<<назад в раздел "Публицистика"
<<назад в раздел "Музыка"
Занимательное гробоведение
К выходу нового альбома "Гражданской обороны"
наше издание предлагает читательскому вниманию годичной давности набросок,
почему-либо появившийся в этой реальности.
ЛИЦЕНЗИОННАЯ ВЕРСИЯ
"ПОСЕВА": НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРАВКЕ ТРЕКЛИСТОВ
НОМЕРНЫХ АЛЬБОМОВ.
Материалы к исследованию.
Поскольку издание-переиздание магнитоальбомов
плодовитейшей группы "Гражданская оборона"
длится уже двенадцать лет, можно сделать одно важное наблюдение: при каждом
новом выпуске (магнитоальбом – пластинка –
компакт-диск) записи РЕДАКТИРУЮТСЯ на всех уровнях – от длины песен и
использованных обработок звука до изменения наименований в треклисте.
Практически НИ ОДНА из "лицензионных" работ не вышла в абсолютно том
же виде, что и "магнитоальбомная".
На пластинке "Прыг-скок", к примеру, на одну
песню больше, чем на магнитоальбоме, а на
компакт-диске еще на две песни больше. Но это бы даже и хорошо. Правда, такие
вещи делаются обычно в виде бонус-треков, здесь же
ничего подобного - вспарывается прямо тело альбома с определенной драматургией,
какая бы степень предумышленности за ней ни стояла, и звучанием (а у этих
"лишних" треков оно радикально другое).
Но вот если взять уже альбом "Война", то здесь
налицо гораздо более грубая работа: на диск включили очередную блистательную
версию "Все идет по плану" и "Уеду в Америку" из
"Посева" (в "лицензионный" "Посев", выход
которого и послужил причиной данного наброска, эта композиция почему-то не попала
вовсе, хотя на магнитоальбоме шла первым номером и
вообще имелась там в двух исполнениях –
"прерванном" и "полном"), в ущерб раритетным "Человек
это гордо звучит" и "Созвездие Яйца". Можно, конечно, много
поговорить о низком художественном уровне этих композиций, особенно второй, в авторском
исполнении Кузи УО, но альбом "Звездопад" тогда и вовсе не следовало
выпускать, при такой-то притязательности.
Конечно, и "Война" – далеко не первый случай
небрежного обращения с формулировкой трек-листов
подпольных магнитоальбомов, выпущенных в так
называемом "лицензионном" виде, понятие какового, кстати говоря,
существенно разнится у автора, правообладателей и российского законодательства.
Не вдаваясь в представления и мотивации
издателей (их было много разной степени пиратскости,
это тема отдельного культурологического исследования, не имеющего прямого
отношения к данной работе) вспомним основные различия между
"лицензионными" и "магнитоальбомными"
версиями (мы сознательно не противопоставляем термину лицензионные версии
термин пиратские версии, не из идеологических соображений, а по причине
традиционного понимания пиратской версии как копии лицензионной, в
рассматриваемом же случае
дело было ровно наоборот).
Если обычное переиздание магнитоальбомов
подразумевает подход, характерный для профанных
представлений о реставрации как о любовном деле, совершаемом аккуратными
учеными для максимально точного воспроизведения куска жизни определенной эпохи,
то в данном случае мы имеем дело как раз с реалистическим
румяным работником по найму, разъебывающим
кувалдой печную кладку в преддверие чилл-аута.
Пройдемся
по вехам большого пути.
Из "Хорошо"
волевым усилием удалена песня №2, "На каждой стене портрет великого
вождя…". Больше она нигде никогда не появлялась, только в данном интернет-издании текстов Гражданской обороны она
вставлена между "Кленовым листом" и "Бабища блевани",
чего на "лицензионной" версии не наблюдается.
Из "Красного
альбома" удалена песня "КБГ-рок" (не
путать с "КГБ-рок") в пользу акустического бутлега
"Игра в бисер перед свиньями", который ранее назывался "Красный
альбом (акустика)", зато добавлена песня "Открытая дверь",
украшавшая собой магнитоальбом "Оптимизм"
(здесь боюсь ошибиться).
"Боевой
стимул" вышел с другим вариантом "Капусты", "Система"
вообще в акустике. И еще немного о навсегда утерянном
для человечества: это песня "70 лет Октября".
На "Так
закалялась сталь" другой вариант "Тишины" без инструментального
сопровождения и отсутствует "Мы идем по засохшей траве".
Для
"Все идет по плану" все "стихи" ("Какое небо",
"Лапша", "Однажды", "Вот какое небо", "Что
приснилось художнику в сумасшедшем доме") были переписаны заново, а в
"Тошноту" они не вошли, причем "Что приснилось художнику в
сумасшедшем доме" навсегда осталась на пластинке "Все идет по
плану", в переиздание магнитоальбома она не
вошла.
С акустикой вообще и
концертной акустикой в частности поступили просто: не стали издавать отдельно
"Концерт в Иркутске", выпустили включающий его сборник "Музыка
весны" (на нем 26 песен из "Иркутского концерта", всего на
"Иркутском концерте" в варианте, который записан у меня, 44 песни),
сборник вообще очень своеобразный в репертуарном
плане. Сюда не вошли многие известные акустические номера, в
т.ч. "Он увидел солнце", "Зоопарк",
"Колыбельная", а в особенности удивительно отсутствие "Кто
сдохнет первым" и "Философская песня о пуле" со студийных
"Вершков и корешков", солидная часть которых, тем не менее, ничтоже сумняшеся впихнута (14 композиций, почти половина,
+"Лето прошло", на "официальном издании" "Вершков и
Корешков" отсутствующее, но на "Музыке весны" представленная
как запись той же сессии) на этот колоссальный по
разнообразию представленного материала бардак, при том, что в нем встречается,
в частности, по два исполнения "Боевых стимула", "Мимикрии",
"Новой правды", "Насрать на мое
лицо", "Насекомых", "Системы" и "Русского поля
экспериментов".
С "Посевом"
издатели перемудрили окончательно. Он больше не называется "История: Посев
1982 – 1985", запись 1989 года, как указано во всех мыслимых дискографиях,
в том числе и авторизированных Летовым, а называется
просто "Посев". Но это коллекционерская дотошность, въедливость
фарисействующего специалиста, однако есть здесь сюжеты, которые могут вызвать
любопытство и далеких от данной проблематики специалистов.
В магнитоальбоме было тридцать композиций, если считать
"стишки", "инструменталы" и
прочее безобразие за отдельные треки: дело в том, что сам автор обычно выделяет
их, но иногда включает в композиции, как стихотворение "На беззащитной
дороге..." на виниле "Все идет по плану" входит в трек
"Второй эшелон" (в скобках замечу, что Летов
декларирует пиратское происхождение "дохоровских"
пластинок и компактов "Гражданской обороны", но не в том смысле, что не принимал в них участия, а в том
смысле, что не получил за это денег. О его вкладе в их выпуск говорит и
использование на "Все идет по плану" специально перезаписанных для
этой пластинки некоторых треков, выпущенных впоследствиии
ХОРом под названием "Тошнота", и оформление
из раритетных фотографий на "Попсе", не появившееся впоследствии на
компакт-диске "Попс", зато вошедшее
почему-то на компакт-диск "Посев", кстати, на том же "Попсе"-пластинке, а затем и компакте, были аккуратно
вырезаны или искажены все выкрики "Хой!",
вряд ли кто-нибудь, кроме автора, мог с этим морочится, об авторском участии в BSAевских компактах говорит и
публикация на сборнике "Русское поле экспериментов" BSA, оформленном
тоже оригинальными фотографиями, текстов песен в авторской редакции. Ибо
"со слуха" разобрать эти тексты НЕВОЗМОЖНО. Известно, что Летов не публикует "тексты" песен, публикует
только "стихи", отличая их между собой с помощью более чем
своеобразного параметра "чтение глазами". Первые этому "чтению
глазами" не поддаются, зато вторые "читаются глазами" прекрасно.
Об общественном неведении относительно истинного содержания его песен говорят
примеры из интернет-публикаций: "Отрыгнув
сомненья, за кота в рукав", "Собрав всю волю воедино, умело проглоти
алычу", "Ржавый пункер - моя свобода",
"Пластмассовый мир победил, пакет оказался сильней", "А скоро
достанется всем", "Ванька Роллинг Стоун
(Вариант: Ай лайк Роллинг Стоун)", "Христос терпел и нам велел,
пацанам хуе-мое (Вариант: просто так, хуе-мое)", "Сдавленные ротики, сухие
догматы", "Да да, я зарезан" (это
"Тоталитаризм", довольно давно, правда, встречалось), "Весь
снежок - терочки" и самые, на мой взгляд,
выразительные "В мокрой постели голое тело нашли, черт не одел",
"Как и что облевывал летящий Башлачев" и
"Трогать и немножечко пытать свою плоть". Именно "Русском поле
экспериментов" звучание "Гражданской обороны" более всего
приближается к "индустриальному", полностью иногда
заглушающему торопливое пение вокалиста. Публикацию полных
текстов песен "Каждому свое", "Поезд ушел" и
"Превосходная песня" мог произвести только автор, это я утверждаю как
человек, который лично пытался тексты этих песен разобрать).
Так вот, из тридцати
треков магнитоальбома "История: Посев" ХОР
выпустил четырнадцать! Даром что здесь нет половины композиций,
последовательность их педантично соблюдена относительно магнитоальбомной.
Я позволил себе составить собственный вариант треклиста
на основе официального ХОРовского (песни помечены
восклицательным знаком) и МП-3 варианта магнитоальбома,
найденного в интернете и скаченного, жаль, не помню
где – еще плюс двенадцать треков (песни помечены тильдой и названы в
соответствии со своими интернет-названиями).
Эти два источника вместе составляются в единое собрание, песни располагаются по
номерам треков. Но есть и еще одна запись -- это
пиратская кассета, купленная мной в 1993 году на лотке в магазине "Молодая
гвардия" (ныне "Зигзаг"). Песни на ней располагаются примерно в
том же порядке, что дает основания расставить их на свои места в этом списке,
но поскольку они не оцифрованы, то помечаются прочерком и не сопровождаются
номерами. В таком виде теперь эту запись я с наслаждением слушаю. Спасибо.
Гражданская Оборона
"История: Посев 1982 - 85" 1989
1. ~ Уеду в Америку I
0:28
2. ! Открове 2:52
3. ~ Мама, мама... 2:35
4. ! Поганая молодежь 2:49
5. ~ Среди заражённого логикой мира 1:33
6. ~ Кто ищет смысл 3:21
7. ~ Дети спят 2:13
8. ! Зеленый блюз ("Сегодня очень трудно…")
3:10
- Может, ГО
- Мама, бля
9. ~ (Мнение обозревателя) 0:58
10. ! Рваные бусы 3:47
- Я видел собаку
11. ~ Уеду в Америку II 1:00
12. ! Осенняя песня ("Я думаю вечность...")
3:08
13. ~ Как бы я хотел умереть 0:57
14. ! Черный цвет ("Стоя в голубом...") 3:44
15. ~ Кузю уговаривают читать стих 1:46
16. ! Ненавижу женщин 3:03
17. ~ (Инструментал) 1: 38
18. ! Метаморфоза ("Подхватило ураганом...")
2:19
19. ! Проглаженный железным утюгом 1:58
20. ! Сибирский мороз ("Окно замерзло...") 3:55
21. ~ (Ла-ла-ла) 1:05
22. ! Я выдуман напрочь 3:03
- На наших глазах
23. ! Малиновая скала ("Рядом лица с двух сторон...") 3:03
24. ! По теперешним-то временам 0:27
25. ! Детский доктор сказал "Ништяк" 3:11
26. ~ Тихий смех 0:13
Оправданием ХОРу служит то, что мутит всю эту фигню наверняка автор, Солженицын ведь редактирует до
сих пор "В круге первом", переписывая не слишком любезные
высказывания о Столыпине, апологетикой которого ныне занимается, и никакая
редакция "Литпамятников", которая хочет
выпустить ИЗНАЧАЛЬНЫЙ вариант, ему не указ.
Его право.
PS Зато
ХОР выпустил "Вершки и корешки" общей протяженностью 62 минуты на
двух компакт-дисках. Солидная фирма! Дабл ИПи, еб твою мать!
2003