место и связан со всеми остальными элементами в единую цепь бытия. Как
неоплатоник, Луис де Леон полагает, что объять мир и постичь его во всей его
цельности и неделимости человеческое сознание может лишь посредством
сверхумного экстаза, выйдя за пределы отдельных чувств и мыслей. Помочь душе
пережить экстаз могут, по Луису де Леону, звуки музыки и созерцание природы,
которую испанский гуманист также воспринимает в соответствии с
неоплатоническими представлениями о природе как отражении божественной гармонии
и порядка. На примере творчества Луиса де Леона видно, как неоплатонизм
отражался в мировоззрении испанских гуманистов второй половины XVI столетия и становился органичной частью
их художественно-поэтического мира.
1 А.Ф. Лосев, "Эстетика Возрождения", Москва, 1998, стр.93
В данной работе А. Ф. Лосев приводит три всемирно-исторических типа неоплатонизма: античный (космологичен), средневековый (теологичен) и возрожденческий (антропоцентричен). Причем, по мнению исследователя, этот "антропос" мыслится в эпоху Ренессанса артистически-индивидуалистически.
2 Мы исходим из периодизации испанского Ренессанса, принятой в испанской литературоведческой традиции, которая выделяет три эпохи: Предвозрождение — кон. 1490-х - 1520-е гг., Первое Возрождение — кон. 1520-х - кон. 1550-х гг. и Второе Возрождение — 1560-е - 1590-е гг.
3 Luis de León, "De los Nombres de Cristo", Madrid, 1991, стр. 62, здесь и далее перевод мой
4 Там же, стр. 112
5 Там же, стр. 133
6 Там же, стр. 319
7 Там же, стр. 71
8 Косиков Г.К., "Средние Века и Ренессанс. Теоретические
проблемы" в сб. "Методологические проблемы филологических наук",
Москва, 1990, стр. 65
9 Luis de León "De los nombres de Cristo", Madrid,
1991, стр. 493
10 Там же, стр. 70
11 Там же, стр. 72
12 Плотин, Эннеада I, тракт. I, 1; М. Фичино, "De Amore", V, глава IV
13 Luis de León, "De los Nombres de
Cristo", Madrid, 1991, стр. 113
14 Там же, стр. 409-410
15 А. Ф. Лосев, "Эстетика Ренессанса", Москва , 1998, стр. 92
Здесь А. Ф. Лосев противопоставляет образу античного "демиурга", подражавшего безличному образцу, ренессансное понятие художника, которое "основано на подражании абсолютной личности, представляющей собой предел всякой разумности и красоты".
16 Luis de León, "De los Nombres de
Cristo", Madrid, 1991, стр. 303
17 "A Francisco Salinas" ("El aire se
serena…") в кн. Fray Luis de León,
"Poesía", La Habana, 1981, стр. 78
18 Luis de León, "De los Nombres de
Cristo", Madrid, 1991, стр. 313
19 "Noche serena" в кн. Fray Luis de León, "Poesía", La Habana, 1981, стр. 67
20 Там же, стр. 60
21 Luis de León, "De los Nombres
de Cristo", Madrid, 1991, стр. 302
22 Там же, стр. 255
23 А. Ф. Лосев, "Эстетика Возрождения", Москва, 1998, стр. 98
24 Luis de León "De los nombres de Cristo", Madrid,
1991, стр. 220
25 Luis de León "De los nombres de Cristo",
Madrid, 1991, стр.130
26 "Canción a la vida soletaria" в кн. Fray Luis de León, "Poesía", La Habana,
1981,стр. 43-44